Праздник со стрельбой

Сначала мишенью для владельца пистолета была денежная купюра, а потом оказалось лицо соседа по квартире.
…Когда выпадает череда весенних праздничных дней, многие горожане спешат провести их ближе к природе. В том числе и навещают своих сельских родственников. Так было и с супругами Большаковыми. На личной легковой машине они в два счета доехали туда, где родился и вырос Николай, и куда с ним привыкла наведываться после Раиса после того, как  был зарегистрирован их брачный союз.
Встретили дорогих визитёров радушно. Вот только общение продлилось не долго, оборвавшись после неожиданного телефонного звонка. Выслушав по мобильнику сообщение, Николай Большаков тут же засобирался в обратный путь, известив жену о том, что сотрудники правоохранительных органов попросили его отложить все дела и незамедлительно  приехать в отделение полиции, чтобы установить детали всего того, что случилось накануне.
На этот раз время преодоления расстояния от села до города летело не так быстро. Водитель уже не торопился прибавлять скорость даже на прямых участках трассы. Готовясь отвечать на вопросы под протокол, он вспоминал все то, что предшествовало этой их семейной поездке. Правда, как впоследствии заявит, отчетливо помнил события не все, а лишь до того момента, как его сморил алкоголь, заставивший забыться в хмельном беспамятстве.
…Собственно, отмечать праздники начали они еще вчера, когда, наряду с официальным «красным днем календаря», выдалось их собственное торжество по поводу именин Раисы. Пригласили на торжество друзей и местную родню. А поскольку в их квартире, помимо тещи Николая Большакова, проживали с подселением еще и соседи, то веселиться пошли на улицу, благо, что погода выдалась прекрасной – ярко светило солнце и можно было устроить пикник под открытым небом рядом с гаражом.
Туда и отправились всей компанией, не забыв прихватить  с собой запас спиртного и заранее приготовленное мясо для шашлыков. Помимо мангала и шампуров, в боксе для личного автомобиля Большаковых нашлись стол и стулья, пригодившиеся и для карточной игры в перерывах между тостами за здоровье именинницы, на которые был мастак их племянник Сергей Лужков.
Когда картежникам наскучили короли с дамами и тузами, вдруг вспомнил хозяин о том, что в одном из ящиков с инструментами и запасными частями лежит у него, прежде преданный забвению, пневматический пистолет. Последний раз забавлялся им пару лет назад, еще при покупке точной копии боевого оружия, стреляющего свинцовыми шариками под давлением сжатого воздуха.
И вот теперь пригодился пневматик уже для развлечения гостей.
В качестве мишени укрепили на дальней стене гаража  мелкую денежную купюру, по которой и принялись азартно стрелять, демонстрируя индивидуальную меткость. Лишь наступившие вечерние сумерки и прохлада заставили покончить с забавой и подняться в квартиру, где можно было принять «на посошок» перед «шапочным разбором».
На свет в окнах гости потянулись  с остатками пиршества. Сам Николай Большаков немного приотстал, запирая гаражные ворота на замок. И только тронувшись следом, почувствовал в кармане куртки тяжесть пистолета. Но снова прятать его на прежнее место не стал, чтобы не тратить зря времени. Так и отправился вместе со всеми. 
На кухне Раиса собрала на скорую руку ужин, Николай поставил ёмкость с пивом.  Уже рассевшись за столом, весело начали делиться впечатлениями о прекрасно проведенном досуге, как вдруг открылась входная дверь и на пороге появились соседи – Ольга Кружаева со своим сожителем Дмитрием Венгеровым.
Они сразу прошли в свою комнату, откуда мужчину привлекли на кухню громкие голоса участников, устроенного там застолья. Заглянув к ним, Дмитрий получил приглашение присоединиться к компании. Тут же была протянута и ему полная кружка, налитая из пивной бутылки.
…Но на этом эпизоде, возвращавшемуся в город из села, Николаю Большакову стало не до воспоминаний. Машина уже доехала до территориального отделения полиции. Так что   следовало подниматься в кабинет, куда был персонально приглашен, звонившим по телефону, офицером.
Разговор начался с того, что визитера поставили в известность о тяжелой травме, полученной гражданином Венгеровым, в нанесении которой подозревается именно Большаков. Основанием для этого стали показания Ольги Кружаевой, имевшиеся в материалах, возбужденного по данному факту, уголовного дела.
Она рассказала, что накануне вечером, когда вернулись к себе домой из гостей, застали там гулявших соседей. Сожителя позвали к столу. Тот, на свою беду, согласился, не ведая, что в ходе, возникших к нему претензий, может возникнуть серьезная ссора с собутыльниками.
Когда это произошло, Ольге Кружаевой пришлось бежать к нему на выручку, чтобы разнять сожителя и племянника соседа, набросившегося на Дмитрия. Это ей удалось. Гражданские супруги заперлись в своей комнате, полагая, что  неприятный инцидент исчерпан.
Но ошиблись. В дверь постучали. Отперев замок, женщина вознамерилась отчитать соседей за беспокойство, но не успела. Так как была буквально сметена в сторону незваными визитерами. Один из них – Лужков, не забыл прерванный конфликт, вновь схватился бороться с Венгеровым.
Придя в себя, Кружаева  увидела, уже стоявшего над соперниками, Большакова с пистолетом в руке. Затем раздался выстрел.
Помимо показаний Ольги, в материалах следствия имелся и диагноз медиков, установивших у  Дмитрия Венгерова сочетанную травму правого глаза  и костей лицевого скелета, причиненную в результате слепого пулевого ранения.
Узнав про это, пришлось Николаю Большакову добровольно выдавать тот самый пневматик, который в  злополучный вечер случайно прихватил в своём гараже. По заключению баллистической судебной экспертизы,  пневматический пистолет модели «МР-654К» изготовленный промышленным способом на Ижевском механическом заводе, пригоден к стрельбе пулями диаметра 4,5 мм. И что важно –  к категории огнестрельного оружия не относится.
Однако, как оказалось, способен нанести жертве немалый урон. Потому что потеря Дмитрием Венгеровым зрения на правый глаз повлекла собой стойкую утрату общей трудоспособности более чем на одну треть и виновному в этом грозит уголовная ответственность. Поняв это, Николай Большаков начал утверждать, что не имел  умысла. Что все произошло случайно.
…Услышав крики окружающих, что у соседа в руке нож, он поверил в это, так как Венгеров ранее говорил, что успел побывать за решеткой, следовательно, может пойти на всё, что угодно. Потому, вспомнив о, лежавшем в кармане, пистолете и желая предотвратить кровопролитие, ударил Дмитрия по голове рукояткой. И не виноват, что в результате такого действия непроизвольно раздался выстрел.
Проверка этой версии установила, что на самом деле вместо ножа Венгеров пытался обороняться от нападавших на него людей, вовсе не ножом, а безобиднейшей вещью – съёмной ручкой от сковороды.
Одновременно нашлись свидетели, видевшие, как Большаков целился в лицо жертвы и целенаправленно нажал на спусковой крючок. Имелись и другие факты, опровергавшие утверждение подследственного о случайности выстрела. Как стало понятно – избранное в качестве способа защиты.
Например, злой умысел оказался в самом выборе  орудия преступления. Ведь, пневматический пистолет, обладающий большой поражающей способностью, был направлен именно в голову,  где расположены жизненно важные центры, а сам выстрел произведён  практически в упор – с предельно близкого расстояния. При этом не нашлось оснований считать случившееся необходимой обороной либо превышения её признаков, а также причинения травмы по неосторожности.
И тогда, под тяжестью улик, Большаков признался в том, что желая проучить соседа, которого упрекал во многих недостатках, специально взял пистолет и отправился с ним на расправу.
Прокуратурой действия обвиняемого были квалифицированы как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека. Эту оценку поддержал суд. В качестве смягчающих вину обстоятельств учли материальную помощь деньгами и продуктами, которую оказывал Большаков Венгерову. А так же то, что он приобретал медикаменты и обещал помочь в проведении необходимой операции. В итоге осужденному назначили наказание в виде трех лет лишения свободы условно, с таким же по длительности испытательным сроком.


Рецензии