Уроки доброты. Глава 7. Море

        http://proza.ru/2015/01/31/588

     Вот и дождались служивые весны. Большой буксир выполз с места зимовки и начал вместо ледокола ломать лед в ковше. Без его помощи лед таял бы до мая. А так с отливом его вынесло в море. Толпа начала ходить курить на бак, солнышко днем стало припекать. И захотелось корабельщикам в море, подальше от пирса, в залив Анива. Открывал навигацию 900-й сторожевик, он завис в бригаде уже в декабре, 800-ый же запустили в базу только 14 января. Матросы  курили на баке и откровенно завидовали 900-му. Их  командир Девятков стоял на мостике и отдавал команды по громкой связи, его команды эхом разносились по ковшу.
 
       —Баковым - на бак, ютовым - на ют. С якоря и швартовых - сниматься.

       Двигатели к пуску. Электрики  отсоединили кабель от щита на берегу, перешли на автономное питание.  Мотористы запустили на холостой ход  главные двигатели. Сначала они, пока не прогреются, дымят сильно, от чего весь  ковш затянуло пеленой дыма. Отдали швартовы и начали выбирать якорь, поливая цепь из шланга, чтобы смыть с нее ил и грязь. Девятков командует.
      —Левый назад, правый вперед!

       Корабль разворачивает корабль носом к выходу из ковша, далее бортовые двигатели вперед и 900-й, покинув тесный ковш, устремился навстречу морскому простору.

       Кэп 800-го  никогда не знал, когда наступит его очередь,  эти дела вершили в штабе исходя из коэффициента напряженности. Смысл в том, что все корабли в отдельно взятом  году примерно одинаковое количество суток должны быть в море. 800-й держали  всегда под полной заправкой, мотористам оставалось  только пополнить запас воды, и прощай скалистые берега.

       Через четыре для мотористов заторопили  залить воды по полной. Назначен  выход на  восемь вечера. Командир пришел, возмущается, мол  900-ый зиму простоял, машину  не ремонтировал, сломался и еле ползёт в бригаду, а 800-ый выталкивают на замену.

        И вот  открылась навигация 1981 года и для друзей Виктора.  Продолжалась  эта свистопляска все лето. Как самый надежный корабль 800-й выскакивал на замену тем, кто сломался. Преимущественно корабль  находился у мыса Крильон. В хорошую погоду от него виден  остров японский остров Хоккайдо. Как обычно стоял Виктор вахту с Юрой и Колей Всеволодовым  с двух часов ночи до восьми утра.  Однажды Юра  вышел после восхода солнца покурить и тут же зовет

      — Витя, иди, посмотри!
 
       Открыли дверь из тамбура. А там  все розового цвета, лучи окрасили все в такой колер. Даже берег и тот розовый, продолжалось это явление минут десять. Видела только вахта. Потом рассказывали на корабле, не верят, смотрят, как на придурков, хихикают  «розовые камни», ха-ха-ха. А все было розовое, и маяк на мысе, и застава пограничная, и ракеты земля – воздух, которые на мысе стоят. 

       Как-то  сыграли тревогу и пошли на западную сторону Сахалина, туда к острову Монерону. С заставы передали информацию, что туда прошла лодка Казанка с мотором. Кораблю предстояло закрыть тот участок моря. Радиометристам дали команду,  вести наблюдение за морем. Сигнальщикам же глаз от Монерона не сводить. Корабль начал ходить вокруг острова без остановки, поиски продолжались неделю. На остров привезли зеленых пограничников,  те ничего не нашли. С этой эпопеей израсходовали топливо. Из штаба дали команду идти  на  заправку в  Невельск.

        Переход короткий, через пару часов уже входили в порт города. Повезло тем ребятам, кто служил там, их суда стояли прямо вместе с гражданскими. Такого разделения, как  в Энске не было. Прямо в порту стояли их корабли, город не большой, виден как на ладони, стоит под холмом.  Порт отделен от моря волнорезом, на нем  лежат сивучи, ничего не боятся. Стояли  там часов шесть, взяли топлива и воды, свежий хлеб.

        Вечером только начало темнеть вышли на участок к мысу Крильон.  В 1983 году возле Монерона упал сбитый южнокорейский БОИНГ 747, ребята из ВВС поиграли в защитников Отечества. Доходили свой срок, как обычно без аварий и поломок. Пришел приказ, заходить в базу. Пришвартовался корабль как всегда лихо, 800-му каждый раз народ завидовал,  кэп командовал  швартовкой так, что останавливал корабль в двух метрах от пирса, ютовой команде оставалось бросить на берег концы и закрепить их на  кнехтах на палубе.  Другие командиры, иногда и кормой на пирс  корабли сажали. 

       Перешли на питание от  берегового электрощита, заглушили  дизель-генератор. К тишине тоже нужно привыкнуть.  Народ отправился стирать и мыться в душ, что-то странное происходило. Обычно еще только встали у пирса, а уже шланги тащат топливом заправляться, а сейчас тихо, что-то не к добру, так и оказалось. Швец сказал, что через день будем вставать в сухой док, подошло время менять защиту корпуса от коррозии. Занятие это весьма  интересное, кто видел это впервые, оставляет яркое  незабываемое впечатление.

Продолжение:  http://proza.ru/2015/01/31/822


Рецензии
"Ура-а!" - кричу я вместе с экипажем 800-го и, как в известном фильме "Человек-амфибия", пою: - С якоря сниматься, по местам стоять.
Эй, на румбе-румбе так держать!")))
Но надо, оказывается, не только с якоря, но и со швартовых сниматься...)

1981-й год... Какие на фотографии все морячки красивые, молодые, сосредоточенные!
Девчонки, наверное, на шею вешались постоянно, не так ли?)))
С улыбкой,

Элла Лякишева   08.09.2020 18:18     Заявить о нарушении
Конечно вешались. Молодые, красивые, способные, здоровые парни со всей страны, по специальному отбору. Некоторые девушки с Энска выходи за них замуж и уезжали с острова. И моряки оставались на Сахалине на постоянное место жительства. Спасибо Элла! С теплом!

Владимир Сысун   09.09.2020 02:07   Заявить о нарушении