Галац

               
       Теплоходы типа «Волго – Дон» были построены для  перевозки насыпных грузов по рекам с выходом на водохранилища, Онежское и Ладожское озера.
       В 90-е годы часть из них переоборудовали для работы в смешанном «река – море» плавании. Одни суда сделали короче на один трюм, усилили борта, палубу, нарастили фальшборта. И они уже могли работать в бассейне Средиземного моря. В судовых документах были отмечены ограничения их  работы в море по удаленности от берега, от мест возможного укрытия,  ограничения по погодным условиям и  времени года.
      На теплоходе «Волго – Дон 238» произвели такую реконструкцию и стал он
судном класса «река – море» с определенными ограничениями.
      В октябре 2005 г. погрузили металлолом в порту Азов, назначение груза Румынский порт Галац.
     Порт Галац находится на левом берегу реки Дунай. Из Черного моря в Дунай
попадаешь сначала пройдя Сулинское  гирло Дуная. Сулина небольшой румынский городок. Там надо встать к причалу и оформить открытие границы. Эта про-
цедура не отличается от российской, украинской или арабской. При оформлении судна, все такое же выискивание различных предлогов для вымогательства.
     После открытия границы на борт поднимается лоцман, и с его помощью далее следуем в порт Галац.  Лоцман в форме, белой рубашке с галстуком, на кителе блестят медные пуговицы и различные знаки, выглядит очень импозантно. Вскоре после начала движения заводит прямой разговор:
    - Капитан, сколько вы мне заплатите за проводку?
    - Господин лоцман, вам платит моя судоходная кампания. Мне деньги на лоцманов не выделяется.
    - На других российских судах капитаны всегда мне платят 50 долларов. Это
им выдают специально для лоцманов.
    - Я об этом не слышал, не знаю. Могу угостить вас русской водкой.
    - Сколько бутылок вы мне дадите?
    - Да, нисколько, у меня есть одна открытая бутылка, я вам налью.
    - Спасибо, не надо.
      Повар приносит на мостик кофе, бутерброды. Лоцман смотрит на судовые часы. Местное время меньше судового на один час, и опять:
    - Капитан, у вас во сколько обед?
    - С 11.30 до 12.30. Я попрошу повара, она в 12.00 здесь накроет  вам обед.
    - Я обычно обедаю в час дня по местному времени, так пусть она на это время приготовит.
    - По судовому это будет два часа. Повар встает на работу в 06.30, а заканчивает работу, когда вымоет посуду и кают –кампанию после ужина, т.е. полдесятого вечера. И в течение дня ей надо отдохнуть. Накормит она экипаж
обедом, вымоет посуду, кают – кампанию и у нее будет время полтора часа для
отдыха, потом надо накрывать полдник, он начинается с 15.30, но  надо вскипя-тить чай, нарезать бутерброды и т.д. Так, что в 1400 она не сможет вас накормить,в это время она отдыхает.
    - Но, не могу же я обедать в разное время. Я так привык. Вы уж распоряди-тесь.
    - Хорошо, я скажу, чтобы она оставила вам обед на столе, а вахтенный матрос потом принесет на мостик.
    - Так он будет холодный.
    - А, вы попросите пораньше. Он и не успеет остыть.
      Так за «задушевным» разговором и прошли около 80 километров до порта
Галац. Швартоваться надо к плавкрану. На Дунае сильное течение. Вставать надо
с отдачей левого якоря. Поднялись по течению выше плавкрана. Отдали левый
якорь. Руль переложили «право на борт», чтобы нос судна направить к плавкрану.Команда на нос и на корму:  «Приготовиться к швартовке правым бортом». На баке и корме начали работать лебедки… и судно обесточилось. Старый вспомогательный двигатель не выдержал нагрузки и отключился. На всех морских судах в этом случае автоматически запускается в работу аварийный дизель - генератор или подключаются буферные аккумуляторные батареи. На «Волго – Доне» это не предусмотрено. Судно обесточено и не работает рулевая машина. Руль «право на борту» и течением нос судна разворачивает на стоящие у причала перед плавкраном  суда. С мостика следует команда:
     - Отдать правый якорь.
       А его не отдать, не вывести из зацепления барабан якорной лебедки, ле-
бедка не работает – обесточена. Пробует капитан задержать движение к причалу
двигателями. Работает машинами «враздрай». Толку от этого мало, но вдруг левая якорная цепь набилась, нос судна дернулся и судно остановилось. Отдан-ный  якорь задержал. Запустили вспомогательный двигатель, на судне появилось
электропитание и подошли к плавкрану. Подали швартовы. На плавкран завели
трап, лоцман убыл с борта. Капитан в штурманской рубке курит, успокаивает нервы и заполняет судовой журнал. Звонок по судовому телефону. Вахтенный штурман докладывает:
     - На борт судна прибыл капитан порта.
     - Проводите его ко мне в каюту, - распорядился капитан и спускается в свою каюту.
       Через некоторое время, в сопровождении вахтенного помощника, в каюте
появляются два румынских представителя порта. По нашивкам на форменной одежде видно, что один рангом выше второго. Поздоровались, капитан пригласил их присесть за стол, вызвал повара. Та накрыла стол, как обычно – кофе, бутерброды. Разговорились:
     - Капитан, как дошли до Галаца? Как ошвартовались? Тут очень сильное течение.
     - Нормально дошли, нормально ошвартовались. Готовы к выгрузке. Жду
грузополучателя и будем открывать трюма.
     - Все ли у вас на судне нормально?
       Капитан почувствовал в этом вопросе какой-то подвох. Подходит к иллюминатору, глядит на палубу. Обычно, очень часто матросы забывают после швартовки надеть на швартовы противокрысиные щитки. Смотрит – они на месте.
     - Да, все нормально. Все мероприятия по безопасной стоянке выполнены.
     - Нет капитан. Я не зря спросил. У вас на судне много нарушений.
     - Не может быть, покажите.
       Вышли к трапу. Капитан порта показывает:
     - Вы пришли с лоцманом, лоцман с судна убыл, а лоцманский флаг не спущен. Стоите с отданным якорем, а якорный шар на баке не поднят. Под тра-
пом нет сетки. Что будем делать? Много нарушений.
     - Все замечания сейчас же будут устранены. Просто еще не успели, вы видите, матросы работают, слабину швартовов на вьюшки сматывают. На судне всего три матроса, не успевают все сразу сделать.
     - Якорь отдали, и шар сразу поднимается.
       Ну не будешь ему объяснять, что судно обесточилось и вахтенный матрос
 с третьим помощником капитана пытались отдать правый якорь, а когда это не
удалось, побежали за кранцами, чтобы смягчить возможный удар по стоящему у причала судну. 
     - Ладно, капитан. Сколько долларов вам выделяет ваша кампания на пред-
ставительские цели?
     - 20 долларов на весь рейс, но я их отдал еще в порту Азов. Сейчас у меня на борту даже спиртного нет. Я собирался после начала выгрузки сходить в город и купить на свои деньги спиртного для гостей в «Duty free shop».
     - Хорошо, мы зайдем позднее.
       Ушли проверяющие. Начали выгрузку. Собрался капитан в город. Кто их
знает, вдруг опять придут, а встретить их и нечем. Пригласил за кампанию старшего механика. Магазин беспошлинной торговли находился недалеко от про-
ходной порта. Но решили сначала прогуляться по городу. Первый раз в нем. Да
и просто пройтись по твердой земле, отвлечься, а спиртное взять на обратном
пути на судно. На судно вернулись около семи часов вечера. В полвосьмого к
трапу подъезжает автомашина. Прибыли дневные посетители:
     - Ну, что капитан, как город?
     - Город хороший, вот купил вам презент, - и вытаскивает из холодильника
бутылку водки «Смирнофф».
     - Капитан, нас двое.
       Достает капитан еще одну бутылку.
     - Ну, это мы возьмем домой, а в офисе, что откроем?
       Лезет капитан за третьей бутылкой. Визитеры берут, все складывают в кейс и, довольные, уходят. Судно проверили, порядок навели. Можно спокойно и по домам. Был ли это действительно капитан порта Галац или просто какой-нибудь руководитель отдела порта – неизвестно. Документы у них никто не проверял. Но и посторонние люди в форме по порту не могут разгуливать.
       Радует, что сейчас Румыния  стала членом ЕС,  и такие случаи уже не повторятся.   Однако, люди -  то остались те же.
 
            
            
 
   
      
         
 


Рецензии