Уроки доброты. Глава 8. Док

          http://proza.ru/2015/01/31/620
     Что такое док? Это есть сооружение, предназначенное для  ремонта и окраски судов. В нашем случае с завода под воду уходят рельсы, по ним поднимают корабль. Сначала  по рельсам сгоняют в воду  тележки, корабль ставят у стенки, предварительно слив все горючее. А потом под тележки подгоняют корабль. Это очень сложно, поэтому в части был специальный подготовленный для этого офицер и мичман  замещающий на случай болезни и отпуска офицера. Перед докованием уменьшают пожароопасную опасность, сливают топливо и выгружают боезапас.

      Механик запретил выкачивать горючее из расходной цистерны. Об этом никто не узнал, так как не случилось происшествия,если бы не рассказ Кравцова, то никто и не узнал бы о этом. К стенке корабль ставят во время прилива, когда вода начинает спадать, корабль медленно тихо садится на  тележки. Потом в дело вступает тихоходная мощная лебедка.  И вот уже корабль начинает выезжать  по рельсам. На весь подъем из воды два часа. Все гениально просто. Корабль обросший водорослями и ракушками уже вне своей стихии,  но из  шпигатов продолжает  вытекать вода. После перестраивания  блоков лебедки, корабль сдвигают в сторону. Главный путь освобожден для подъема других кораблей, одновременно доковаться могут четыре корабля.  Корабль устанавливают  на козлы с деревянными подкладками. Механик начинает составлять акт докового осмотра, матросы  хватают скребки и начинают чистить днище до ватерлинии.

          Задача, успеть отодрать все водоросли до того момента, пока днище не просохло. Никто на чины и должности не смотрит, скребут все и БЧ-5  в том числе. Это потом вспомнят, что и своей работы много. Замполит тогда  был старший лейтенант Володя Карабышев, бывший штурман, решивший, что замом быстрее сделает карьеру. Этот суетился больше всех.  Бегает вокруг, подбадривает, чтобы руками шевелили. Матросы  посоветовали ему попробовать. Шкрябал минуту, и тут же нашел себе другое занятие.

         На следующий день мотористы  ушли к себе в машину. Нужно  было открывать большие приемные кингстоны охлаждения главных машин, прочищать от грязи и водорослей. Потом начали открывать топливные цистерны, чистить внутри их  от накопившейся слизи и грязи. Они расположены в первом приборном отсеке, под постами радиста и радиометриста. Они то и не подозревали, на чем сидели, под каждым по восемь тонн топлива.

       С этим делом управились быстро, пошли красить трюма в машинах. Тут Швец снова отличился, позвал мотористов прикатить бочку. В бочке  этинолевый вонючий лак. Им разводят  свинцовый сурик, получается ярко оранжевая взвесь,  вот этой краской и красили трюма в машине. Боцман Мигура посмотрел на   художество Швеца, сравнил с грунтовкой, которой постоянно красили верхнюю палубу, попробовал скребком прочность краски и решил красить палубу изобретением механика.  Хозяйство БЧ-5  пронизано трубами, переплетением шлангов, валиком катать не получается.  Лазят по трюмам  мотористы, волочат за собой  ведро этой вонючки, и махают  кисточками.

        Надо помнить про себя, что долго не нужно засиживаться,  постепенно теряется отсчет, кажется, только начал.  Одному такую работу делать категорически нельзя, можно надышаться и крякнуть от этой вони, действует как алкоголь.  Один раз слышит
      — Витя пошли на воздух.
      — Иди, сейчас вылезу, кусочек окрашу,— «Фанера» и «Билл» тоже зовут. Всё красит, дошло до того, что еле-еле ноги унес.

     Вылез, соображает туго. Вышел на верхнюю палубу, воздуха глотнул и чуть не упал, сел прямо на палубу. Сил, спуститься по трапу, нет. Сидел около часа, пока не отпустило. Стало легче,   голова прояснилась.  Так на своем опыте Виктор узнал, что от краски  люди умирают.

       Кончили и это дело, тут Швец вспомнил, что есть еще две маленькие цистерны, стояли они всегда пустые, он решил их приспособить под воду. Они были приготовлены под воду для опреснителя. Опреснитель был не исправен, так как нагревательные элементы моряки срезали на дембельские альбомы, для больших букв САХАЛИН.

        Открыли крышки, посмотрели внутри, нужно красить.

        —Этого наркомана, — показывает Швец на Виктора, — туда не пускать. Полез «Билл», одел противогаз, накрутили ему шлангов, чтобы воздух не в цистерне заглатывал, с перекуром управился. Так завелась персональная цистерна с водой, правда первое время была вонючая, пользовались ею для добавки воды в двигатели и для уборок, потом запах ушел и можно стало ее пить.

      Рабочие с завода поменяли сальники на гребных валах, в месте, где вал выходит из корпуса, поставили новые гребные винты, новые цинковые пластины защиты от коррозии. Привезли новые якоря, якорь - цепи, все это закрепили на штатных местах

      Ребята из верхней команды, закончили покраску днища, процесс проходит в несколько слоев, последний слой, краска не обрастающая, ядовитая. К ней  не прилипают ракушки и растения.  Этого слоя, хватает не  долго. На ходу, через пару месяцев, его смывает.  Даже вечные бездельники гидроакустики и то опустили свои приборы, яйцо и мартышку. Яйцо выдвигалось из днища  корабля на штанге Мартышка опускалась на тросу с кабелем и служила для глубинного прослушивания.

      Специалисты электронщики с завода, выполнили регламентные работы на этих изделиях, все потом подняли на место и корабль, стал готов к спуску. Спуск на воду происходит в обратном порядке.  Подкатили гидравлические домкраты, подняли корпус с козлов, потихоньку покатили корабль на главный путь, там поставили на подкатные тележки и покатили вниз. Дело к вечеру, надо, чтобы начался прилив,  без проблем сойти с тележек. Кэп всех офицеров, кроме механика отпустил домой, чтобы не мешались, да им и делать то  собственно, только смотреть да толпу  заводить.

       На борту остались «Фанера» и «Билл» и еще пара из верхней команды, швартовы отдавать. У этих была задача осмотреть трюмы на течь забортной воды, но в первую очередь, нужно было запустить дизель-генератор и дать электричество. Все прошло без проблем, проблемы возникли у стенки, оказалось, дежурный по стоянке не предупредил командиров буксиров, что вечером спускают на воду 800-й, что его нужно  перетащить на место стоянки и погрузки боезапаса. Командир пришел со стоянки, матерится, говорит ночь тут нужно стоять. Это значило вахта в машине, смотреть за работой дизель - генератора.  Командир  с механиком отошли в сторону, о чем-то переговорили, посмеялись. Швец подходит  к мотористам.

      —Идите, готовьте носовые машины к пуску. Будем сами перегонять корабль, пока совсем не стемнело.

      Мотористы убежали в машину, запустили двигатели и выполнили команды машинного телеграфа. Поступила команда машины остановить. Они довольные поднялись наверх покурить, поглазеть, куда стали. Смотрят,  на своем законном месте.  Соседи удивляются: ну ребята вы даете, только сползли со слипа, а уже и ход есть и электричество.  Они  посмеиваются, у нас механик,  не только фуражку носит.

       Утром комбриг высказал недовольство,  что  топливо все не слили, но как говорят, победителей не судят. По бригаде все стали поглядывать на корабль  с уважением. Утром начали грузить боезапас, закатывать глубинные бомбы, вот тут- то  и проявил себя замполит. Был он худой, про себя видно думал хорошо.

       Начали  катать эти бочки вдвоем, торопиться  некуда, нет этому заму, не понравилось, решил показать собственным примером, как надо. Схватил одну бомбу, поставил на ребро, как бочки пива в магазинах катают, и покатил к пароходу, да сильно разогнал ее и не смог удержать, так одна наша бомба упала на пирс и тихонько покатилась в воду. Увидев это дело, все ходу со стоянки. Отбежали, смотрим,  рядом «Мамонт».
      —У тебя взрыватели стоят
      —Да вроде нет

       Подождали еще минут десять, приходим на стоянку, видят Кэп зама воспитывает, тот голову повинно  опустил. Что тут делать? Пошел Кэп водолаза и кран вызывать, бомбу-то доставать нужно. Соседи спрашивают, как это он умудрился,  смеются.
 
       У нас такой же, говорят, везде от безделья тычется, только в море вахту стоит, а так паразит, червь бумажный. Человек с бесконечными призывами вступать в КПСС. На 800-м  с этим делом замполит справлялся успешно, цифра у него по этому показателю всегда была высокой.  Призыв Виктора в свое  рекорд поставил, из двенадцати – восемь вступили в эту самую КПСС.   Так закончилась  слиповая эпопея.

 Продолжение:http://proza.ru/2015/01/31/1052


Рецензии
Здравствуйте, Владимир!
Замечательная глава и, как всегда, правдивая во всех мелочах!
Восклицаю, прочитав:
"Ох, нелёгкая это работа -
Корабль ремонтировать в доках!
Ей-Богу, не знала, что так густо обрастает днище ракушками и что отдирать их непросто! А ядовитая краска? Это вам не агитация вступить в КПСС!)))С ума сойти можно!
Спасибо за правду-истину!
С искренним уважением,

Элла Лякишева   09.09.2020 18:16     Заявить о нарушении