Гроссман Василий из Бердичева

Зачем великому еврейскому писателю Гроссману
понадобилось менять свое  величественное библейское
имя и отчество Иосиф Соломонович, на лапотное имя - Вася.
                Прокурат

ГРОССМАН ВАСИЛИЙ (ИОСИФ СОЛОМОНОВИЧ) (1888, Бердичев - Киевская  губ. - 1965, Москва), писатель. Автор  романа  “Жизнь  и   судьба”. По данным журнала “Лехаим”, родился в Одессе.

- Я, между  прочим, - перебил  меня,  понизив  почему-то  голос,  Василий  Семенович, - тоже  химик  по  образованию.  Правда,  не  слишком  крупный.
                В. Некрасов

В то время когда печатался в “Новом мире” идейно порочный роман Василия Гроссмана, в Ленинграде среди писателей воскурился фимиам и слышались восхищенные отзывы по поводу этого произведения. Крестного хода, как это было в Москве, у нас не было, но хоругви носили и в Ленинграде. (Смех) Шли сравнения с “Войной и миром” и так далее - в общем, то же самое, что я слышал, сидя в течении двух дней здесь в Москве.
                А. Прокофьев “толстожопый”(кличка)

5 сентября 1946. По поводу пьесы Гроссмана, разруганной в “Правде”, Леонов говорит; “Гроссман очень неопытен - он должен был свои заветные мысли вложить в уста какому-нибудь идиоту...
                К. Чуковский

Накануне смерти, проснувшись после тяжелого укола, он сказал:
- Ночью меня водили на допрос... Скажите, я никого не предал?
____________________
- Дорогая, идите домой. Зачем вам мучиться...
Он умер в этот день моего “дежурства” 14 сентября 1964 года.
                Анна  Берзер

Если бы Василия Гроссмана мы называли еврейским русскоязычным писателем, то все встало бы на свои места.
                И. Шафаревич


Рецензии