От спальных вагонов - к поездам -экспрессам

     О Т    С П А Л Ь Н Ы Х   В А Г О Н О В   -   К   П О Е З Д А М  -  Э К С П Р Е С С А М.               
            
                Главными проблемами длительных путешествий по железной дороге в Х1Х веке   
долгое время оставались периодические остановки поездов в пути,для того,чтобы накормить пас-   
сажиров на станциях следования,утомительные задержки для проверки багажа на пограничных      
барьерах,сидячее пребывание в вагоне,как днём,так и ночью,без отдыха.Разрешить все эти неудоб 
ства взялся бельгийский инженер Джордж Нагельмакер,внимательно следивший за достижениями 
Джорджа Мортимера Пульмана – создателя вагонов для американских железных дорог.Нагельма- 
кер сконструировал и построил в Вене 5 спальных вагонов на основе пульмановских.Несущие че-   
тырёхколёсные тележки вагонов достигали длины 29 футов 3 дюймов.В центральной части каждо 
го такого вагона находился туалет с умывальником,а другие отделения могли быть использованы 
для размещения пассажиров,в которых сидячие места легко переоборудовались в спальные.Перво 
начально планировалось использовать такие вагоны для поездов французской железной дороги.   
Однако,железнодорожные компании отказались сотрудничать с конструктором,но неунывающий   
и полный оптимизма Нагельмакер в конце 1872 года добился использования спальных вагонов на   
трёх других линиях – Париж-Кёльн,Остенде – Берлин,Вена – Мюнхен.               
                Основной бедой новшества Нагельмакера было отсутствие заказчиков,да и мало   
кто верил в возможность норамального отдыха в поездах.Мешало внедрению спальных вагонов и   
отсутствие денежных средств для основания собственной компании в Европе.Такая ситуация под- 
толкнула Д.Нагельмакера вступить во временный союз с Уильямом д Альтоном Манном – конку - 
рентом Пульмана в Америке.Компания Манна стала носить название Mann s Railway Sleeping Ca-   
rriage Company Limited и была зарегистрирована в Лондоне,вскоре она построила 16 спальных ва-   
гонов для железных дорог Европы.Постепенно популярность их внедрения стала ощутимой,что      
позволило компании заключить 92 контракта с европейскими железнодорожными линиями и по -   
высить производство спальных вагонов до 53.Их продажа способствовала основанию в Париже   
собственной компании Нагельмакера с капиталом в 11 млн.франков – Compagnie Internationale des
Wagons-Lits,ставшую в будущем синонимом приятных путешествий по Европе.Это была также од      
на из первых международных корпораций,впоследствии обслуживающей целых три континента.   
                В 1881 году после ряда конструктивных разработок Нагельмакер создаёт вагон-   
ресторан,передвижная кухня которого становится символом хорошего европейского качества.Те- 
лежка такого вагона имела уже 6 колёс,в отличие от американского варианта,что позволяло увеличи 
чить его длину и разместить в нём за столами по 12 человек в течение двух обеденных часов.Сту-   
лья и стены вагона-ресторана были обтянуты дорогой кожей,потолок расписан в итальянском сти 
ле,для освещения применялись масляные фонари,обновляемые на основных станциях.Топливом   
для кухонных печей служил уголь.В наше время то,что для уюта пассажиров в спальных вагонах   
того времени выдавались грелки /bouillotte/ вызывает умиление.Пробные испытания нового ваго - 
на-ресторана на линии Марсель – Ницца имели огромный успех у пассажиров.               
                Проблему пограничной задержки поездов Нагельмакер решает путём создания   
специальных багажных отделений в вагонах,которые могут проверяться по прибытии на конеч -   
ную станцию,а пассажиры берут с собой только ручную кладь.Вечером 10 октября 1882 года та -   
кой поезд впервые отправился из Парижа в Вену.Он весил более 100 тонн и состоял из трёх шести 
колёсных вагонов,включая спальные и вагон-ресторан,проходил расстояние 884 мили /1414 км/    
за 27 часов 53 мин. со средней скоростью 30 миль в час /48 км/час/,что было на три часа быстрее   
обычного поезда.С такой же скоростью он шёл обратным путём.               
                Значительное сокращение времени путешествий и удобства для пассажиров   
 позволили создать трансконтинентальные линии,такие,например,как Париж – Константинополь,   
а позднее – способствовали появлению знаменитого и популярного Восточного экспресса,совер -   
шившего свой первый пробег 5 июня 1883 года.Путешествия по железной дороге становились удо 
бными,привлекательными и заманчивыми.               


               


Рецензии
Интересно, про Нагельмакера вообще не слышал. О Пульмане немножко знал. Его вагонная идея была в том, что вместо одной грузовой двухосной платформы, на которой монтировался вагон, он предложил две независимых платформы, каждая из которых двухосная. Но имя Пульмане в народе больше ассоциируется с роскошью и удобствами. Например в автомобилестроении самый роскошный вариант кузова легкового автомобиля называется "пульман-лимузин", там три дивана в салоне, два из которых обращены лицом друг к другу.
Хорошая статья, информативная, понравилась, с интересом и расположением, Александр. Заглядывай.

Александр Волосков   04.02.2015 17:13     Заявить о нарушении