От спальных вагонов - к поездам -экспрессам
Главными проблемами длительных путешествий по железной дороге в Х1Х веке
долгое время оставались периодические остановки поездов в пути,для того,чтобы накормить пас-
сажиров на станциях следования,утомительные задержки для проверки багажа на пограничных
барьерах,сидячее пребывание в вагоне,как днём,так и ночью,без отдыха.Разрешить все эти неудоб
ства взялся бельгийский инженер Джордж Нагельмакер,внимательно следивший за достижениями
Джорджа Мортимера Пульмана – создателя вагонов для американских железных дорог.Нагельма-
кер сконструировал и построил в Вене 5 спальных вагонов на основе пульмановских.Несущие че-
тырёхколёсные тележки вагонов достигали длины 29 футов 3 дюймов.В центральной части каждо
го такого вагона находился туалет с умывальником,а другие отделения могли быть использованы
для размещения пассажиров,в которых сидячие места легко переоборудовались в спальные.Перво
начально планировалось использовать такие вагоны для поездов французской железной дороги.
Однако,железнодорожные компании отказались сотрудничать с конструктором,но неунывающий
и полный оптимизма Нагельмакер в конце 1872 года добился использования спальных вагонов на
трёх других линиях – Париж-Кёльн,Остенде – Берлин,Вена – Мюнхен.
Основной бедой новшества Нагельмакера было отсутствие заказчиков,да и мало
кто верил в возможность норамального отдыха в поездах.Мешало внедрению спальных вагонов и
отсутствие денежных средств для основания собственной компании в Европе.Такая ситуация под-
толкнула Д.Нагельмакера вступить во временный союз с Уильямом д Альтоном Манном – конку -
рентом Пульмана в Америке.Компания Манна стала носить название Mann s Railway Sleeping Ca-
rriage Company Limited и была зарегистрирована в Лондоне,вскоре она построила 16 спальных ва-
гонов для железных дорог Европы.Постепенно популярность их внедрения стала ощутимой,что
позволило компании заключить 92 контракта с европейскими железнодорожными линиями и по -
высить производство спальных вагонов до 53.Их продажа способствовала основанию в Париже
собственной компании Нагельмакера с капиталом в 11 млн.франков – Compagnie Internationale des
Wagons-Lits,ставшую в будущем синонимом приятных путешествий по Европе.Это была также од
на из первых международных корпораций,впоследствии обслуживающей целых три континента.
В 1881 году после ряда конструктивных разработок Нагельмакер создаёт вагон-
ресторан,передвижная кухня которого становится символом хорошего европейского качества.Те-
лежка такого вагона имела уже 6 колёс,в отличие от американского варианта,что позволяло увеличи
чить его длину и разместить в нём за столами по 12 человек в течение двух обеденных часов.Сту-
лья и стены вагона-ресторана были обтянуты дорогой кожей,потолок расписан в итальянском сти
ле,для освещения применялись масляные фонари,обновляемые на основных станциях.Топливом
для кухонных печей служил уголь.В наше время то,что для уюта пассажиров в спальных вагонах
того времени выдавались грелки /bouillotte/ вызывает умиление.Пробные испытания нового ваго -
на-ресторана на линии Марсель – Ницца имели огромный успех у пассажиров.
Проблему пограничной задержки поездов Нагельмакер решает путём создания
специальных багажных отделений в вагонах,которые могут проверяться по прибытии на конеч -
ную станцию,а пассажиры берут с собой только ручную кладь.Вечером 10 октября 1882 года та -
кой поезд впервые отправился из Парижа в Вену.Он весил более 100 тонн и состоял из трёх шести
колёсных вагонов,включая спальные и вагон-ресторан,проходил расстояние 884 мили /1414 км/
за 27 часов 53 мин. со средней скоростью 30 миль в час /48 км/час/,что было на три часа быстрее
обычного поезда.С такой же скоростью он шёл обратным путём.
Значительное сокращение времени путешествий и удобства для пассажиров
позволили создать трансконтинентальные линии,такие,например,как Париж – Константинополь,
а позднее – способствовали появлению знаменитого и популярного Восточного экспресса,совер -
шившего свой первый пробег 5 июня 1883 года.Путешествия по железной дороге становились удо
бными,привлекательными и заманчивыми.
Свидетельство о публикации №215013100978
Хорошая статья, информативная, понравилась, с интересом и расположением, Александр. Заглядывай.
Александр Волосков 04.02.2015 17:13 Заявить о нарушении