Прадеда расстрелянного лик... гл. 2

  В 1921 году по совету местного священника, давшего ему рекомендательное письмо, Михаил Григорьевич поехал в Тобольск для принятия духовного сана. Такому решению способствовали и внешние обстоятельства, и глубоко религиозный настрой семьи, и переосмысление жизненных ценностей в горниле ниспосланных испытаний. Путешествие затянулось на несколько месяцев. В одной деревне прадед едва не был расстрелян арестовавшими его представителями новой власти. Найдя рекомендательное письмо и документы, они осыпали Михаила Григорьевича ругательствами и угрозами. Его самообладание, уверенный, властный голос немного остудили самых ярых. "Перед вами народный судья, за меня ответите. Кем буду - не ваше дело, а здесь я вижу сборище хулиганов". Его заперли в нетопленой избе, приставив к дверям охрану. "И вот,оставшись один,-рассказывал прадедушка, - я стал молиться:"Господи,если угодно Тебе, чтобы я служил Тебе, то спаси меня, а если казнишь меня, да будет воля Твоя". Измученный всем пережитым, я уснул, и вижу сон: передо мной большое светлое озеро, а на другой стороне озера стоит Спаситель, и свет от Него струится великий, и все вокруг в свете. Протягиваю к Нему руки и говорю:"Господи, я к Тебе иду!" - и слышу в ответ:"Иди!"... Рано утром арестовавшие пришли к Михаилу Григорьевичу с извинениями и просьбой, как к человеку образованному, помочь им наладить дело по разверстке хлеба. Прадед согласился, и целых две недели
прожил у них. Завёл им книги, разъяснил, как правильно
учитывать урожай и проценты, полагающиеся на каждого. За это
время они так привыкли к
нему, что не хотели отпускать, уговаривали остаться работать с ними. Пугали перспективой будущих притеснений священников, но он, помня зов Христов и повеление "Иди!", не остановился, не
соблазнился никакими уговорами.
"Потом все было благополучно, - пишет прабабушка Мария Николаевна. -
Муж добрался до архиерея, который принял его как
сына, обласкал и
посвятил сначала в диакона, а потом и в священника. Подарил ему много книг и уговаривал остаться у него в Тобольске, но муж не
захотел, а просил места где-нибудь в глуши, подальше от тревог, где
можно было бы укрыть семью и отдохнуть. Но не знали мы,что
испытания только начинались. "Место первого служения Михаила
Григорьевича в священном сане - глухая деревня Малая Скаредная. В церкви все было запущено. Дом священника
отобрали под
школу. Отец Михаил жил в церковной сторожке, а Мария
Николаевна с
детьми - в тесной старой избе с русской печью и полатями, на
которых
вповалку спали дети. Через три года архиерей перевёл
о.Михаила в
большое село Аромашево, где условия жизни были более
сносными.
  Жизнь понемногу налаживалась, дети подрастали. Рассказывает
прабабушка Мария Николаевна:"Прошло 10 лет, полных труда. Все
занимались, кто чем мог. Гриша - крестьянским трудом, Ростя
возился со
скотом. Все делали как рядовые крестьяне: ездили в
поле, сеяли, косили и убирали, заготовляли дрова на зиму. Я все
время
за прялкой пряла шерсть, столько рук и ног надо было обуть и
одеть, одежда была домотканая, сермяжная. Но мы не унывали, не
жалели
о прошедшем, даже моё любимое пианино пришлось продать, чтобы
выручить деньги на постройку дома. Семья росла, родился последний
мой сын Вадим. Работали в огороде, завели пчел. Жить бы и
радоваться. Но это не удел земной жизни человека, и скоро
наше
благополучие развеялось, как дым. К этому времени Гриша женился, а
вскоре и Ира вышла замуж и уехала с мужем в г.Колпино
Ленинградской области.
 Началась волна раскулачивания. Трудолюбивые, трезвые, верующие
крестьяне были объявлены кулаками, грабителями, врагами народа. У них
отнимали все имущество, а самих ссылали в отдаленные места, в
тайгу, где многие и умерли, лишенные средств к
существованию. И мы
были объявлены кулаками, а наше имущество, буквально нажитое
собственным трудом, было растащено." Немногое удалось
спрятать. Корову успели увести к тестю о.Михаила, Даниилу
Федоровичу - он как ссыльный был на особом положении. Ярко
запечатлелось происходившее в глазах десятилетнего
Володи, сына
о.Михаила:"Грабители не заставили себя ждать. Три нанятых
оборванца, писарь, начальник с двумя милиционерами с утра уже
переписывали наше имущество. На следующий день в дом ворвалась
толпа мужиков и баб в кожушках и сермягах, в драных
обутках, с
бегающими глазами и шмыгающими
носами. Гриньши, Ваньши, Саньши, которых я раньше никогда не
видел ни
в поле, ни в церкви, ни в дружеских компаниях честных
тружеников. Выползла из своих нор деревенская шпана, чтобы
разорять и грабить тех, кто честным трудом содержал семью и
свою державу матушку Россию. От их бесстыдства и наглости
онемели уста, опустились руки, не могущие что-либо предпринять в свою защиту. Как бешеные псы, которые растерзают на месте все, что им помешает, они рвали друг у друга вещи, посуду, мебель, продукты - в общем все, из чего состоит хозяйство. Амбар опустошили до зернышка, животных и сельхозтехнику забрала артель. Толпа бегала по двору за курами, индюшками, гусями и утками. В воздухе летали перья из неподеленных подушек. Весь двор был завален книгами из папиной библиотеки. Страницы рвали на цигарки, топтали грязными, в коровьем дерьме, обутками философов, классиков, русское право, духовную литературу. Завалили ульи, тут же грязными прокуренными руками выгребали сотовый мед. За один день мы потеряли все."


Рецензии
Да, всё очень похоже. На Алтае деда моего, первого вступившего в колхоз, назвали кулаком "охотнищки" и рыбащки", те, кто не сеяли, не жали. ОНи были в комбедах, комитетах бедноты. Об этом есть страницы моего романа.

Любовь Папкова-Заболотская   20.03.2015 16:55     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.