В столице Венгрии
ЛЕГЕНДАРНЫЙ ФОНТАН
ПРОЛОГ:
Любовь внезапно настигает нас:
Случайности спускают стрелы страсти,
Они разят, несут с собой напасти...
Поэты вдохновляются не раз!
ИСТОРИЯ ЛЮБВИ:
Король припозднился с охотой -
Во тьме путь заказан домой,
Ночлег королю был заботой,
Но вдруг... огонёк стал судьбой.
На хижину он набредает,
В ней светится яркий очаг,
На стук дева дверь открывает,
И... вспыхнуло пламя в очах!
Елена-Илонка младая,
Расцветшая роза в глуши,
Раскрыла, стыдливость сжигая,
Охотнику нежность души.
Отец понял, кто к ним прибился,
Ушёл и в тиши захрапел -
Двоим час любви разразился,
Орфей песню страсти запел!
Бутон от любви распустился -
Родился чудесный цветок:
Он нежностью девы светился,
Познавшей свой женщины срок.
Цветку Небеса засияли,
Готовые радость дарить,
А люди вокруг увидали,
Как дева способна любить!
Но... миг редко дружит с удачей -
Открылось: охотник - король...
Она помертвела от плача,
Узнав, что не быть ей женой.
Быть девой утех не желая,
Любовь свою чистой храня,
Стоит она, жизни у края,
Любови молясь, но кляня.
Ко рву, содрогаясь, шагнула,
Свою завершая судьбу...
Душа от каменьев метнулась,
С любовью летя в синеву.
Отцовы пропали расчёты,
Чтоб дочь ему злато несла:
Любовь от души - не работа,
Поэзии это дела!
ФОНТАН:
История эта Фонтаном
С дворцовой стеной вознеслась,
Там Матяш-король неустанно
Твердит, что любви выше власть.
Немолчным потоком стекая,
Ручей его мысли несёт,
В веках девам юным внушая,
Что чистой любви в них почёт.
Его благородная свита
Пустила легенду в народ -
Елены любовь не забыта,
Слезами фонтана течёт...
Михая-поэта задумка
Скульптурным ансамблем взнеслась:
Алайоша-мастера думка,
К восторгу людей, удалась!
Стоят, восхищённо взирая,
Монеты на счастье несут,
Их в чашу фонтана бросая:
Авось, счастье встречи вернут!
ЭПИЛОГ:
Легендами наполнен Венгров Край,
Таланты воплощают их в шедевры -
Найдёшь их там для восприятий первых,
Сколь и когда Его ни посещай!
Знакомство с Будапештом впечатляет блеском различных граней этой чудо-столицы: оригинальной местности - горы (Буда) и равнина (Пешт) в одном городе, великолепия видов, красавца Дуная с его замечательными мостами и островами, красочных ожерелий бульваров и прямых, утопающих в зелени, улиц, великолепием архитектурных форм церквей, соборов, дворцов и зданий, россыпью памятников, статуй, конных композиций - всё достойно стихов, но... сие в стихотворном формате трудно охватить. Ограничимся прозаическим эссе: балладой-аллегорией о происхождении города.
Богатырь Буда, сын гор и лесов, пройдя по горным лесам, остановился у выпуклой излучины широкого Дуная, недалеко отсюда (Вышеград)прорвавшегося сквозь горы. За Дунаем лежала равнина, а за нею, по краю голубого небесного купола со стадами белых кучерявых облаков, виднелись контуры уже других гор (Карпаты). Богатырь устал и прилёг на горе на берегу Дуная (Будайская гора), раскинув руки: правую положил на высокий холм (гора Геллерт), а левую - на протоку Дуная между склоном Будайской горы и цепью длинных островов (ныне большой остров Маргит), раздваивающих Дунай. Ноги Богатыря продавили твердь под Дунаем, и он раскинул их на равнинном берегу реки. Расположившись так удобно, Богатырь, согретый многочисленными термальными источниками, уснул навеки, а Дунай стал для него широким поясом, украшением могучего торса Богатыря. У ног Богатыря Буда прилегла Красавица Пешт, дочь высокого голубого Неба и зелёно-изумрудной Равнины. Она пыталась разбудить Богатыря, гладя его могучие ноги, чтобы он проснулся, перенёс её к себе за Дунай и прижал к груди, но тщетно... Слёзы Красавицы заболотили в этом месте всю равнину. Но каждую весну Дунай, жалея Красавицу Пешт, орошал её свежими весенними водами, смывая болото и возрождая зелёную равнину.
К этому прекрасному месту сначала, от Альп и Балкан, пришли римляне, а потом, от подножия Урала, перекочевали влекомые Провидением люди семи племён с грозным кличем "Magyar-r-r!" под руководством князей, как боя (Арпад), так и мира (Курсан), которые увидели милые их кочевому приуральскому сердцу равнину и рядом поросшие лесом горы. Место понравилось, и люди начали, обретая Родину, строить дома и защищать в боях свои крепости, церкви, соборы, дворцы, жилища, мечом добывая свободу, а мирным созиданием укрепляя свои национальные корни, не забывая при этом, что их творения не должны искажать окружающее великолепие Природы их счастливо обретённой новой Родины. Венгерский народ через собственных архитекторов, художников, ваятелей, строителей-мастеров достойно украсил Родину могучими проявлениями Искусства и Разума. Умельцы перекинули через Дунай красавцы-мосты, соединив, наконец, влюблённых: Богатыря Буду и Красавицу Пешт, избрав эту Царственную Пару своей столицей. Красавица Пешт перестала плакать, исчезли болота, а на их месте появилась прекрасная застройка оригинальных зданий, включая Парламент Венгрии на берегу Дуная. Будапешт, как мифическая птица венгров Торол, расправил свои широкие крылья над горным и равнинным берегами Дуная под голубым высоким небом вольности, на века...
Свидетельство о публикации №215020101227