Левиафан - мы снова говорим на разных языках

"Сват Иван, как пить мы сядем,
Обязательно помянем..."

А.С.Пушкин


Андрей Звягинцев снял кино о России, и понеслось. Пересолил - недосолил! Предал Родину - вбил осиновый кол!
Как будто это им Лев Толстой, зеркало русской революции!
Если уж сравнивать Звягинцева "Левиафана", так с Гоголем "Ревизора".
Только Гоголь "Ревизора" бичует и смешит, а Звягинцев "Левиафана бичует и пугает. Пугает и бичует.
Это, может быть, первый случай остро-социального "Хичкока" в мировом кино. (Все одно пропадать, так хоть испугаться по настоящему). И все дело в том, что Звягинцев, как и Хичкок, как Ларс наш фон Триер, как Джармуш, - прежде всего, феномен жанра. Он умеет рассказывать всякие жестокие романсы, да так, что хочется зажмуриться.
А мужики и не знают. Или тема - не по нутру. Одно дело - простая добрая баба мужа богатого травит, не каждый день такое шоу смотришь "живьем", а другое дело, как они там наверху пьют нашу кровь. А нужны нам саспенсы такие? Мужики сомневаются.
Но это вовсе не значит, что фильмы Звягинцева - не явления кинематографа. С этим, впрочем, все согласны. Согласны, что нас всех окунули куда-то по самые Фаберже, а вот, куда именно, - идут споры.
Для кого-то это хула на нашу капиталистическую вертикаль и бездуховность, мать ее в гроб. Для других - Звягинцев - античный трагик, и не хватает в фильме только Хора и Вестника.
А у кого-то "Левиафан" просто оставляет радостное послевкусие. Для них - это еще один библейский голубь, после "Трудно быть Богом" и "Я хочу" - посмертных фильмов Германа и Балабанова.
Это радость от встречи с искусством, с живыми людьми на экране. (У Звягинцева нет героев, у него есть люди и нелюди).
Да, его люди - те еще люди. Они - рабы своих страстей, им поздно пить боржоми. Они сажают друга и усыновляют его осиротевшего сына. Потому, что ты же нам, как родной, а против папки - все улики. Они смеются там, где надо плакать, они прыгают со скалы, там где надо бы потерпеть. А, может, и не прыгают, ясности нет. Ясно только, что они настоящие. Большая редкость для нашего кино, для кино вообще.
В "Елена" Звягинцев больше пугал, это был больше кино-аттракцион, чистый саспенс с отравлением прямо у вас на кухне.
Звягинцев, впрочем, всегда добивается правдоподобия эстетическими средствами. Разве, что в "Левиафане" актеры заговорили слегка матом, но это они - от себя.
А так все волшебство достигается исключительно построением кадра: общими планами под репортаж, длинными планами под видеорегистратор, он мастерски "держит паузу", рассматривая детали, но детали нейтральные, какое-нибудь грязное лобовое стекло и дворники, которые забыли выключить. Словом, говорит со зрителем на киноязыке, созданным лучшими отечественными режиссерами, и который современные критикессы называют "фестивальным монтажом".
Всегда поражаюсь его находкам, его простым и точным решениям. В этом и проявляется талант кинорежиссера и филигранность мастера. Все остальное - сюжет, проблематика - не стоит выведенного яйца.
Как признался однажды великий Александр Володин: "Вот мне говорят, тут у вас такие характеры, тут такая проблематика, тут такие символы, тут такой конфликт хорошего с лучшим, а я всегда писал об одном - себе и о бабе, которую люблю".
Так и Звягинцев. Подобно Хичкоку, Триеру, Софоклу, для него - главное напугать. Рассказать страшную сказку.
Но никакой чернухи. Это - не его. Чернуха - это в реале спившийся Псков и Питер, это правоохранительный бизнес, который давно догнал наркотики и войну.
А Звягинцев - какая это чернуха? Это - театр. Театр жестокости в документальной стилистике.
Но той бездны распада, на которую способен человек, Звягинцев не боится. И не потому, что он Вестник, а потому, что правда - это его язык.
Даже на моей памяти много людей, которым можно было бы поставить при жизни бюст на родине, а потом жизнь давала трещину, и герои сгорали в запое.
Таков человек как он есть. То есть и таким человек бывает. И это логично. Масштаб личности подразумевает масштаб эмоций. И масштаб слабости, масштаб крайностей. А герой - это всегда масштаб. Да и среднестатистический человек - не дурилка картонная. Его делал Бог, да так, чтобы не заскучать.
При всей своей тяге к жанру, концепция человека у Звягинцева (а люди у него - только протагонисты) близка к Достоевскому "Записок из подполья". Такая же клевета на великого революционного писателя Чернышевского и сны Веры Павловны.
А вот его сатира - это даже не Гоголь. Все-таки Гоголь смеется, а Звягинцеву не до смеха. Как и Достоевскому "Бесов".
Как и Христу, когда говорит о гробах повапленных.
В сущности сатира в своем самом беспощадном виде - это священный жанр, она клеймит бесов. И "Левиафан" кишмя кишит этой публикой: безликие секьюрити и бандиты в спортивке, следователь-робот и судья-пономарь, уголовник на губернаторском троне и его подельники в сероватых и синих погонах.
Но, прежде, чем в финале показать дьяволицу в черной монашеской рясе - жирная точка всей этой истории, - Звягинцев любуется лицом молодой прихожанки, которая слушает местного первосвященника, и в ее лице отражается евангельский свет. Бог говорит даже через политика от церкви. Даже через папу, вышедшего из пиратов. Даже, когда он передергивает, как последний Антихрист. Даже через бесноватого, потому, что одержимость бесами - это испытание. Не только для одержимых.


Рецензии
Двойственное чувство осталось у меня после просмотра Ливиафана.
С одной стороны мне очень понравилась манера повествования Звягинцева, собственно сам к такой тяготею. Крупные мазки кистью чередуются тонкими акварельными переходами. Музыкальные треки подобраны со вкусом и к месту, хотя знаю более удачные примеры озвучки. Несомненно художник вкладывал душу, и тут не надо быть искушённым киноманом чтобы это почувствовать, но Звягинцев, на мой взгляд, совершил глобальную ошибку, которая свела все его старания на нет, у него... нет контрапункта. У него есть тень, но нет хотя бы маленького лучика, маячка надежды. Звягинцев решил задачу, как он её понимает, и кому-то это по нраву, а мне после просмотра вспомнилось знаменитое: "Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?"

Рябцев Валерий   03.02.2015 23:12     Заявить о нарушении
Может, мы не всегда ищем надежду там, где нужно? Романтизм многолик и навязчив, а свет может быть в самой жизни, если она показана правдиво, и в людях, если они настоящие, и в катарсисе, если судьба героев трагична.

Сергей Журавлев   04.02.2015 01:03   Заявить о нарушении
Уважаемый Валерий!
А Вы видите контрапункт в той/этой беспросветной ситуации? Мастер лишь сфоткал действительность и сделал это блестяще! Маячок надежды - дело самого утопающего.

Впрочем, также думалось и в застойные годы. Но в одночасье, вопреки всем предсказаниям о вечном болоте, железный занавес упал. Открылись окна, повеяло свежаком, но... зачем простому человеку столько счастья?

Томас Памиес   14.09.2015 20:03   Заявить о нарушении
Уважаемый Томас Памиес!
Если у меня будет возможность выбирать между "фоткой" и полотном, я выберу полотно. Это к вопросу о контрапункте. Роль контрапункта многозадачна, и одна из задач - ненавязчиво усилить/подчеркнуть основной мотив.
А так получилось как в китайской притче: Ты сказал — я поверил, ты повторил — я засомневался, ты стал настаивать и я понял что ты лжешь.

Рябцев Валерий   16.09.2015 00:21   Заявить о нарушении
Уважаемый оппонент и коллега,
Благодарю за ответ. Если ответить шуточно, скажу, что придется составить компанию "непросыхающим" персонажам полотна, так как контрапункт в Вашем толковании, тем более многозадачный, без бутылки не осилить. Но прочитав два раза Ваш отклик, должен признать, что одной бутылки мало...
С наилучшими пожеланиями,

Томас Памиес   16.09.2015 02:36   Заявить о нарушении
Ой, только не запой!)))
Китайская притча - это конечно относится к творческому методу Звягинцева.
Фотографы старой школы шутят: В каждом негативе есть позитив, в каждом позитиве есть негатив. И я им верю. А Звягинцеву не верю, потому что за окном жизнь, и там не всё так мрачно. Посему я и усомнился в художественной ценности "фотки". А предпосылки создать полотно у режиссёра были, ещё какие были, но он промахнулся, а жаль, мог получится замечательный фильм. По моему скромному мнению.
С ответными добрыми пожеланиями!

Рябцев Валерий   16.09.2015 19:22   Заявить о нарушении
Спасибо за приятную беседу, Валерий.
Надеюсь, Сергей Журавлев простит нам,что заняли скамейку на его территории для ведения этого цивилизованного диалога. В любом случае, он "виновник", разбудивший наше неравнодушие, что говорит о таланте автора.

Томас Памиес   16.09.2015 20:13   Заявить о нарушении
И Вам спасибо, Томас!
С уважением,

Рябцев Валерий   17.09.2015 17:29   Заявить о нарушении
Спасибо вам, Томас и Валерий, за импровизированный Гайдпарк.

Сергей Журавлев   17.09.2015 19:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.