Деревья

               

    Пять деревьев растут в палисаднике .
   Молодая олива, в прошлом году  собрали первый урожай, пять черных маслин.
    Китайский апельсин. Подруга называет его кумкват. С ним просто беда. Собрать апельсинчики, сварить варенье, а потом еще и раздать его. А как иначе?
    Огромный гибискус липовидный. Круглый год засыпает мне дорожку желтыми цветами. Пристанище кота Штирлица.
   Пальма. Из этих, листья веером. Стоит у входа, сторожит дом.
   Есть еще пассифлора, говоря по-русски, страстоцвет, или, как сейчас принято, маракуя. Это не дерево, а лиана. Заползает на пальму и развешивает свои вкусные плоды среди резных листьев. Мичурин бы одобрил.
   Пятое дерево – китайский карликовый лимон. На самом деле, это первое дерево. И по сроку посадки - двенадцать лет назад. И по нашим с ним взаимоотношениям. Плодоносит безотказно и постепенно. Круглый год на нем маленькие  лимоны с тонкой кожурой. Хорошо идут с текилой.
   Вот и в этом году, как всегда…  А вот и не как всегда. Приехали наши внуки, и ободрали все, до чего дотянулись своими лапками. Осталось несколько штук на самом верху. Туда не добрались. Самый верх, это метр пятьдесят. Как раз мой рост.
   Я огорчилась. Я очень огорчилась. Три дня ходила вокруг деревца, гладила его, обнимала, разговаривала.
   На четвертый день дерево зацвело. Да еще как! Как никогда за двенадцать лет. Сплошная шапка белых цветов держалась почти неделю.
   Конечно, большая часть облетела, но и плодов висит немало. Зреют потихоньку.
   Я срываю их с благодарностью, и ем с удовольствием.
   А вы говорите…

   Дерево -  один из самых универсальных символов духовной культуры человечества. Ось мира, соединение Земли и Неба, жизнь, смерть, возрождение. Поиск и познание себя в мире. Или в мирах?
  В период первобытной магии и тотального язычества человек поклонялся дереву.  С усложнением и разветвлением религиозных воззрений под сенью дерева размышляли о возвышенном, учили, проповедовали. Уходили молиться в священные рощи.
   Почтительное отношение к деревьям сохранилось у человека с тех малозапамятных времен, когда мы еще и людьми то не были. А были мы стадом приматов, жили в лесах кочуя с места на место. Деревья давали нам пищу, ночлег и …место собраний. Все-таки мы были не одиночками, а стадом, с вожаком, гаремом, приближенными и прочей иерархией.
   Наступила лихая година. Климат изменился. Море наступало. Леса поредели. Деревьев не всех не хватало. Пришлось с дерева спуститься и выживать, кто как сможет. Единство с деревом было нарушено, но память о тех славных и почти беззаботных, райских  временах сохранилась в коллективном сознании. Как часто бывает в таких случаях, прошлое идеализировалось и мифологизировалось.
   Много воды утекло с тех пор, как маленький и слабый примат вынужден был спуститься с дерева на землю. Более сильные остались в немногочисленных лесах, где благополучно проживают и в наше время. А куда податься слабым?. Правильно, на мелководье. Тем более, что море подступило близко-близко. Как  всякий примат, человек всеяден. Плоды, корешки, жучки, мелкие грызуны, птички. Поймал-съел. А на мелководье водятся рыбки, рачки, улитки и прочие дары моря.
Это был переломный момент в жизни наших предков. Во-первых, в воде надо стоять более-менее вертикально и освободить руки для хватания. Хватать человек умел, наловчился, живя на дереве. Во-вторых, стоило пожертвовать своим волосяным покровом. В воде он ни к чему. Волосы на голове можно оставить. Чтобы солнце не напекло. В-третьих, научиться плавать. (Остальные обезьяны плавать до сих пор не умеют). В-четвертых, пришлось развивать тонкую моторику - мелочь всякую из воды вытаскивать. А это уже прямой путь к развитию мозга.
(В скобках замечу, что видимо в это время появилось разделение на правшей и левшей. Разделение 3:1. Разделение это сохраняется в течение тысячелетий. Видимо, имеет какую то эволюционную ценность. У остальных четвероногих разделение  на правшей и левшей примерно 1:1 и не столь драматично в своих проявлениях, как у человека. Впрочем, это другая тема).
К тому времени, когда море отступило, человек осознал себя прямостоящим, голым, ловким и умным. Осознать-то он осознал, а что со всем этим делать, не понял. Море ушло, плодовые деревья не выросли. Охотиться не умеет, а есть хочется.
   Собиратель, организованный в стадо, где каждый сам за себя, пропал бы совсем наш умник, со всем своим стадом, с прямохождением и ловкими руками. У кого просить помощи? С кем вступить во взаимовыгодный союз?
  Кошки? Ну, имеются ввиду большие кошки. Разумеется, все кошки великие охотники. Лучшие среди млекопитающих.От мала до велика. Но охотятся они в одиночку или прайдами, семьями. К чему им посторонние?
   Гиены? Но они, во-первых, ночные охотники, а во-вторых очень свирепы. Даже друг с другом не в ладу, не то, что с чужаками. Кстати, у них матриархат. Самки порядок в стае наводят.
   Медведи? Те одиночки. Спят много. Да и великоваты для того, чтобы быть союзником человека.
   Человеку повезло. Была на земле группа млекопитающих, среднего размера, ведущая дневной образ жизни и, видимо, тоже ищущая с кем объединиться, чтобы выжить. Жили они стаями (не стадом, обратите внимание!), охотились на некрупную дичь, пользуясь навыками и стратегией охоты, как и положено стайным животным.
   Вы уже поняли. Это собаки. Или волки.  Или общие предки собак и волков.
   У этих древних собак была стройная организация, четкое распределение ролей внутри стаи, слаженные действия на охоте и взаимопомощь внутри стаи. (Все это наблюдается у волков и диких собак и в наше время). Но, несмотря на это, они не могли конкурировать с большими кошками или с гиенами. Часть нашла свою нишу среди падальщиков, а часть скооперировалась с людьми. Умными, ловкими, быстро обучаемыми. Кстати сказать, собаки  - единственные из всех животных, понимающие знаки, которые подает им человек рукой или глазами. Способность эта врожденная. А волки не питаются людьми. А если такое и происходит, то  реже, чем люди едят друг друга. В буквальном смысле.
   Именно они, собаки, сделали из стада приматов стаю людей. Впрочем, стадные инстинкты мы тоже не утеряли окончательно. В этом причина наших внутренних конфликтов, но, видимо, обе эти части необходимы нам как виду для успешного выживания.
   Собаки остались с нами как друзья и соратники, честно продолжая выполнять древний договор.
   Прочно стоящий на земле человек обратил свой взгляд на дерево. И посмотрев на дерево новым, несколько отстраненным взглядом, уже разумным, отягощенным коллективным сознанием, обычаями, ритуалами и осознанием себя, человек заметил то, на что не обращал внимания, безмятежно прыгая с ветки на ветку, ссорясь с сородичами, воруя самку из гарема вожака и бросая объедки на нижний ярус.
   Он заметил, что дерево уходит корнями в землю. Дерево ветвями касается неба. Корни и ветви соединены стволом.
   Три мира, подземный, земной и небесный соединены деревом. Деревом.
 С большой буквы.
   Когда начинаешь писать о деревьях, очень трудно сосредоточиться на чем нибудь одном. Немедленно вырастает лес ассоциаций, в котором очень легко заблудиться. С одной стороны библейское дерево Познания, от которого наши пра-прародители вкусили запретного плода. Вокруг ствола обвился змей, ухмыляется. Неподалеку виднеется дерево Жизни, с неизменным ангелом-стражем. Не позволено нам быть и умными и бессмертными.
    А это что за ясень? А, это известный всем Иггдрасиль, мировое дерево, растет в девяти мирах , соединяет время и пространство. Дерево густо населено. Великаны, темные альвы, светлые альвы, ястреб. На вершине восседает Орел, по стволу бегает Белка.  Змей, или дракон, отсюда не разобрать, тут как тут, примостился рядом. Неподалеку прогуливаются Коза с Оленем. Больше всего в этом зверинце мне понравилась белка по имени Рартатоск. Она скачет по дереву и переносит сплетни от Орла к Дракону. Проще говоря, связывает верхний и нижний миры. Корни проникают в самое сердце Земли, в царство великанов. Рядом с деревом протекает речушка под названием «Мимир». Источник памяти, побуждающий к размышлениям. ( Некоторые утверждают, что Мимир-  имя великана, хранителя источника. Все может быть).
 Между прочим, Один висел на этом дереве девать дней. И не просто так, а вниз головой. Мудрость обретал.
   А вот по традиции народа Эрзя на мировом дереве свито гнездо священной утки. Она несет яйцо, из которого возникает мир. Скорлупа-небо. Желток-земля. Белок - океан. Это то самое яйцо, которое по неосторожности разбила мышка. ( И не спорьте, в следующий раз я расскажу о полном варианте этой детской сказки).
   « Вверх корнями, вниз ветвями»- это из индийской  Бхагават-гиты. Речь идет о священном дереве Ашватта. Дерево находится в иллюзорном мире и связанно с кармой в мире человеческом. Просто, понятно и легко запомнить.
   В Каббале тоже говорится о мировом дереве, высшей ступени познания. Я ничего не поняла, но мне, как женщине, и не нужно.
   Есть свое дерево и в Коране.
   В казахских сказках древо жизни Байтерек корнями удерживает землю, кроной подпирает небо. Как  водится, ствол соединяет небо с подземным миром.
    А мезоамериканское мировое дерево (доколумбовские времена),в добавок к традиционной функции соединения неба и земли, указывает на четыре стороны света и воплощает четыре времени года. Умно.
   Фрезер посвящает культу деревьев несколько глав в монументальном труде «Золотая ветвь».


    Следы связи дерева с человеком сохранились у подавляющего большинства народов мира. В устных преданиях, верованиях, обычаях, традициях. Следы полустертые, подчас искаженные, но внятные.
   Майские деревья, елки, ветви омелы ,вербы и прочая растительность встречается нам на каждом шагу.
    Все эти Зеленые Георгии, Юрии и Джеки, призваны, в соответствии с принципами иммитативной магии, ускорить пробуждение земли и способствовать плодовитости. Этим объясняется некоторая разнузданность ритуалов.
      Что мы можем зачерпнуть из этого почти бездонного колодца коллективной памяти?
     Видимо, дерево изначально идентифицировалось с женщиной. Оно приносит плоды. Правда, встречаются двудомные деревья, но гораздо реже. В деревьях живут дриады, или нимфы. Вернее, дриада и есть дерево, его душа и суть. Сруби дерево, убьешь дриаду. Убей дриаду - дерево засохнет. Некоторых из них мы помним по именам. Дафна. Дриада или нимфа лаврового куста.  На иврите лавровый лист так и называют «Листья Дафны».
   С ослаблением матриархата дриад заменили друиды, те, кто поклоняется, охраняет, и использует силу и магию дерева. В метафору дерева отчетливо вплетается фаллический смысл.
В древние времена верили, что человек и дерево подобны сообщающимся  сосудам. Все, что происходит с одним, отражается в другом. Дерево – двойник человека, впитывает и отражает его душу. Глядя на дерево, можно узнать о человеке все. Даже то, что человек сам о себе не знает.
 Дерево, как метафора мира смыкается с метафорой - образ человека.
Корни - подземный мир, мир предков, мир мертвых.
Крона – духовно интеллектуальная среда. Мир божественный, чудесный.
Ствол – соединение этих двух миров, тело человека, сила, здоровье, жизненный путь.

   Через дерево можно попасть в другой мир. Можно удариться о ствол и  превратится в легкое перышко, ветер подхватит это пёрышко и доставит по назначению. Так повествует индейская легенда. Можно банально залезть в дупло и обнаружить подвалы с сокровищами. Главное, поладить с охраной, и набивай карманы. Впрочем, это позднейшая версия. В древних источниках в иной мир проникали с целью добыть волшебную силу, или, в крайнем случае, волшебные предметы. Можно взобраться по стволу, даже по стеблю боба. Не важно, какую из дорог идущий выбирает. Главное, найти себя, понять, кто ты есть на самом деле и зачем ты это путешествие предпринимаешь. Именно поэтому подавляющее большинство древних ритуалов, легенд и сказок связано с периодом взросления и с обрядом инициации.
Поэтому нет ничего загадочного в том, что человек и в наши дни чувствует свою связь с деревом и метафорически отождествляет себя с ним. Удивительно другое,  как часто мы не понимаем этого.


 Источники:      


                Джеймс Джордж Фрезер               
                Десмонд  Моррис
                Владимир Пропп
                Собственные наблюдения и фантазии


Рецензии
Здравствуйте, Ольга! Очень интересно и познавательно. Благодарю. С уважением, Куманяев Е.

Евгений Куманяев   08.11.2017 23:36     Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.