Рецензия на спектакль антиГОНА

"антиГОНА" (Московский драматический камерный театр "СОбытие")

"Как дорог ум... Как пагубно безумье."

Вчера решил пройтись по классике и посетил спектакль "антиГОНА" молодого Московского драматического камерного театра "СОбытие". Спектакль поставлен по одноимённой трагедии древнегреческого драматурга Софокла и является завершающим произведением его фиванской трилогии, посвящённой злоключениям царя Эдипа и его дочерей - Антигоны и Исмены.
На самом деле, несмотря на то, что трагедия была написана ещё в V веке до нашей эры, события, разворачивающиеся в ней, имеют отголоски до сих пор и будут актуальны всегда. Главный конфликт произведения - конфликт между законами государства и законами крови. Два брата Антигоны пошли войной друг на друга и погибли в бою. Но один пал смертью героя, второй же стал предателем для родного города. Ставший царём Креонт приказал с почестями похоронить защитника Фив и предать бесславному растерзанию плоти птицами второго. И если Исмена покорно согласилась с волей повелителя, то решительная и своевольная Антигона пошла наперекор указу царя и пожелала подчиниться не его закону, а законам Богов, закону крови, не желая предавать родного брата.
Спектакль, должен сказать, получился довольно качественным - несмотря на традиционно инноваторский подход Вадима Чибисова к постановке известных произведений, к его очень необычным взглядам и видениям классики, дух древнегреческой трагедии был сохранён целиком и полностью. Более того, спектакль так и пронизан атмосферой древности, атмосферой старых Фиванских событий, мифологических персонажей. И во многом - благодаря заслугам художника по костюмам, декоратора и светорежиссёра. Это как раз тот редкий случай, когда художественное оформление столь удачно попадает, что называется, в точку, и зритель будто проваливается в машине времени в эпоху тех событий, что происходят на сцене. Песок и пыль, поднимающиеся ветошью превосходно подчёркивают лучи софитов, а игра света и тени в протекающей гробнице заставляют нервы сжиматься в тугой пучок.
Особенно интересной мне показалась задумка с воплощением хора старейшин и прорицателя в виде голосов любимых отечественным зрителем Армена Джигарханяна и Бориса Щербакова. Шикарная находка, признаюсь!
Что же касается актёрской игры, то здесь придраться тоже попросту не к чему.
Антигона Елены Бакал будто сошла со старинных полотен и фресок - настолько она была натуральной и искренней.
Поражает своей эмоциональностью и великолепной подачей образа и Исмена Юли Жуковой. Особенно, если знать хотя бы в общих чертах прошлую и будущую историю её героини в древнегреческой мифологии. Потрясающее сходство!
Великолепен и Вадим Чибисов в роли царя Креонта - это самолюбие, жажда власти и желание вершить правосудие несмотря ни на что. Прекрасное воплощение столь сложного и неоднозначного драматического персонажа.
Приятно было наблюдать и за Гемоном, сыном Креонта, Михаила Каранаева и Стражем Семёна Окорокова. Особенно - после их прошлых ролей, где они предстают совершенно в других ипостасях. И, хотя в постановке их роли сведены к минимуму, тем не менее, молодые актёры успевают не только замечательно проявить себя, но и, уверен, запомниться зрителю!
Словом - прекрасный спектакль! Но не для всех, а лишь для тех зрителей, кто ходит в театр не развлекаться и тупо поржать во весь голос, а тем, кто хочет провести вечер в наслаждении прекрасным, классикой. Для тех, кто любит подумать и поразмышлять.

"Кто другом был на деле - знает тень
Сошедшего в Аид; а тех, кто любит
Лишь на словах, - не надо мне."


Рецензии