Как подбирали кадры в древнем Китае

Чтобы понять, как и на каких принципах строить адекватную сложному и опасному времени систему управления государством, на мой взгляд, необходим небольшой экскурс в историю.

Вполне естественно, что мысли о создании системы отбора наиболее компетентных и подходящих по личностным критериям управленцев возникли еще в древнем мире. И связано это было с тем, что в то время ошибки в управлении были особенно наглядны. Не нужно было ждать десятилетиями, чтобы увидеть, как проблемы с качеством управления приводили, зачастую, к быстрой и полной потери элитой кормящего ландшафта да, бывало, заканчивалось еще и гибелью ее самой. Особенно нагляден пример Китая, в котором к вопросу создания управления государством подходили наиболее системно.

«Основы социальных порядков и государственная машина были формально созданы в циньском Китае (1–е тыс. н.э.), но, по сути, пришли из 2 тыс. до н.э. и даже более ранней эпохи и оказались столь совершенными, что практически без всяких изменений сохранились до революции 1911 г. Стать чиновником мог любой свободный мужчина, сдав соответствующие экзамены. Чем выше должность, тем сложнее экзамены. Философия, литература, математика, тесты, на высшие должности рукопашный бой, включая бой с тяжёлым холодным оружием – меч, алебарда (в конце средних веков оставлено только для военных должностей). Что такое бой с мечом или алебардой, это надо знать. Только хладнокровный и решительный человек имеет шанс на победу. В процессе обучения много учеников отсеивается, в том числе по причине травм и гибели, оставшиеся приобретают дисциплину духа».
 
Большой вклад в создание прочных основ функционирования государства внес древнекитайский философ Конфуций. Оно им трактовалось в виде большой семьи, в которой власть императора была сродни власти отца, а отношения внутри страны уподоблялись семейным отношениям. Значительное место в его учении занимал принцип «исправления имен», цель введения этого принципа заключалось в том, чтобы привести «имена», которыми обозначались политические, правовые и социальные статусы отдельных лиц и социальных групп, в соответствие с их сущностью. Не просто дать каждому точно соответствующее ему «имя», но и сделать все возможное, чтобы размещение лиц в общественной иерархии не входило в противоречие с их «именами». Чтобы прирожденный правитель был правителем, аристократ – аристократом, а простолюдин – простолюдином.

Для того, чтобы по возможности, точно определить принадлежность члена общества к определенной категории Конфуцием были введены принципы искренности, правдивости и независимости во взглядах – «хэ» (к чему должен был стремиться благородный муж) и противоположный ему – «тун» (к чему стремился маленький человек). Характер этих принципов хорошо виден в следующих правилах поведения, введенных великим китайским мудрецом: «Благородный человек вежлив, но не льстив. Маленький человек льстив, но не вежлив. Благородный муж стремится к справедливости, поэтому он не может следовать тун. Маленький человек стремится к выгоде, поэтому он не может следовать хэ. Обладатель хэ – человек, лишенный жесткого сердца, обладатель тун – человек, обуреваемый льстивыми намерениями. Благородный муж стремится к гармонии и согласию с другими и с самим собой, ему чуждо быть со своей компанией. Маленький человек стремится быть заодно со своей компанией, ему чужды гармония и согласие. Человечность редко сочетается с искусными речами и умильным выражением лица. Благородный человек всегда правдив, не подстраивается под других» . По Конфуцию у благородного мужа (Цзюнь-цзы) должно было присутствовать обязательное качество, без которого он не мог быть благородным в принципе – богатая внутренняя культура. Но, в то же время, все описанные свойства не означают полную беспристрастность и уход от мира. Благородный муж должен был сочетать и приобретенную ученость и естественные страсти, что доступно далеко не каждому. «Благородный муж думает, прежде всего, о девяти вещах - о том, чтобы видеть ясно, о том, чтобы слушать четко, о том, чтобы лицо было приветливым, о том, чтобы речь была искренней, о том, чтобы действия были осторожными, о необходимости спрашивать других, когда возникают сомнения, о необходимости помнить о последствиях своего гнева, о необходимости помнить о справедливости, когда есть возможность извлечь пользу… Благородный муж беспокоится лишь о том, что не может постичь Дао, его не волнует нищета…».

При расстановке граждан по социальной лестнице к группе управляющих государством должны были относиться люди с качествами благородного мужа, подающие пример для остальных членов общества. Главная их роль – воспитание народа и наставление его на верный путь. Их Дао: чувство самоуважения, без которого невозможно и уважение к управляемому народу; чувство ответственности; чувство доброты при воспитании народа, способствующее наилучшему его воспитанию, повышению его моральных качеств и образования; чувство справедливости, которое должно быть особенно развито у тех, от которых зависит жизнь и благосостояние очень многих.
Кстати, и Яса (закон великой власти Чингисхана) по которой и Китай жил более 100 лет запрещала воровство, прелюбодеяния и ложь; указывала любить ближнего, забывать обиды себе и не причинять их окружающим, щадить города и страны подчинившиеся добровольно. И власть правителя должна была строиться на основе не какого-либо господствующего сословия, правящей религии или нации, а на основе нравственных законов и особого типа людей, отчасти близких по своим качествам к конфуцианскому благородному мужу.


Рецензии