Деревня в радость

               
                ДОМ


   Мы построили в деревне Корлы дом. Нет, я не строил, я был еще маленький. Это мама, она всё искала старый дом, чтобы купить, а потом в лужок влюбилась и купила его. А потом строиться начала. Нет, сама она тоже не строила, это два дяди Сергея, строители, а мама работала, а я в садик ходил. Мы только по выходным туда приезжали. Хотя я тоже помогал, но мне мало что доверяли: инструменты всякие поднести, а еще пилой-ножовкой рейки на растопку печки пилить.
   Да, сначала я расскажу о нашем доме. Он из круглых бревен - это вначале был сруб, потом на него надели крышу, а потом стали стелить полы, вырубать окна.
   А еще раньше вырыли яму - котлованом называется - под домом, но она не очень глубокая, зато в ней устроили подвал, а он такой, что мне из него без лестницы никак не выбраться. И все стены подвала и котлована выложили камнем, который называется бутом. Его привезли целую машину, и мама платила за нее много денег. А потом оказалось, что камни и везти не надо было - полно в огороде, только тогда ещё землю никто не копал, там был любимый мамин лужок, а он такой красивый, такой цветной - глаз не оторвать, а камни в земле лежали, и их никто не видел.
  Ой, столько дел - построить дом! То одно, то другое. Мама все за голову хваталась: «Сруб поставить - треть дела, главное - отделка». Эта самая отделка целых два лета до поздней осени шла, так и не кончилась- денег у мамы не хватило.
  Правда, в нашем доме давно жить можно. Стены есть, окна. И печь. Она большая, в самом центре стоит, греет и кухню, и комнату.
  Мама говорит: наш дом маленький. Не знаю, почему она так считает. Кухня больше, чем в Пскове, а комната тоже большая. А еще и на чердаке комната - моя. Я туда по лестнице, что на кухне, поднимаюсь. И на ней ступеньки специально для меня сделаны - уголками, перила с двух сторон.
  Моя комната тоже большая - во весь дом, в ней два окна, только маленькие: одно - на соседей, вернее, на улицу, а второе - на наш общий с соседкой, тетей Людой, двор. А потолок у меня особенный - с двумя скосами по бокам. И всё обито рейками. Потолок белый, стены жёлтые, а рейки коричневые - красота! Как на картинках в книге Андерсена «Снежная королева». Мансардой называется - я все время путаю это слово.
  У меня там, в комнате, за трубой стоит кровать. И еще полка с игрушками. И всё - хоть на велосипеде катайся. Но я не катаюсь: у меня нет велосипеда, да и, потом, я всё время на улице,  во дворе.
  Зато у меня ласточки есть, вернее, были. Представляете, под самой крышей возле окна, что выходит во двор, они стали лепить гнездо! Я сначала ничего не понял - летают и летают, как угорелые, мне казалось, что они меня разглядывают или просто так. А это они гнездо лепили. И меня то ли из-за окна не видели, то ли совсем не боялись. Я маме показал, а когда приехали в следующий раз - ни гнезда, ни ласточек. Это один из дядей Сережёй гнездо палкой сбил.
  Я вначале очень огорчился, ведь интересно же за ними прямо чуть ли не у гнезда наблюдать. А потом увидел, что они с другой стороны под крышей снова гнездо слепили. Я промолчал, никому ничего не сказал, а когда дом чем-то красить стали, поздно было: птенцы появились.
  В этом году лето очень мокрое - дожди, дожди. Мне целыми днями в доме сидеть приходилось. Мое любимое место - у стола, что возле окна в огород: там такой закуток за печкой - как раз мой стул вмещается. Если в другое окно смотреть - там баня, сарай, кучи гравия и песка, а за ними- дом бабы Насти виден. И всё. Там ничего не происходит. Главные события у нас именно на огороде случаются, потому мне окно — вместо телевизора. Кстати, разные события происходят каждый день, и связаны с  животными. Я сейчас расскажу о тех, что запомнились.

               
                АИСТ

 Осенью на наш лужок пригласили трактор. Я не видел, как он пахал землю. Зато, когда весной мы приехали, я лужок не узнал. Он был похож на чёрное море, нет, не то, которое с большой буквы - то голубое, даже зеленое, и в нём купаются. Наше море черное потому, что на нём тоже волны, даже валы, только из земли - такие огромные куски. А между ними камни - то круглые, то плоские, как блины.
Мама стояла-стояла у этого чёрного моря и пошла по деревне - лошадь искать. Приехал усатый дядя Леха с огромным чёрным конем Принцем, на телеге привез плуг и борону. Весь день он по нашему огороду коня гонял - сначала бороной валы гладил, потом плугом пахал, потом снова бороной. После этого земля выровнялась, но не очень. Да и камней стало больше. Мы их потом всё лето к забору сносили, будем дорожки из них мостить. Но я не об этом хотел рассказать.
  В Корлах, недалеко от нас, стоит водонапорная башня, а на ней аисты живут, целая семья. Они за деревней по лугу часто гуляют, еду для птенцов ищут, наверное, лягушек. Сами они большие и белые, ноги высокие жёлтые, а клювы красные.
  Представляете: дядя Леха на чёрном огромном таком Принце пашет, и вдруг - аист на больших крыльях прилетел, опустился почти рядом с конем! И ничего. По пахоте ходит, что-то ищет. Я как увидел, тут же бежать. А мама остановила:
  - Не спугни! Лучше понаблюдай.
  Я сижу у окна, наблюдаю.
  Да, забыл сказать, что мы дом построили в центре деревни, от нас рукой подать до главной улицы. Правда, между нашим огородом и улицей растут огромные ивы, а под ними ключ, мы из него воду даже в Псков возим, чай завариваем. А на ивах гнезда галок. Вот где наше бедствие! Их много-много, они с утра галдят, и так целый день. А ещё они пасутся на огороде, но об этом позже, а сейчас про аиста.
  Смотрю, а он совсем осмелел, совсем рядом с конем ходит. И дяди Лехи не боится. Конь очень большой, аист, оказывается, тоже - почти с меня ростом!
  - Леха у всех пашет, аист с ним, наверное, знаком, не боится. А ты спугнешь. - Это мама снова меня не пускает: заметила, что я уже вот-вот улизну.
  Если бы аист каждый день прилетал, я бы точно ни в какой Псков никогда не уезжал, я бы ему лягушек ловил, червяков собирал. Подружился бы. Вырасту, сам буду пахать, как Леха.
  А тот как раз работу закончил, коня к дому п¬догнал, плуг и борону на телегу закинул, деньги за пазуху куда-то сунул и уехал. Вот тут и началось!
  Аист по участку ходит, а над ним галки летают. Одна за другой! Сорвутся с дерева и прямо, как самолеты, на него пикируют - вот-вот в холку клюнут. Правда, не клюют, а так - пугают. Одна, вторая, десятая!
  - На их территорию залетел! Прогонят! - сказала мама.
  Ох, разозлился я на галок! Так бы их и шуганул, да ведь аиста вспугнешь! А тот терпел-терпел, да вдруг присел, крылья расправил и полетел в сторону башни.
Все-таки прогнали! Ничего, я вас, галки, тоже достану. И не тогда, когда мама очень попросит, а сам - как увижу, так и задам вам жару! А аиста я до сих пор вспоминаю. Может, хоть на следующий год прилетит, я сразу буду за конём ходить, он меня не испугается.
А галки... Сейчас я расскажу, какое они бедствие.


                ГАЛКИ
       
  Галки и нам, и соседям надоели. Да ничего с ними не сделаешь - они на этих деревьях уже век селятся. Мужики всё собираются гнезда по осени сбить, да руки не доходят. Вот и приходится с ними каждый день воевать.
  Наша соседка тетя Люда посадила в землю горох, целую грядку. Мы все ходили смотреть, не проклюнулся ли. И точно, вот и зелёные росточки вылезли. И нам пора. Только мама молодую луну, чтобы серпиком, ждала, она точно знает: тогда надо сажать всё, что дает урожай над землей. Это, говорит, народная примета.
  В тот день мы полюбовались на зеленые росточки у тети Люды, свой горох в землю посадили и завтракать пошли, чай пить. Сидим, пьём все вместе, и тетя Люда с нами, а над огородами всё галки летают. Мы и представить не могли, что это они на тетьлюдину грядку летали! После завтрака она снова в огород пошла, да как маму закричит.
  Мы прибежали и ахнули: вместо зеленых росточков гороховых одни белые хвостики валяются! Это часа не прошло, а они с грядкой расправились! Тетя Люда почти плачет, хорошо у нас еще семена остались, мама ей на новую посадку дала.
А мне приказала собрать под ивами все самые рогатые ветки, что ветром наломало, и утыкать ими нашу грядку. Я, конечно, постарался. Грядка таким большим-большим ёжиком стала. Мы, конечно, всходы спасли. Зато потом, когда стручки уже пузатенькими были, не заметили, как эти галки-воровки их расклевали. Я бы вообще без своего любимого сладкого горошка остался, да мама закрыла грядку пленкой,  которая как марля, и галкам больше гороха не досталось.
А вот бобы они не любят. Те растут себе - и ничего.
Зато история с фасолью повторилась. И снова у тети Люды. А мама посмотрела на галочьи подлости и решила перехитрить настырных. Она посадила фасоль вместе с картошкой, и пока до галок дошло, где у нас фасоль растёт, ее картофельные ростки прикрыли. А когда фасолины укоренятся, они галкам уже не нужны: сок-то в корень да росток ушел. Им только сладкое подавай!
  С галками мы воюем все лето.
  И все же главные события происходят с соседскими котами и собакой Диком.


                НАШИ ЖИВОТНЫЕ

 Рядом с нашим домом - двор бабы Насти. Она такая старенькая, что почти с меня ростом стала, и худая, как я. Через пятнадцать лет ей уже сто будет, представляете? Но она ничего себе, возьмет палочку и идет гулять по деревне - хоть в магазин за хлебом, если мы не привезли, хоть просто так, посмотреть, как что в огородах растёт. С бабой Настей живут кот Рыжик и кошка Катька, тоже рыжая, только попестрей. А собаку зовут Диком.
  Баба Настя, конечно, их кормит. Но, видно, плохо. Когда мы только приехали, коты были тощие-тощие, а у Дика на боках шерсть вылезла. Мама боялась, что у него лишай. Но мы в городе стали скапливать для животных всякие вкусные отходы - косточки, обрезки мяса, шкурки, кусочки от рыбы. Мама и тетя Люда сало покупали и варили с ним всякую еду. Через год животные стали добрыми, шерсть наросла и как бы распушилась. Вот с этими животными у нас и смех, и грех!
  Дик очень злой. Его в деревне боятся, хотя на вид очень симпатичный: похож на овчарку, но как лайка, весь чёрный, и хвост на спине колечком носит. Он нас - тетю Люду с большим сыном Мишей, меня с мамой, даже строителей - всех-всех признал. Кто из нас появится - встречает радостно, мы еще до деревни не дошли, а он тут как тут, хвост так и ходит, так и ходит. Хитрый! Знает: ему обязательно что-нибудь вкусненькое перепадёт, вот и вертит хвостом, как пропеллером. А еще в глаза заглядывает: кто ему первый подаст?
  Сначала у нас забора не было, а Дик еще не научился быть на грядках вежливым. И тогда баба Настя Дика на цепь посадила. Он от обиды даже есть перестал, несколько дней из будки не выходил. А потом с цепи сорвался и всё - в свой двор ни ногой, всё лето у нас живет. Дик умный-умный, только не дрессированный, но теперь уже поздно - ему лет семь, значит, он старый. Но если с ним говоришь - он всё понимает.
  -Дик, по грядкам не ходить! На дорожку! Вот так! - Это тетя Люда его воспитывает. И верите, Дик стал ходить только по дорожкам!
  Дик знает, что надо хлеб отрабатывать: облает каждого, кто мимо проходит, - знайте, тут сторож злой!
  Галки нам покоя не дают.
- Дик, галки! Взять их!
  И Дик несется по огороду, галки от него врассыпную. Оглянется: хозяйки видят? Но если останется один в огороде, галки у самого носа разгуливают - ему и дела нет! Растянется между грядок и спит на сытый желудок – такой хитрый!
  Но больше всего Дик не терпит котов. Я так считаю: он ревнует их к еде. Катьке, той вообще лучше не показываться - он тут же на нее нападает и гонит, пока она, бедная, не шмыгнёт на забор. Кстати, я ей всегда что-нибудь вкусненькое припасу, спрячу от Дика и Рыжего. Она ведь то толстая ходит - котиков носит, то совсем отощает, потому что кормит котят. Правда, никто не знает, где она их всегда прячет.
  А вот с Рыжиком Дику хуже воевать, хотя он так и норовит его погонять. Рыжика тетя Люда опекает, своим признала, носит его на руках, подкармливает. Вот за это Дик ему и мстит.
  Одним словом, мы этих котов и Дика нашими считаем. А деревня смеется над нами. Сейчас поймете, почему.
  Вот такая картинка. Мы идем за молоком к бабе Зине. По центральной улице деревни. Впереди чёрный Дик на трех лапах, четвертую где-то недавно покалечил, за ним или тетя Люда, или мы с мамой, или все вместе, за нами рыжий кот - хвост трубой - семенит. А там ещё Катька через канаву тащится, ближе подойти - Дика боится. Все очень молока хотят. Пока нам молока наливают, они за воротами терпеливо ждут. Потом назад тем же чередом топаем: собака, люди, коты. Зато дома всем молока наливают, даже  Катьке, а Дик делает вид, что не замечает этого. И мне тоже, полную большую кружку, я туда ещё ягод насыплю и сахару - йогурт, нет, коктейль получается.

                ПРО МАРКИЗА

  Ещё один наш, но не наш кот - это Маркизка, тоже рыжий. Он живёт от нас через дорогу. Это не дорога даже, а так - тропинка. В день по ней раз пять деревенские пройдут, да баба Настя за хлебом прошагает, иногда кто-то на лошади проедет, или хозяева Маркизки на машине приедут. И всё.          А Маркизка и летом, и зимой в доме на столе у окна сидит. Хозяева приезжают только на выходные, печку истопят, коту еды поставят, летом, конечно, чего-то в огороде поделают - и в город. Маркизка сытый, только скучно ему одному-то целую неделю. Раньше он мог на улицу через лаз в подвал выходить, да про лаз Катька узнала, перебралась к Маркизу, у него сытней. Хозяева лаз заделали: еды-то на двоих не напасешься.
  Зимой мы по огороду не ходим, а по той же тропинке - за молоком ли, по воду. Всегда у окошка остановимся с Маркизкой поговорить. Но это разговор глухонемых: он рот разевает - значит, жалуется на одиночество. А больше не на что - еды ему хватает, вон к лету какой упитанный бывает! Если б голодный был - мышей ел, а так только поймает и у порога задушенных положит: вот, смотрите, какой я образцовый кот.
  Так вот, он мяукает - нам не слышно, мы ему ласковые слова говорим - ему через два стекла не разобрать.
  Летом он, конечно, бывает иногда на улице. Тогда только и слышно, как то тут, то там кошачья драка - это всё Маркиз затевает.
  На днях мы приехали проверить свои дома да воды в роднике набрать. Пошли по воду - Дик и Рыжик за нами. Тетя Люда Рыжего на руки взяла, поднесла к забору, Маркизке показывает. И Рыжик Маркизку увидел. Из рук вырвался, по снегу под самое окно прошагал, шерсть взъерошил и ну урчать, как настоящий тигр или лев. Видно, летние обиды вспомнил. Мы его зовём-зовём, а он всё ворчит.
Мы уже и воды набрали, назад идем, а он - ни с места и всё на Маркизку ругается. А тому и не ответить!
  - Изображай героя! Отольются летом Маркизкины слёзки! - сказала мама, и мы пошли за сумками - пора на автобус.
  А я иду и вспоминаю: то-то летом Рыжик весь ободранный ходит! Зря он на Маркизку голос поднял.
Всё, пора уезжать. Скоро весна, потом лето, и мы снова переселимся в деревню, где нас ждут наши животные. Ведь именно с ними и деревня в радость. И у нас, как у деревенских, хозяйство есть. А пока снова начнем в пакетик косточки и обрезки мясные складывать, готовиться к новой, пока ещё очень короткой встрече. Они ведь нас всегда очень ждут.


Рецензии
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.