Девочка Вика и Солнечный Лучик. Эпизод второй

Начало: http://www.proza.ru/2015/02/01/1499


                ЭПИЗОД ВТОРОЙ,
                в котором рассказывается о том, как Вика и её друзья во дворе проучили обманщика Виталика,
                а тот, наконец, понял, что говорить правду намного приятнее, чем обманывать


                1. ВИТАЛИК И ЕГО ПРОДЕЛКИ

Во дворе у Вики, кроме всех прочих мальчиков и девочек, жил один не похожий на всех мальчик. Звали его Виталиком. И непохожесть эта, надо признаться, Вике совсем не нравилась. А дело в том, что Виталик этот любил приврать. И причём, не просто пошутить или по-доброму разыграть, а действительно врал на каждом шагу. Про таких ещё говорят: мол, врёт и не краснеет. Или: хлебом ни корми, дай только что-нибудь соврать.
Спросят, бывало, его, идущего с мамой за ручку домой, старушки, сидящие во дворе:
– Виталик, где был сегодня? Что видал?
А тот сделает важное лицо:
– В космос летал. Комету видел. Чуть было не сел ей на хвост…
Мама его одёргивает:
– Виталий, перестань сейчас же! Как не стыдно?
Те же смеются:
– Ай да, Виталик! Ай да, выдумщик!
А тот:
– Не верите? Честное-пречестное слово!
Бабушки ещё больше смеются. Аж до слёз.

А бывало, что и не до смеха.
Как-то дедушка Григорий гулял с внучкой Верочкой и отвлёкся с соседом поздороваться. Ну и разговорились. А Верочка возьми и затеряйся во дворе. Дедушка наговорился, глядь – а внучки-то нигде и нет. Разволновался, забегал.
А тут, откуда ни возьмись – навстречу ему Виталик с мороженным.
Дедушка к нему:
– Виталик, ты Верочку не видел? Вот только что рядом была, игралась.
А Виталик, облизывая эскимо:
– Как же не видел? Видел. Она с какой-то старшей девочкой пошла в сторону школы. Говорит, посмотрю расписание уроков на следующий год.
И добавил своё коронное:
– Честное-пречестное слово!
Дедушка удивился:
– Какая школа? Какие уроки? Ей ещё рано. Даже на будущий год.
Но всё равно поспешил в указанном направлении. Благо, школа находилась неподалёку. А там ребята у входа стоят. Как раз после уроков вышли. Он им про внучку, а они ему в ответ: нет, не было тут такой. Он и вокруг школы оббежал. И обратно. Нет нигде.
А Верочка во дворе играет, за теремком. Дедушка её, конечно же, в конце концов, отыскал. Но поволноваться пришлось. Даже валидол по такому случаю принимал. Пожилым же людям нельзя так переживать. Сердце-то уже слабое.
Но задумался ли над этим Виталик, когда соврал дедушке?

А ещё Виталик любил как-то по-своему разыгрывать детей во дворе.
К примеру, у него есть две шоколадные конфеты. Первую он съест, а фантик завёрнёт так, как был, но пустой. Потом подходил к кому-нибудь из девочек, откусывал демонстративно перед нею вторую конфету, и протягивал ту первую, которой не было, со словами: «Хочешь? На, угощайся».
Девочка с радостью брала угощение, но, естественно, её ждало разочарование. Виталику это и было нужно. Его забавляла реакция. Бывало, что кого-то этим доводил даже до слёз.
С мальчиками не со всеми так получалось. Потому что были и такие, которые могли и сдачи дать. Наградив хорошей оплеухой.

Конечно же, всё это не носило такой уж трагичный характер, но…
Всё ведь начинается с малого.


                2. ЗАГОВОРЩИКИ

Вика узнала о той истории с дедушкой, и ей стало грустно. Она сидела на скамейке во дворе и ждала, пока кто-нибудь ещё из ребятишек выйдет на улицу.
В таком вот состоянии её и застал Солнечный Лучик, скользнув по лавочке и замерев:
– Вика, ты что загрустила?
– Привет, Лучик. Да вот…

И она поделилась своими мыслями по поводу нехорошего мальчика Виталика. И не только одной историей про дедушку, с которым он так некрасиво поступил.
Солнечный Лучик выслушал и призадумался.
Наконец, он сказал:
– Да, всё это, конечно, никуда не годится. Но повлиять на ситуацию можно.
– Как?
– Преподать ему урок. То есть поступить с ним примерно так же, как он поступает с другими. Дать прочувствовать ему всё то, что чувствуют те, над кем он потешается.
– Думаешь, это поможет?
– Поможет или не поможет, трудно прогнозировать. Но то, что заставит задуматься, это точно…

Дальше поговорить не получилось, потому что из подъезда вышла подружка по имени Валя. Солнечный Лучик просто затих, как будто его нет. Но никуда не исчез – также продолжал оставаться полоской света на поверхности лавочки.
– Привет, – сказала Валя.
– Привет.
– Одна скучаешь?
Вика хотела, было, сказать, что нет, но вовремя осекнулась.
– Жду, пока вы все появитесь.
– А что, чего-то намечается? – подозрительно поинтересовалась Валя, обычно чувствуя что-нибудь эдакое ещё до развития какого-либо события. У неё прямо нюх на эти события был – какой-то непостижимый.
– Намечается, – ответила Вика и многозначительно сделала паузу.
– Интересненько, – протянула с предвкушением Валя. – Поделишься?
– Дождёмся остальных, – Вика оставалась непреклонной.
– Ну что ж… дождёмся, – слегка разочарованно промолвила подружка. Но делать было нечего – ждать так ждать.

Вскоре стали появляться и другие дети: Стасик с Колей, два друга - не разлей вода, маленькие Верочка и Оленька. Из окна уже пару раз выглядывал Женька. Значит, и он скоро появится во дворе.
Когда же, наконец, все были в сборе, Вика и объявила о своём плане. Все её внимательно выслушали, и началось обсуждение.

– Ну, то, что он поведётся на завёрнутый пустой фантик, это вряд ли, – сказал Стасик. – На такой дурацкий розыгрыш ведутся одни только наши малолетки.
И насмешливо глянул на Олю. Та обидчиво надула губы – это был камушек конкретно в её огород.
– На фантик нет, – поспешил поддержать разговор его друг Колька. – А вот  если, к примеру, кошелёк на верёвочке подбросить…
– О, неплохая мысль! – оживился Женька. – Я даже по этому случаю одолжу его у своей бабульки. У неё там, в серванте их целая коллекция.
– А зачем ей столько? – спросил Коля.
– Наверное, денег много, – усмехнулся Стасик. – В один не умещается всё.
– Да нет, она у меня не миллионерша, – ответил Женька. – Просто любит весь ненужный хлам скапливать. Кошелёчки, ключницы, подочёчницы, ещё там что-то.
– А, понятно, – кивнул Коля. – Типа, собирательница старья.
– Ну, типа, да, – согласился Женька.
– Хламовщица, – засмеялся Стасик.
– Сейчас как в лоб дам! – рассердился Женька.
– Да тихо вы, мальчишки! – сказала Вика. – Ещё не хватало вам тут подраться.
– А мне идея с кошельком понравилась, – вставила своё слово Валя и как-то не по-доброму улыбнулась. – Я бы туда ещё чего-нибудь эдакое запихнула.
– Нет, это лишнее, – возразила Вика. – Набьём его лучше для веса листьями и мелкими камешками.

На том и порешили.
Женька сбегал домой, выпросил у бабушки старый кошелёк и вернулся. К кошельку привязали толстую нить, вполне подходящую под роль верёвочки, которую принесла из дома уже Валя.
Оставалось засесть в кустах и дождаться пока во дворе появится Виталик.
И Виталик появился.
Правда, ожидание затянулось и показалось ребятне несколько утомительным.
Но оно того стоило.


                3. КОШЕЛЁК НА ВЕРЁВОЧКЕ

Виталик появился ближе к обеду. В его привычки не входило рано просыпаться. Да и во дворе его никто не ждал – куда торопиться-то? Как всегда своей неторопливой хозяйской походочкой он прошёлся вдоль двора и был немного удивлён, что никого из ребят не видно.
«Наверное, на голубятню отправились, – рассуждал мысленно он. – Или куда-нибудь в подвал полезли… А совсем мелкотня где же?»
И тут у своих ног он увидел валяющийся кошелёк.
«У кого-то, наверное, выпал из сумки или из кармана», – мелькнула мысль. И он тут же воровато огляделся по сторонам. Но, вроде бы, никого рядом не было.
«Вот повезло-то! Интересно, сколько там денег? Куплю себе мороженного. Стаканчика два вафельных… Нет, лучше три! Остальное потрачу на конфеты. Шоколадные!»

В предвкушении от скорого удовольствия, Виталик наклонился за кошельком и уже хотел подобрать его, как тот, можно сказать, просто выскользнул у него из рук. Мальчик опешил, но решил повторить попытку. Но попытка дотянуться до кошелька не удалась. Тот ловко отскочил.
И тут Виталик заметил привязанную к нему нить. Тем более из-за кустов раздалось чьё-то тихое хихиканье.
– Ах так! – воскликнул мальчик со злостью, поняв, что его кто-то пытается разыграть. Он изловчился и в коротком прыжке подхватил с земли кошелёк. На этот раз ребятам не удалось вовремя его отдёрнуть.
Почувствовав, что добыча у него в руках, он, ни в коем случае не желая отказываться от своей иллюзии наесться сладким, бросился бежать. Видимо, надеялся, что в укромном месте ему будет удобнее рассматривать свой улов и подсчитывать содержимое.

Остановился он только за углом дома и с волнением в колотившемся от бега сердце открыл кошелёк.
И вот тут его ждало самое настоящее разочарование. Кошелёк был набит листиками, сорванными с деревьев, и мелкими плоскими камешками. Он чуть было не расплакался от досады. А тут ещё подоспели ребята с девчатами и стали над ним ухахатываться. Вот этого он уже не мог стерпеть и, кинув в них их же приманкой, побежал прочь – лишь бы подальше от такого позора.

А тут ещё, как назло, решил перелезть через ограду и зацепился штанишками за какую-то проволоку. Штаны предательски затрещали и вроде даже порвались. А может быть, и нет. Виталик не мог настолько изловчиться, чтобы увидеть – есть там дырка или ткань всё же выдержала.
Так расстроился, что даже забыл просто нащупать рукой – это же элементарно проверить.


                4. ЧЕСТНОЕ-ПРЕЧЕСТНОЕ!

Он поспешил домой. Но тут снова незадача – мама куда-то ушла. Может быть, в магазин или на рынок – неизвестно. Попасть в закрытую квартиру он всё равно не мог.

Виталик стал угрюмо спускаться вниз по лестнице. И тут ему навстречу попался Женька, как раз поднимающийся к себе домой. Они жили в одном подъезде. Только Виталик на пятом этаже, а Женя этажом выше.
– А, охотник за чужим добром, – ухмыльнулся Женька. – Ну, как много денег раздобыл на мороженки?

Виталик, конечно, был зол на него и на других ребят за подобный розыгрыш. Но на этот раз его больше волновало другое.
– Слушай-ка, Жень, тут такое дело, – с некоторой заминкой стал выговаривать он. – Перелазил через ограду, зацепился… Будь другом, глянь, не порвал ли я там сзади?
Женька снова ухмыльнулся, но уже от фразы «будь другом», но глянуть – глянул. Конечно же, дырка была. Не особо большая, но заметная.
Однако он решил не отступать от общего уговора и поэтому ответил как можно  спокойнее, чтобы интонацией не выдать себя:
– Не-а, всё нормально там у тебя. Крепкая, наверное, ткань…
– Честное слово? – усомнился Виталик.
– Конечно, – невозмутимо ответил мальчик. – Как ты там говоришь? Честное-пречестное!
И отправился дальше по лестнице.
– Честное-пречестное, – пробубнил себе под нос Виталик. – Врёт небось… Надо ещё у кого-нибудь спросить. И мама куда-то делась… Вот не везёт!

Он спустился вниз, вышел из подъезда, а там ему как раз попались на глаза два друга - не разлей вода – Стасик и Коля. Они были заняты одним из двух своих велосипедов – натягивали слетевшую цепь. Стасик первым заметил Виталика, но сделал вид, что ему безразлично и лишь толкнул Колю в бок, шепнув ему что-то на ушко. Оба хихикнули.
– Ребят, отвлекитесь на минутку, – попросил Виталик.
– Ну, чего тебе? – спросил недовольно Стасик.
– Гляньте, я штаны не порвал? А то мне не видно.
И повернулся к ним. Ребята переглянулись, едва сдержав смех. Но Коля ответил как можно серьёзнее:
– Нет, всё нормально. Не мешай нам делом заниматься.
– Точно всё нормально? – с некоторой надеждой уточнил Виталик.
– Точно, – ответил Стасик. – Как там, твоё любимое словечко? А… Честное-пречестное!
Виталик вроде стал успокаиваться…

Но в этот момент мимо пробегали Верочка и Оленька, играли в догонялки. И уж они не смогли сдержаться – рассмеялись.
А тут ещё Вика с Валей сидели неподалёку на скамейке, подошли.
– Вы чего ржёте, девчонки? – спросила Валя.
– Да там у Виталика такая дырка, – ответила Верочка. – А он ходит и не замечает.
– Я же спрашивал… Я же уточнял, – начал оправдываться Виталик. – А вы что мне ответили?
И он со злостью глянул на ребят. Тем – хоть бы что. Велосипедная цепь была важнее порванных штанов.

– А ты, Виталик, что людям отвечаешь? – вмешалась в разговор Вика. – Тебе, значит, обманывать всех можно? А как с тобой также обошлись, ты уже злишься на всех. Фантики пустые предлагаешь, сочиняешь всякие небылицы, обманываешь старших. А дедушку Вериного кто чуть до приступа не довёл? Разве так можно?
Виталик стоял, опустив голову.
– Вот и с тобой также решили поступать, – продолжила Вика. – Именно для того, чтобы ты на собственных огорчениях почувствовал, как другим бывает обидно. Понял теперь, каково это?
– Понял, – пробурчал Виталик.
– И?
– Я больше не буду так…

И он действительно перестал так поступать со всеми.
А ещё через некоторое время всё плохое позабылось, и у Виталика появились друзья. Потому что Виталик больше никого не обманывал. А искренность и честность всегда оставались главными качествами в дружеских отношениях.
И хорошо, что Виталик это наконец-то понял.


                * * *


Продолжение: http://www.proza.ru/2015/02/03/1921


Рецензии