Чёрный ворон, белый лебедь

В работе.



Материалы: тушь перо, уголь, фломастер, мел, тонированная бумага.
Задачи урока:
      - формирование внимательного отношения к деталям и особенностям изображаемого материала;
      - развитие представлений о средствах художественной выразительности (характере, ритме линий и пятен);
      - освоение выразительных возможностей характера линий и пятен при изображении лебедя и ворона. Линия и штрих (пятно) - основное средство выразительности в графике.

Мотивация.
Изучаемый материал поможет тонко чувствовать окружающий мир, придаст значение оттенкам , полутонам, бликам, форме и характеру линий и пятен; подведёт к тонкому разнообразию выполняемого задания, позволит прочувствовать богатство выразительных возможностей.

Актуализация
опорных
знаний.
На прошлом уроке мы лепили животных. Кто напомнит основной вывод урока?
- усложняя и детализируя обобщенную примитивную форму изображаем характерные особенности.
Мы уже встречались с графическими материалами, имеем определенные навыки работы с ними, знаем, что в природе великое разнообразие линий.
Когда-то, импровизируя, вы старались передать характер ветки дерева: веселый трепет тонких нежных веточек березы, корявую, напряженную суровую мощь старого дуба.
Теперь нужно осмыслить линию как сильнейшее средство выразительности при характеристике изображаемых птиц.
Новый материал:
Послушаем песню "Черный ворон", рассмотрим подборку фотографий птиц в природе и в работах художников.

Есть в народе зловещая птица, имеющая склонность питаться падалью. Кружит она над полем брани после кровавой битвы - поэтому и стала вестником бед и смерти: -
«Ты не вейся, чёрный ворон, над моею головой»
Ворон большая и сильная птица, у него мощный клюв, очень крепкие лапы с острыми когтями: в природе у него очень мало врагов – даже крупные пернатые хищники предпочитают с ним не связываться.
Ворон крупнее вороны, абсолютно чёрного цвета с металлическим синеватым отливом. Легко узнать его в полёте: летит, не торопясь, наслаждаясь, порой как бы купаясь в воздушном океане.

Ворон – символ, связывающий царство живых и мёртвых. Он – посланец тёмных потусторонних сил, пособник дьявола. В народных сказках ворон прислужник нечистой силы, спутник Бабы-яги и Кащея  Бессмертного.
Колдуны использовали перья ворона для своих тёмных ритуалов. Хорошо известны шаманские камлания, где ворон был образом магической пляски.

Другая сторона мифологического образа состоит в том, что ворон мудрая, вещая птица, прорицатель и предвестник будущего.
«Старый ворон зря не каркнет», - говорят в народе.
Мнение о мудрости ворона имеет глубокое основание. Его интеллект часто поражал зоологов и натуралистов. Ворон, взятый птенцом, легко приручается и может дружить с человеком, быстро обучается человеческой речи, говорит целые фразы, причём часто его тирады звучат удивительно вовремя и создают впечатление разумности говорящего.
Молва наделила ворона исключительным долголетием, считается, что сотни лет он наблюдает дела человеческие своим пытливым глазом. На самом деле жизнь ворона исчисляется десятилетиями. Известен случай, когда ворон прожил в неволе семьдесят лет.
Ворон оседлая, основательная птица: там, где выберет себе место жительства, там и длится вся его жизнь. Спутницу себе он выбирает раз и навсегда, и делит с ней и невзгоды, и радости.
А в начале весны в гнезде появляются птенцы. Обычно их от 3 до 6, очень долго и заботливо опекаемых и только зимой отпускаемых в свою жизнь.
Гнездо супруги устраивают в каком-нибудь неприступном месте, чаще всего на высоком живописном дереве.
Но вороны не всегда селятся в безлюдных местах. Вспомним прославленных на весь мир воронов английского замка Тауэр. Сколько книг говорило о них в описаниях мрачного замка-тюрьмы.
Вороны и по сей день живут там. Есть даже должность – смотритель за воронами Тауэра, ведь как гласит поверье, пока в замке есть вороны, будет и британская монархия.
Ворон, как поэтический образ, проходит через творчество всех времён и народов. Кстати будут тут строки Пушкина:

Ворон к ворону летит,
Ворон ворону кричит:
Ворон! Где б нам отобедать?
Как бы нам о том проведать?
Ворон ворону в ответ:
Знаю, будет нам обед,
В чистом поле под ракитой
Богатырь лежит убитый.

Какая по характеру линия могла бы передать особенности ворона?
(ломаная, резкая, ритмичная, нервная и т.д.)
Педагогический рисунок:
Изображение птицы является композиционным центром, поэтому ворон будет занимать больше половины и размещаться ближе к центру листа.
Выбираем формат относительно задуманной композиции: вертикальный больше подойдет для ворона сидящего, горизонтальный - для ворона в полёте;
Отрезком намечаем размер и расположение птицы.
Через обобщенную форму "овал" изображаем в отрезке туловище и голову. Овал головы меньше в 3 раза.
Далее ломаной линией поверх овалов прорисовываем силуэт птицы. Рыхлым, обрывистый штрихом, меняя угол направления, заполняем форму. Прорисовываем детали: форму клюва, перьев крыла и хвоста.
Стараемся избегать плавных и мягких линий, усиливаем звучание резких ломаных с острыми углами.


Урок2
http://www.proza.ru/2015/02/09/1457


Материал для разработки урока:
Евгений Космос
http://www.proza.ru/2013/04/21/1566


Рецензии