Крутится, вертится шар голубой часть II

    Лишь во время хрущевской "оттепели" открыла мне мать под величайшим секретом тайну - у нас есть родственники за границей ( о, ужас ! ), умоляя никому об этом не рассказывать, чтобы не навлечь репрессий на голову отца.

    Мои прадед и прабабка произвели на свет восемь детей, последнего, деда Кузена, уже имея внука. Времена были смутные.  Накануне Первой мировой войны  старшая из дочерей, моя бабушка Геля, уже имея 4 детей, потеряла мужа. Его убили оголтелые антисемитские фанатики-черносотенцы, когда он в тамбуре поезда пытался отбить у них девушку, которые эти мерзавцы пытались изнасиловать.  Девушку дед спас, а сам получил удар бутылкой по голове,  от которого и скончался. Спасаясь от еврейских погромов, и в надежде в свободной стране найти применение своим силам и талантам, прадед принял решение эммигрировать в Канаду. Обе старшие дочери, моя бабка и ее сестра, жившая с мужем на Украине, ехать отказались.Прадед уговорил мою бабушку отпустить с ним старшего ее сына, своего внука,  который, по ортодоксальным еврейским традициям, был уже совершеннолетним  (13 лет).   Началась Первая мировая война, немцы оккупировали маленькое еврейское местечко Сморгонь ( тогда это была территория Литвы, а сегодня - Белоруссии). Первой загорелась синагога, так что о документах уже и речи быть не могло. Бабушка моя решила бежать к сестре на Украину, купила "цыганскую" лошадь, которая и сдохла недалеко за поворотом. Ночуя с детьми в лесу, бабушка устроила детей как могла, а младшую, мою мать, положила себе на живот, чтобы спасти ребенка от простуды.  Результатом этой ночевки и стала пневмония моей бабушки. Через некоторое время, недолго поболев ( какие уж тут медикаменты!) , она и умерла в Херсоне, перед смертью успев сказать старшим, 17 и 15 лет, где проживает ее сестра. Толпы беженцев, мешочников, которые приступом брали поезда. Цепляясь за поручни вагонов, мои  рано повзрослевшие  тетя и дядя передавали ребенка  друг другу через головы, но сестру матери они нашли. Каким образом судьба их разбросала стало мне понятно позже, оба были вынуждены работать, тетка знала древне-греческий и иврит, преподавала, а моя мать воспитывалась в какой-то православной семье. Приехавший однажды в гости к этой семье архимандрит, спросил у хозяйки дома: "Что это вы, матушка, еврейской девочке крестик православный на шею-то повесили? А хозяйка в ответ: " Богоугодное это дело, заблудшую овцу в лоно христианской церкви вернуть". Вот это-то и спасло жизнь овечке - матери моей. Черносотенцы гнались за ней с криками : " Бей жидов, спасай Россию". Как показала история, всех "жидов" им перебить не удалось,  но и сегодня их последователи, оголтелые националисты всех мастей пытаются спасать  Россию.  Мать рассказывала, что на ней расстегнулась шубка и показался крестик, мерзавцы, увидев его, ребенка больше не преследовали. Вот так, когда в чужих людях, когда у брата или сестры,  она и росла, пока в 1927 году  получила письмо от переехавшего в Самарканд брата, где он ее приглашал, объясняя, что жизнь в Средней Азии легче, что " шуба и валенки не нужны и хлеб дешевле". Терять было нечего.  11 дней ехала она  поездом из Ленинграда в Самарканд, а попутчики рассказывали, что в Средней Азии водятся скорпионы и фаланги размером с человека, которые свободно по улицам бродят (как медведи в Москве, надо полагать). Первой, кого она увидела на вокзале, была семянящая под паранджой  узбечка, ни рук, ни ног видно не было,  фаланга размером с человека, надо полагать. Мама закричала  от ужаса. А уже через год, вместе с моим будущим отцом, скакала на коне по ущельям, спасаясь от басмачей и отбиваясь нагайкой от киргизских волкодавов. Более смелой и отважной женщины я в жизни не встречала.

    Язык родной мама моя, по ее словам,  полностью забыла, но хорошо говорила по-узбекски, правда с жутким акцентом. За несколько минут до смерти, находясь в полубессознательном состоянии, она начала что-то бормотать, прислушавшись, я поняла, она заговорила на идиш, языке европейских евреев " ашкенази". А потом вдруг открыла глаза и сказала " Сейчас мне позвонили и сказали, что я уже умерла и скоро встречусь с твоим отцом". 


Рецензии
Пронзительные истории! Страшное время, в котором все равно есть место любви, спасающей и сохраняющей, самопожертвованию. Память, "не позволяющая рваться нити судьбы"

Влада Дятлова   07.12.2020 22:29     Заявить о нарушении
Спасибо за внимание, Влада.
С уважением и благими пожеланиями
Елена

Елена Ахмедова   08.12.2020 21:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.