комментированный анализ и эссе
Финал романа Гюисманса «Наоборот» подводит итог размышлениями действиям героя этого романа – Дез Эссента. А главный вывод, который делает для себя герой – разочарование в католической вере, в которую он «!желал вогнать себя». И , конечно же, он первым делом обвиняет священников: «разрушивших здание религии,» , сам себе приводя примеры этого от противоречий в трудах отцов католической церкви, в частности у преподобного руара де Гар под названием «О фальсификации веществ» до искажения. С его точке 0рения, самого таинства Божественной Литургии: «субстанции, без которых немыслимо само жертвоприношение, тоже были заменены…» Не вдаваясь в подробности особенностей именно католической мессы, хотелось бы заметить, что в практике православной Литургии бывали разные случаи, когда по тем или иным причинам заменялись так называемые «ингредиенты». Скажем в трудах протоиерей Димитрий Дудко описал реальный случай, со священником у которого не было вина для совершения Литургии, и он с молитвой заменил его виноградным соком; на какой-то момент усомнившись в правильности своих действий, он заглянул в чашу и увидел там реальные Плоть и Кровь. Вопрос веры постигается не разумом, но сердцем. У героя Гюисманса Дез Эссанта вера «значительно подорвана» и теперь он ищет не подтверждения веры, но подтверждения своим убеждениям в фактах: «теперь осмелились идти дальше, дерзнули полностью устранить хлеб, бесстыдные торговца изготовляют почти все просфоры из крахмала! Поэтому Бог отказался спуститься в крахмал». Такой вывод делает для себя герой, отрицая таким образом присутствие Бога в мире вообще и в католической церкви в частности: «верующие причащались, сами того не подозревая, безликими веществами», но ведь подлинная вера, то прежде всего Дух, вкушение Плоти Христовой в Таинстве Евхаристии – это прежде всего закрепление веры Дез Эссант же пытается найти именно обман во всех религиозных обрядах: «как принять Всемогущество, которое остановлено щепоткой крахмала и каплей воды» - и при этом ни разу не вспомнил о Самом Спасителе и Его Жертве. И как итог всех этих мыслей – полное разочарование Дез Эссентав текущей жизни: «Что с ним будет в Париже, где ни семьи, ни друзей? Никакие нити не связывали…» - потеря родных и друзей, безусловно, трагична для любого человека, но о том же состоянии одиночества когда-то очень мило пошутил русский писатель А.П. Чехов: «Одиночество – прекрасная вещь, если его назвать уединением.». чехов в своём творчество постоянно рассматривал соотношение жизни человека с его верой, без которой подлинная жизнь невозможно: «жить и не знать, для чего журавли летят. Для чего дети родятся…» («А.П.Чехов «Три сестры»). Герой Гюисманса чаще тяготится своим безверимем: «был раздавлен всякий интеллект, отметалась честность, наступала смерть любого искусства…» как мы помним по роману, именно в искусстве Дез Эссент пытался найти утешение: «В живопописи потоп вялой глупости, в литературе – подверженность плоского стиля, и трусливых мыслей…» Вот эти-то строчки как ни что другое характеризуют саму суть декаданся и делают этот роман несомненным гимном этому направлению в искусстве. А.П.Чехов в своих произведениях, особенно в пьесе «Чайка» очень точно охарактеризовал отношение русской интеллигенции к явлению декаданса – в большинстве своём негативное, а само слово «декаданс» приобретало часто оттенок ругательства. Декаданс по сути своей является вызовом Богу, как следствие отрицания Бога и Божественной сущности жизни.
С точки зрения Святых Отцов Православной Церкви можно отметить. Что герой романа находится в состоянии искушения.
Задание 2. История в поэме В.Гюго "Искупление" и романе М.Рио "Мерлин"
в своих лекциях Анн Дюкре ярко и эмоционально попыталась раскрыть историческую проблематику французской литературы довольно разных периодов. Поэта В.Гюго «Искупление» с некоторой долей романтизма повествует о временах наполеоновской и пост-наполеоновской эпохи, драма Э.Ростана «Орлёнок», на которой профессор останвилась подробнее других пьес драматурга, описывает всё же реальных исторических лиц, и реальные исторические события, но рассматривает их под личностным углом зрения (Ростан изучал исторические факты, работая над драмой «Орлёнок», но видимо находясь под влиянием размышлений о собственном сыне, который не пошёл вслед за талантливым отцом, как его герой. Родной сын наполеона I , Роман же Мишеля Рио «Мерлин» ТВ понимании русскоязычного читателя скорее можно было бы отнести к любимому ныне жанру фэнтези.
Ход истории остановить нельзя. История не знает сослагательного наклонения. Но историю вершат личности. Это может быть и император Наполеон I , бросивший вызов Богу, и просто солдат, изначально преданный ему, и простые люди вроде той бедной старушки, чьи внуки пострадали в той войне. О которой писал в своей поэме «Искупление» В. Гюго и строки, которые ярко прокомментировала в своей лекции Анн Дюкре, как молчаливый упрёк императору, забывшему о своём народе: ведь власть предполагает ответственность за своих подчинённых.
Вопрос о боговдохновенности власти поднял Мишель Рио в своём романе. Он избирает героем романа Мерлина – легендарную личность, наделённую магическим даром. Пытаясь проанализировать этот дар, в своём романе. Власть монарха априори связана с властью данной Богом. Французские монархи традиционно принимали помазание на престол Франции в Реймсе (туда и Жанна дАрк привела дофина Карла, там и вышеупомянутый наполеон I сам себя помазал на трон. Но, на мой взгляд, именно после этого «самоуправства» самоназванного императора Наполеона I страну и начали постигать беды.
С точки зрения русской (православной!) мысли нарушение Божественного Помысла без покаяния всегда ведёт к бедам. С другой стороны, русская поговорка говорит, что если пришла беда – Бог посетил. В том смысле, что Промыслительные события посылаются богом для вразумления и спасения людей. В.Гюго в своей поэме «Искупление» отчасти пытается это узреть, изображая бедствия народа, наказание самого императора, изображая их в несколько сатирическом ключе. В.Гюго сомневается в правомерности власти, данной Богом. Его революционный романтизм в дальнейшем сделает его и поэтом Парижской Коммуны. М.Рио в своём романе «Мерлин», по-моему, вообще отрицает и Бога, и Божественную сущность хода истории и прочих вещей. Он пытается выяснить. Каким образом Мерлин владеет некоей иррациональной энергией. Пытается объяснить это какими-то особыми человеческими возможностями и пытается понять, почему и как человек обладает подобными возможностями. Мишель Рио особенно увлечён описанием жизни плоти, как главной сущности человека. Для него ход истории это то, что можно осязать, духовная сущность и личности , и истории таким образом уходит на второй план , совсем теряясь из вида, и внимания читателя и писателя. С другой же стороны писатель даёт волю своему воображению именно в описании плотских сцен, талантливо вкрапляя их в основной ход истории как канву романа.
История как для В.Гюго, так и для М.Рио выступает своего рода идеей. Только для В.Гюго выступает своего рода идеей. Только для В.Гюго это идея революционной борьбы, а для М.Рио – попытка погрузиться в исторический мир, как в сон.
Романе «Мерлин», совершено не случайно сделав героем своего романа не короля Артура, столь любимого более ранними романистами, особенно англоязычными, что неудивительно, всё же герой британского эпоса и в общем реальная личность, повлиявшая на ход истории Англии. Для французского писателя М.Рио, как сказала в своих лекциях А.Дюкре, он начал заниматься этой темой, работая над французской версией диснеевского мультфильма «Меч в камне». Для Мишеля Рио интересна не официальбг7ная власть – монарх, правящий страной, а та мистическая сила, которая определяет место этой власти. Именно потом он и избирает своим героем Мерлина – легендарную личность
(экзамен по французской литературе)
Свидетельство о публикации №215020200355