5. 018 Джан Джорджо Триссино и палладианство

Великие меценаты и филантропы

5.018 Джан Джорджо Триссино и палладианство


В XVII—XIX вв. европейская, а за ней и американская архитектура оказалась во власти палладианства — ранней формы классицизма, выросшей из идей итальянского архитектора Андреа Палладио. Позаимствовав принципы классической храмовой архитектуры Древней Греции и Рима, прославленный зодчий в основу своего стиля положил учет перспективы и строгое следование симметрии.

Благодаря 30 виллам, воздвигнутым Палладио в 1550—1570 гг., из которых самыми совершенными считаются виллы «Ротонда» (Капра) в Виченце, Фраскари (Мальконтента) в Венеции, Барбаро-Вольпи в Мазере, Корнаро близ Виченцы венецианская архитектура выдвинулась на мировой уровень. (До нашего времени дошло семнадцать зданий).

Эти сооружения, а также изданные венецианским зодчим «Четыре книги об архитектуре» стали эталоном для многих европейских мастеров классицистического направления архитектуры. В Италии — В. Скамоцци, в Англии — И. Джонс, К. Рен, в Шотландии — Р. Адам, во Франции — Ж.-А. Габриэль, Ж.-Ж. Суффло и др. архитекторы, работавшие по заказам французских королей Людовика XIV и Людовика XV, в США — Т. Джеферсон, в России — Д. Кваренги, К. Росси, М. Казаков, А. Воронихин и т.д. стали последователями великого зодчего.

Виченца, в которой Андреа построил Базилику Палладиану, палаццо Киерикати, центральную площадь Пьяцца деи Синьори, виллу Капра, Олимпийский театр и др. здания, имеет второе имя — «город Андреа Палладио».

С 1994 г. все городские постройки и виллы Палладио в пригороде Виченцы являются памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В посвящении к своим «Четырем книгам» Палладио писал о том, что он «с юных лет получал великое наслаждение от всего, что касалось архитектуры, и в течение долгих годов упорной работы… много раз ездил в Рим и другие места Италии и вне ее, где собственными глазами созерцал и собственными руками обмерял фрагменты многих античных зданий».

Возможность изучать науку архитектуру и ездить в Рим и другие города Андреа получил исключительно благодаря своему первому (и главному) покровителю князю Джан Джорджо Триссино (Gian Giorgio Trissino), которого следует признать «виновником» всемирного торжества палладианства наравне с его создателем. Триссино известен в Италии также как «независимый человек», гуманист и писатель, апологет классицизма.

Будущий драматург, поэт, теоретик литературы и языка родился 8 июля 1478 г. в Виченце (регион Венето на севере Италии; 80 км от Венеции) в аристократической семье. Получив образование в Милане в 1508 г., Джан Джорджо вернулся в Виченцу, но как неблагонадежный (судя по всему, из-за своих высказываний) был изгнан из родного города властями Венецианской республики.

Пожив во Флоренции, Триссино переехал в Рим, где поступил на дипломатическую службу к папе Льву Х (в миру Джованни Медичи). Папа, больше всего на свете интересовавшийся гуманистическими искусствами, духовными и прочими наслаждениями, остался доволен служебной деятельностью и первыми литературными трудами Джан Джорджо и в 1514 г. добился для него отмены изгнания, а в 1515 г. отправил его в Германию ко двору императора Максимилиана в качестве своего нунция. Последующие папы Адриан VI, Климент VII, Павел III также использовали Триссино как опытного дипломата и посла.

Будучи ученым, Триссино всячески проповедовал точку зрения Аристотеля на трагедию. В 1523 г. он опубликовал работу по реформированию итальянской орфографии — «Эпистолу о буквах, заново добавленных в итальянский язык», а в 1530 г. «Малую грамматику», вызвавшие бурную полемику в ученых и литераторских кругах. «В трагедии «Софонисба» (1515, изд. 1524) и комедии «Симиллими» (изд. 1548) драматург использовал жанровые и метрические особенности древнегреческой драмы». Писатель известен также как переводчик и публикатор трактата Данте «О народной речи» (1529), как автор 6-томной «Поэтики» (фрагмент — 1529, полная публикация — 1562), «Стихотворений на народном языке» (1529) и 3-томной эпической поэмы «Италия, освобожденная от готов» (1547—1549).

Самой значительной работой Триссино по грамматике и лингвистике специалисты считают диалог «Хозяин замка» (1529), в котором автор предложил формировать литературный язык на основе синтеза различных диалектов и выдвинул принцип ориентации на современную речь. (http://svr-lit.niv.ru/).

Умер Триссино 8 декабря 1550 г. в Риме. Издание собрания сочинений Д.Д. Триссино было опубликовано маркизом Ф. Маффеи в Вероне в 1729 г.

Одним из любимых — профессиональных занятий Джан Джордже была архитектура. В его мастерскую и поступил приехавший из Падуи 16-летний Андреа ди Пьетро делла Гондола. Заметив в помощнике мастера резчике по камню большой талант и целеустремленность, Триссино взял его под свое покровительство и заменил Андреа рано умершего отца. Князь сменил ему простоватое имя ди Пьетро на благозвучное — Палладио, в честь ангела Палладия, покровителя архитекторов, по легенде избавившего Италию от готов. (По другой версии, в честь статуи греческой богини мудрости, знаний, искусств и ремесел Афины Паллады).

Триссино сам обучал Андреа премудростям архитектуры, в качестве учебника подарив ему «Десять книг по архитектуре» Витрувия. Князь свел протеже со многими патронами искусства в Виченце, Падуе и Венеции, причем заботился о том, чтобы молодой человек получил не только архитектурное, но и разностороннее гуманитарное образование. Для этого он приглашал воспитанника на все научные и литературно-художественные «посиделки», которыми славился его дом; находил для него первоклассных учителей и наставников (Д. Фальконетто и др.). Покровитель не раз посылал Андреа в Верону, Венецию, Сплит (Хорватия), Ним (Франция) и др. города, с целью проводить обмеры античных памятников.

Джан Джорджо дал возможность своему подопечному участвовать в строительстве своей виллы в Криколе (1535—1538), после чего по его рекомендациям Андреа возводил виллу Годи в Лонедо (1540) и виллу Пизани в Баньоло (1544).

В 1541 г. Триссино впервые взял с собой Палладио в Рим, где ввел его в круг знати, обеспечив ему тем самым известность, грядущих заказчиков и покровителей. Андреа же изучал в вечном городе памятники древней архитектуры.

В 1545 г. Палладио выиграл конкурс на право перестройки Базилики в Виченце, и отсюда пошла его европейская слава.


Рецензии
Хорошее, меткое слово - покровитель. Повезло Палладио. А с ним и благодарным потомкам во главе с ЮНЕСКО.

Александр Чашев   02.02.2015 14:25     Заявить о нарушении
И Палладио повезло - иметь такого покровителя, и Триссино повезло - иметь такого подопечного, и нам всем, в конечном счете, повезло - иметь целое направление в архитектуре!
Спасибо, Александр!
С уважением,
Виорэль Ломов.

Виорэль Ломов   02.02.2015 18:49   Заявить о нарушении