Любовный роман. Опыт чтения

Предыдущий отчёт: "Первые стихи и литературные учителя" https://www.stihi.ru/2015/01/05/8096

С 11.01.14 по 21.01.14 на страницах "П.Ж." проходило обсуждение "Любовный роман. Опыт чтения." https://www.stihi.ru/2015/01/11/761

В обсуждении приняли участие:
Алаир (https://www.stihi.ru/avtor/50128)
Татка40 (https://www.stihi.ru/avtor/tatka40a)- удалила реплики из обсуждения, в связи с чем, текст может показаться бессвязным.
Щюрик (https://www.stihi.ru/avtor/shjurick)
Арсений Ж-С (http://www.stihi.ru/avtor/jurlevs)

                ОБСУЖДЕНИЕ.
Давайте попробуем разобрать по косточкам такое явление, как любовный роман.
 Автор любовного романа,  на примере своих героев, высказывается о природе Любви, разбирает женскую или мужскую "душу", определяет место Любви в общем миропорядке или обществе. Редко кто бывает в сем оригинален, однако, лучшие авторы умудряются сказать нечто мало-мальски новое.
                П.Ж.

                БУЛЬВАРНЫЙ РОМАН

Алаир:
Любовный роман, как направление литературы, наверное самый основной. Это может быть драма, комедия, трагедия и т.д. В последнее время стал популярен бульварный роман. Популярен потому, что народ хочет что попроще. Думать народ не хочет. И это во всём.
Скажу так - сюжет придумать сложно, особенно после Шекспира.
Самое главное, владение языком. умение автора обыграть тему в свежести красок, дать объём и колорит, тогда это становится привлекательно и интересно. Бульварный роман таланностью не страдает. Это фастфуд, дешёвый корм.
Возьмите в руки любой роман из киоска в мягком переплёте с заманчивой девочкой на обложке, прочтите выборочно несколько фрагментов в начале, середине и конце. Всё. Книгу покупать не нужно.
Читая книгу, я в первую очередь обращаю внимание на язык автора, его способность передать тона ощущений, рассказать просто и красиво, так, чтоб читатель был заворожён рассказчиком. В эти критерии бульварный роман не попадает.

Щюрик:
Любовный роман. Если услышу, что какую-то книгу так охарактеризовали - ни за что её читать не буду, если доверяю говорящему, конечно.
Вот, скажем, "Прощай, оружие" - это любовный роман? У меня язык не повернётся так сказать. Само словосочетание звучит пошло.

Арсений Ж-С:
Я бы условно выделил два полюса: "Гордость и предубеждение" и "Джен Эйр".
В первом: много героев, много юмора, ироничных зарисовок-карикатур на разные характеры, сложная геометрия отношений.
Во втором: одна главная героиня, трагическая интонация, персонажи скорее идеальные, чем подсмотренные в жизни.
Между этими полюсами, мне кажется, и происходит развитие такого инварианта как Любовный Роман.
Плохая литература для всех в том или ином виде была, кажется, всегда. Просто она не проходит отсев временем. Но и анализ плохой литературы много может дать вдумчивому читателю: большой автор открывает какой-то новый прием, а потом этот приём превращается в штамп и спускается в массовую литературу, вдоизменяясь. И очень интересно проследить, как именно он деформируется. Посмотрите, как много искаженных гримас, восходящих к Ромео и Джульете, или любовному треугольнику Тристана и Изольды, короля Артура. Очень много о массовом сознании скажет именно искажение, а не изначальный высокий сюжет, который, вероятно, просто, в свою очередь, восходит к мощному архетипу.
Чем массовей и хуже текст, тем интереснее в нём найти общие закономерности жанра, типа, потому, что в нем нет ничего своего, но все - общее, закономерное.
Любовный роман не то, что хочется читать. В каком-то смысле это тот же детектив, вернее это два полюса одного явления, две стороны одной монеты: в детективе гипердетерминированный мир, все в нем предельно логично и взаимосвязанно, преступник поступает логично, чтобы детектив его вычислил - в любовном романе все гиперчувственно, герои постоянно идут на поводу эмоций, чтобы сюжет не потух, как огонь без кислорода. В мире детектива просто невозможны страсти ЛР и наоборот. Однако, новое время дало нам отличные инструменты для ознакомления, как с творчеством писателей детектива, так и ЛР: синема!
Самая простая композиционная фигура - пара. Такова, например, геометрия "Ромео и Джульетты". Он и она любят друг друга, но вынуждены бороться за свою любовь.
Треугольник - самая распространенная фигура. Треугольник бывает нескольких типов:
- простой треугольник - муж, жена, любовник/любовница. В простом треугольнике изменяющий супруг точно знает, кого из двоих он на самом деле любит, но не может по тем или иным причинам сломать треугольник.
- равносторонний треугольник - герой мечется между двух (или более) в равной мере любимых.
- усеченный треугольник - она любит его, а он никого не любит, место третьего пусто, но валентно, потому нельзя назвать эту фигуру парой.
- лучи - героя любят все, он способен любить только самого себя.
- совмещенные треугольники: муж, жена, любовник у нее, любовница у него.
Цепочка: наиболее полно выражается в строчках Есенина из нелюбимой мной и Щюриком "Анны Снегиной": "Мы все в эти годы любили, но, значит, любили и нас".
Клубок: сложная фигура, состоящая из переплетения нескольких простых. Вспомнился фильм с Хавьером Бардемом: "Ветчина! Ветчина!".


                ЛЮБИМОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПРО ЛЮБОВЬ

Алаир:
фильм не назову, потому как кино - это прикладное
А произведение на мой взгляд - мастер и маргарита
Открою тайну (последний раз) мои любимые авторы Гоголь и Булкаков. Обалденная по красоте и мысли поэма "Мёртвые души" и уникальный по образности роман "Мастер и Маргарита". Кстати, единственная в моей жизни книга, которую я прочитал, закрыл, открыл и начал читать снова.
А ещё есть автор Георгий Владимов. Он, по моему мнению, наряду с Булгаковым. А лучшая его книга "Генерал и его армия"

Щюрик:
Вот, скажем, "Прощай, оружие" - это любовный роман? У меня язык не повернётся так сказать. Само словосочетание звучит пошло.
Моя любимая сказка о любви - "Укрощение строптивой". Или наоборот, фильм, Челентано.

                ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ

Арсений Ж-С:
Я сегодня освежил в памяти "Гранатовый браслет", поскольку у меня со школьной доски осталось только смутное воспоминание-эмоция: что-то трагически-печальное.
Новое прочтение дало, разумеется, новое понимание, не претендующее на оригинальность, но поделюсь.
Удивительное начало, очень кинематографично, в духе романтизма. Страшная стихия, убивающая рыбаков, караваны беженцев. Картина совершенно эпическая, сродни мощному музыкальному вступлению - музыкальные мотивы во всем тексте очень сильны, вплоть до последней бетховенской темы, под которую призрак диктует свою молитву.
И вдруг, в самом конце первой главы - резкий переход: идиллия, конкретика. Средний автор разделил бы эти сцены на первую и вторую главу, а Куприн ставит этот интонационный переход именно перед самым формальным переходом - тоже прием чисто музыкальный, композиторский.
Далее Куприн очень тонко и точно соблюдает до определенного момента все приемы светского любовного романа: именины, как самый великосветский праздник-повод. Противопоставление английской породы и татарской в одной семье (вспоминаются постоянные противопоставления у Джейн Остен), у сестер:
аристократическая внешность - дикарская,
уважение к мужу - презрение,
отсутствие детей, но любовь к ним, желание как можно больше их иметь -двое малокровных и нежелание более,
сдержанность - страстность,
азартность, бесстрашие относительно репутации, но внутреннее целомудрие Анны остается в описании без пары, якобы намекая читателю, что главная героиня, при внешней целомудренности, поддастся страсти (как и случилось бы в бульварном романе).
Приезжают гости - тоже очень классический для светского ЛР набор на вечер: вдова, кутила, пианистка, профессор, вице губернатор, генерал, офицер, распорядитель балов. Светские анекдоты, суеверия, азартные игры.
Классические приемы развития ЛР: таинственный подарок от тайного воздыхателя, старая история, которая по крупицам дается нам с поистине детективной неспешностью. Единственное явное несоответствие ЛР в первой половине: это то, что обыкновенно подталкивающие истории о большой любви рассказывает старая мудрая светская дама, а не искалеченный бравый вояка - это находка. Все подводит нас к тому, что сейчас будет классический ЛР: он и она, он - беден, она - богата и замужем.
И вот тут начинается настоящая высокая литература, высокая музыка: смерть и последняя сцена в саду.
Мне это напомнило вариации Баха, когда он берет классический расхожий мотивчик и наполняет его всей своей внутренней музыкальной мощью. Но, согласитесь, без узнаваемости этого мотива в начале, без ожидания классической развязки не заиграют так эти кровавые гранаты и Бетховен в конце.

                МАСТЕР И МАРГАРИТА

Алаир:
Мастер и Маргарита роман уникальный. Про него сказано столько, что нет смысла повторять.
Читаем внимательно и удивляемся. Это отличный от религии взгляд на философию устройства общественных отношений.

Щюрик:
Я Булгакова первый раз прочёл ещё самиздатовского и потом перечитал много раз.
Считаю, что тема любви Мастера и Маргариты в романе как раз самая слабая и, как бы сказать, неизбежно-вспомогательная. Не из-за любви Мастер написал роман, не из-за любви Маргарита стала ведьмой. И сам автор, как я вижу, меньше прочих лелеял эту тему. Пожалуй, так: Маргарита - влюблённая женщина и Мастер, помимо прочего, влюблён. Каждому из образов, особенно Маргарите, любовь придаёт яркости и силы, но сама любовь, ох, крамола, невыразительна и бледна в романе - кроме встречи, конечно, эта сцена отдельно, видно, что она выписана на вдохновении.
Вспоминали здесь археологичный (замечательный!) опус "Тристан и Изольда" вот там да, Любовь главное действующее лицо и вся книга о ней.
Вообще любовь больше всего подходит для описания методом невидимки под дождём, а не в лоб: - входит Валентин, он бледен. Валентина - в сторону - боже, как он бледен! Валентин - в сторону - как она побледнела... Этот момент у меня автобиографический....
На мой взгляд там и нет никакого богохульства. Нечистая сила напротив, уважает "Его", плюс к тому на редкость порядочна и безнадёжно для нашего времени благородна. И сплошь по ходу карает порок.
У Евангельского Иисуса и то главным врагом был не Сатана, а фарисей. А Сатана и там и там - плохой, но свой и больше свой, чем плохой.
Булгаков правды слова ради прожил с Христом некоторый отрезок времени - виртуально нынешним языком - и описал то, что видел и чувствовал. Только так создаётся нечто стоящее, или подобно.

Арсений Ж-С:
Давайте сделаем вот какую шутку: попытаемся представить, как был бы написан Мастер, если бы писался он, как дешевый бульварный ЛР.

Если бы "Мастер и Маргарита" был бы бульварный роман, то было бы так:
Вместо аристократического общества с его светскими приемами и беседами - Моссолит, с изысканными обедами в Гончарове и литературными беседами, в том числе о бытии Бога и Канте. С этого бы роман начинался и данные ироничные описания занимали бы гораздо больший объем в тексте. Это была бы среда. Маргарита была бы юная страстная девушка, одна из дочерей Берлиоза. Ее руки добивался бы молодой, амбициозный и уже на хорошем счету в Моссолите - Иван Бездомный. Для этого он и взялся бы писать сатирическую поэму про Христа - чтобы подмазаться к Берлиозу. Но Маргарита тайно встречается с бедным, закритикованным Мастером. Узнав об этом Берлиоз делает так, чтобы Мастера посадили в дурдом. Маргарита уходит от отца и выходит замуж за богатого и пожилого, никак не связанного с литературной средой, с отцом они не общаются. И тут на Патриарших появляется загадочный господин. Это богатый, умный, невероятно пародистый немец. Он становится невольной причиной смерти Берлиоза и помешательства Бездомного, но его это не сильно трогает: он как Печорин проносится ураганом по чужим жизням, ломая их, того не желая, но и не размышляя о том долго. И вот он встречает Маргариту. Забавы ради, он влюбляет ее в себя, она уходит от мужа и погружается со своим новым любовником в бесконечную череду балов, пьянок, шабашей, разврата. Это совсем новая для нее жизнь, не похожая ни на скучное замужество, ни на отвратительно приторную, лицемерную литературную тусовку. Новый мир грешный, но честный, как ей кажется. Но чем далее она следует хвостиком за своим обольстителем, тем более понимает, что и этот мир ей противен. Кульминацией становиться сцена бала, где она видит все окружение Воланда, так же как пушкинская Татьяна свиту Онегина в своем сне. Тем временем в психбольнице встречаются Мастер и Бездомный, два мужчины, влюбленные в Маргариту. Вначале они готовы поубивать друг друга, но потом находят общий язык и общаются, опять-таки на литературные темы. У Маргариты и Воланда не клеится, она устраивает ему скандалы, вроде тех, что закатывает Каренина Вронскому. Чтобы более уязвить своего любовника и вызвать в нем ревность Маргарита требует, чтобы он придумал, как вытащить из лечебницы Мастера. Воланду Маргарита уже надоела и он решает, что это отличный способ наконец отделаться от нее. Оказывается, Воланд не только кутила и развратник, но и главарь банды весьма колоритных аферистов, о чем Маргарита до сих пор не подозревала. Воланд и его свита устраивают Мастеру побег, после чего Воланд бросает Маргариту, которая, в свою очередь тоже рада, так как сильно испугалась вновь открывшихся фактов о Воланде. Мастер находит Маргариту и они убегают в глухую деревню, так как его ищут. Но счастья им не достается: Маргарита больше не любит скучного Мастера, а он прекрасно это видит. Счастья у них нет, но есть покой, скучный деревенский быт... По ночам Маргарита плачет.

                ЧЕРНЫШЕВСКИЙ. ЧТО ДЕЛАТЬ?

Арсений Ж-С:
Забавная попытка написать неправильный ЛР - "Что делать?", попытка логики и житейского расчета в жанре, где предполагается отсутствие оных у главных героев. В жизни нам постоянно приходится поступать более или менее разумно, так или иначе оглядываясь. Обыкновенно, любовный роман бьет именно тем, что как бы ни было сложно героям проходить через испытания, как бы ни был печален их финал, они поступают сообразно своим чувствам, и мы им оттого так завистливо сопереживаем. Даже у Куприна, который, как мы увидели, ломает канон, слом этот происходит только от преждевременной кончины одного из несостоявшихся любовников, до начала непосредственного действия. Еще бы чуть ему подождать, и Вера, как Каренина, бросила бы мужа, а в конце - может тоже попала бы в ту же колею. Чернышевский делает все иначе. Вначале он делает небольшой фокус: начинается роман со сцены суицида неизвестного господина, далее - сцена истерики в паре после известия о самоубийце. Перед нами, казалось бы, классическая затравка бульварного романа - сцена, вырванная из середины повествования, где-то между кульминацией и развязкой, поставленная в начало для эффекту. Общая геометрия взаимоотношений в романе тоже соответствует канону: маменька хочет выдать героиню замуж с выгодой. Намеченный мамой жених отличного происхождения и достатка, после нескольких "приемчиков" готов взять в жены бедную девушку. Но сам он - глуп, как пробка, появляется молодой, умный, благородный, но бедный юноша, добивается ее, они сочетаются браком. Но тут появляется лучший друг мужа: красивый, успешный врач. Она уходит от скучного мужа, и ...

Если верить затравке: муж кончает с жизнью, а героиня, узнав об этом, не может более находиться рядом со своим любовником.

Но фокус в том, что и настоящий финал, да и все наполнение этой схемы совершенно иное: в любой ситуации герои распоряжаются своей жизнью, как фермер в теплице. Выходит достаточно пресно. Но как эксперимент с каноном - интересно. Да и как утопия интересный эксперимент, в котором не личное строится от социальной теории, как обыкновенно, а наоборот: герои вначале строят личную жизнь, и с выработанными в этой борьбе принципами, пытаются строить общество (исключая, конечно, Рахметова, у которого все нормально: теория диктует характер личной жизни). Забавно наблюдать, как Чернышевский совсем не использует большие собрания. Описывает их вскользь, указывая только на темы разговоров и косвенно их описывая. Весь роман построен на диалогах тет-а-тет, возможно, потому что все герои говорят чистую правду друг другу и совсем не ведут пустых речей. Весь роман построен на искренних диалогах о главном.

                ПРОЩАЙ, ОРУЖИЕ

Щюрик:
По аналогии с "Как закалялась сталь" я бы назвал его, по простоте своей, "Как уплотнялась кость" - путём многих микроразрушений, болезненных ударов. Вся любовь как подготовка самого жестокого удара. Путь мужчины, становление, испытание.
Испытание одновременно и случайное, и неизбежное.

                СЕРИАЛЫ

Щюрик:
Все сериалы делю на три вида: длинное кино, серия новелл, объединённых чаще всего главными героями, реже - темой и бесконечные импровизации в реальном времени.
Массовая культура - самая моя! Кроме телевизионной, советской, женской, политической, ... подумаю - ещё напишу.
Одно плохо в сериалах: нет финала. Не Шекспир.

Арсений Ж-С:
Все мы, думаю, понимаем некоторые закономерности сериального сценария: есть некоторая основная сюжетная линия (будут ли Иво и Милагрес вместе), есть короткий конфликт, который держит одну серию, есть интрига, которую выносят в следующую серию, чтобы заинтриговать зрителя (что называется - на самом интересном месте). Как следствие, сценарий, если рассматривать его целиком, делится на множество равных отрезков. Так как каждая серия должна быть предельно интересно, то вместо одной общесюжетной кульминации, мы наблюдаем множество маленьких кульминаций внутри каждого отрезка, вследствии чего сценарий в целом становиться достаточно монотонным, ритмичным, если изобразить его графически. И это главное его отличие от всякой другой литературы, где есть "горка" от завязки к кульминации и снова вниз. Персонажи в сериалах часто очень неоднозначны, постоянно рефлексируют, мечутся, не могут определиться. Это не оттого, что сценаристы мыльных опер так любят гамлетовскую традицию, но оттого, что цельный персонаж менее интересен в вышеописанной структуре: вот пять серий мы видим, какой герой хороший, как он добивается героини. Но продолжать это еще пять серий, с еще пятью кульминациями - скучно. Поэтому герой вдруг переменяется и, например, изменяет, пускается во все тяжкие. Еще пять серий - и он каеться. Сложные характеры дают большую сценарную пластичность. Кстати, по поводу Гамлета. Все исследователи хором утверждают, что Гамлет - первый рефлексирующий персонаж, что это гениальное психологическое и филосовское открытие в литературе. Но Шекспир, прежде всего драматург, он должен держать внимание зрителя. Быть или не быть - кроме прочего, еще и чисто сценарное открытие.
Отсутствие финала - тоже не отсутствие качества, а именно своеобразная, чисто сериальная, черта, очень функциональная, отсутствие финала - повод к следующему сезону. Пишущий сериал пишет потенциально бесконечную историю, а это очень сложная и интересная литературная задача. Посмотрите на "Евгения Онегина". Роман писался как сериал и в нем много общих черт, в том числе и возможность второго сезона.

                ТЕКСТЫ НА САЙТЕ

Арсений Ж-С:
Алаир, прости за наглость, разберу в рамках нашего обсуждения твой новый текст.

Во дворе большого дома, на виду у всех ветров,
На перине из соломы, под которой много снов,

За дверями из холстины, и под крышей из досок,
Проживала юность псина на цепи мотая срок.

Морду высунув на волю, сторожила всех подряд.
У неё собачья доля – так в народе говорят.

Если враг какой, да ночью, с тайным умыслом во двор,
Так она его бы в клочья, потому что, это вор.

Только днём, при всём народе и, как будто, невзначай
При фигуре и породе, появился алобай.

Что нам жизнь – тарелка супа, кость в разлапистой горсти,
Упускать такое – глупо! Ночь не выдаст, бог простит…

И любилась наша псина вопреки цепных оков
На соломенной перине, отдаваясь за любовь...

Не бывает счастье вечным, это знает и дурак,
Новый день судьбой помечен, и прогулян за пятак.

Он любил её, конечно, и, конечно, звал с собой,
Да и что терять им, грешным, облюбованным судьбой,

И бежать бы ей за милым по бескрайней, по земле,

…Рвала цепь…, кончались силы…, хрипы таяли во тьме…
…Слёзы капельками соли…

Ты узнаешь этот взгляд.

У него девичья воля,
У него собачья доля –
Так в народе говорят…

Новый текст Алаира полностью построен по канонам любовного романа. Часть первая: знакомство с героиней/героем. В первой части дается обыкновенно портрет и быт. У Алаира - псина, большой дом, двор, солома цепь. У Куприна - обрыв на берегу моря, Вера, замечания по поводу ее материального положения, характера etc.
Часть вторая: жизнь без любви. Портрет героини продолжается, но на этот раз автор более заостряет внимание на чертах психологических. Он либо заставляет героиню самостоятельно ждать большой любви, либо, если, как у Куприна, она полностью довольна своей личной жизнью - заставляет читателя ждать появления в ее жизни большой любви. У Куприна это замечание, что любовь Веры переросла в глубокое уважение (непростительный грех для ЛР), у Алаира игра с фразеологизмом - собачья доля. Часть третья: появление второго, томления совести. Появление второго персонажа ставит всегда нашу героиню перед сложным выбором, чаще между чувством и долгом. Куприн тут рушит канон, Алаир продолжает в рамках канона. Сторожевая собака должна гонять чужих, но он - при фигуре и породе. Часть четвертая: во все тяжкие. Героиня наконец решается отдаться чувствам. У Алаира это выражено очень ярко, опять-таки через фразеологию: ночь не выдаст, бог простит. Часть пятая: испытания. Самая творческая часть канона ЛР - каждый автор волен придумывать самые сложные и невероятные испытания новородившейся страсти. Есть несколько изводов канона: "соблазнитель" - когда оказывается, что второй и не любил по настоящему, "влиятельный муж" или чисто приключенческие коллизии. У Алаира собака не в силах порвать цепи (в человеческой истории это были бы дети, муж etc.) Второй, конечно, любит, но уходит навсегда. Вариант без хэппи энда.

Давайте обратимся к сказкам. В сказках сюжетные конструкции приобретают максимальную степень обобщения, и потому становятся знаками. Рассмотрим несколько конструкций сказок о любви:
Золушка.
Царевна Несмеяна.
Мертвая Царевна.
Златовласка (Рапунцель).
Белоснежка.
Сразу становится понятно, что в основе сюжета обязательная принципиальная метаморфоза: бедная Золушка становиться принцессой, изгнанница Белоснежка возвращается в отечество в лучах победной славы, Мертвая царевна - оживает. Всему этому способствует любовь. Она есть - главная движущая сила сюжета.
В литературе мы видим, как к сказочной метаморфозе автор приставляет в конце свое едкое Но.
Ромео и Джульетте удается примирить свои семьи, Но для этого им следует умереть.
Анна Каренина, живущая без любви (читай - Несмеяна), находит настоящую взаимную любовь, Но мнительность и страх не дают ей покоя.
Золушка Джен Эйр получает наконец своего принца, Но он уже слепой калека.
Минелай, Ланцелот и Тристан получают свое, Но ценой становится целое государство.
Татьяна получает признание Онегина, Но...
Далее литература еще более издевается над любовниками. В рассматриваемом нами "Гранатовом браслете" перед героиней только на мгновение появляется призрачная возможность метаморфозы, и тут же наступает жестокое авторское Но.
Следующий этап - отсутствие даже и миража метаморфозы на горизонте. Сюжет строиться по принципу: Золушка? Ну, так Золушкой и умрешь. Вот, например, текст Инессы Фишер, иллюстрирующий этот принцип:

Инесса Фишер

Обычная история
http://www.stihi.ru/2015/01/15/1473

Королева привокзального буфета
С именем вполне привычным "Света",
С белою короной на макушке,
Для работников вокзала-просто душка.
Милая,прелестная Светланка
Открывает своё"царство" спозаранку.
Раскадровкою за день мелькают лица,
В основном заказывают пиццу.
А на деле ей давно здесь надоело,
И в душе,ну очень,очень наболело!
Девушка давно о сцене грезит,
И порою от тоски "на стену лезет".
Где ж,провинциальной, ей простушке.
Размечталась,милая девчушка.
А в неё влюблён обходчик Вася.
Раньше Вася ,ох,как сильно "квасил"!
Все вокруг твердят:"Хороший малый,
Любит он тебя-это немало"...
Всё идёт к тому,что скоро очень
Сдастся Светка,
Дома-пьющий отчим,
А Василий на руках носить готовый.
Вот такой сюжет,увы,не новый....

Нарожает Светка ребятишек,
О мечте забыв,жить будет тише,
Но зато ведь общества ячейка.
Вот такая-то,увы,судьба-злодейка.

Призрачная надежда на метаморфозу, настоящую большую, превращается в современной литературе в едкую иронию: Золушка в самом начале текста называется "королевой", но "королевой привокзального буфета". А говорит своей героине: я уже сделал тебя королевой - все, потолок - и в этом ядовитая злоба современной литературы по отношению ко всем Золушкам, Белоснежкам, Несмеянам.

Алаир:
не ищи меня господи, нет меня
буду ростиком маленький средь людей
я духовника с возрастом поменял
мне с духовником - совестью всех честней

                ИСТОРИИ ИЗ ЖИЗНИ

Арсений Ж-С:
Я, например, персонаж из песни "Я спросил у ясеня, где моя любимая", только не главный лирический герой ее, но тот самый друг, который отвечает: "Была тебе любимая, а стала мне жена." Как я писал уже в предыдущем обсуждении, нас в школе было несколько друзей, и мы писали стихи.
Первый друг: из многодетной семьи, прекрасный рисовальщик, кузнец, сейчас защищает диссертацию на тему "история авторского холодного оружия". Первые классы он учился в школе с медицинским уклоном, поэтому буду называть его - Доктор.
Второй: окончил театральное, как художник сценографии, сделал на дипломе шикарный проект к "Макбету". Сейчас он дизайнер, играет в группе невероятно тяжелую музыку, мастер тату (все, что на мне - его работа). Назову его - Басист.
Третий: главный раздолбай и повеса, сменил несколько Вузов и учится до сих пор - теперь он собирается стать рекламщиком. Назову его - Лис.
Пятый: невероятно талантливый парень, музыкант в н-ном поколении, закончил по классу фортепьяно с красным дипломом, невероятно тонкий живописец, главный мой школьный соперник по перу, тогда, безусловно побеждавший, мы с Басистом до сих пор, когда хотим вспомнить школу, читаем наперебой его "почтовый ящик" - Музыкант.
В школе каждый из нас (кроме Лиса), выбрал себе Даму Сердца. Это, конечно, не значило, что нельзя добиваться других, но вот добиваться Дамы Сердца друга - табу.
Доктор свел своими ухаживаниями свою Даму в больницу, слишком уж жестко психологически дергал ее за косички - психика Дамы не устояла.
Лис, как не бравший никаких обязательств, встречался с Дамой Басиста.
Я выкидывал всевозможные дурацкие выходки, играя в романтического героя.
И только Музыкант спокойно, навязчиво и бестолково ухаживал за своей Дамой. А потом она стала моей женой. Музыкант несколько лет пытался поступить в Академию, потом сдался. Один раз я пытался к нему писать. Он читает Бальзака, играет на фоно, подолгу живет в Репино.
Остальные друг с другом тоже не общаются, но со мной видятся по отдельности регулярно. Холост и бездельничает только Лис, он не изменился ни на йоту.

Приглашаю всех на следующее обсуждение: "Взгляд в сторону. Поэт как зритель."
https://www.stihi.ru/2015/01/21/3320

А также на страницы журнала "Сиамское братство" (http://vk.com/public85186748), где сейчас открыты следующие обсуждения:
"Философский камень. Утопические теории обогащения."

"Анатомия архетипа. Наставник."

"Современная музыка в общеевропейской традиции."


Рецензии