Старые фотография...

 Как-то во время большой уборки, в подвале старого  дома, я обнаружила целую гору заброшенных книг.
 Лежали они врассыпную и предназначались,  видимо для  хозяйственных нужд.

Дом был чужим. Жила я в нем на правах квартиранта, и следуя уговору с его хозяином, старалась во всем  поддерживать чистоту.

  Находка приятно удивила меня. В конце восьмидесятых хороших книг  не достать' а  тут такая его бесхозная гора...

Копаться в чужих библиотеках всегда было моим любимым занятием вот и здесь

 , в предвкушении удачной находки, я с воодушевлением стала  разгребать  пыльную кучу.

На тот момент история дома мне была уже  известна. Когда-то она вместила   родословную 2- поколений, начало которой  значилась с  сибирских казаков, проходивших военную службу  в начале века  в этих краях. 
 
  Благодатные края с теплой зимой  так пришлись по нраву  служивым, что многие, после службы, пожелали остаться здесь навсегда.

Воинские поселения постепенно вытеснились жилыми  кварталами  разросшего города, а добротные деревянные дома тех самых казаков, с широкими улицами с тенистыми аллеями карагачей сохранились по сей день.

 Со временем город сменил  свой статус стал столицей союзной республики, а пригород превратился в один из его густо населенных районов.

 Сегодня, о былом времени ,напоминают чуть постаревшие  статные деревянные дома, да могучие  дерева-карагачи, вытянувшиеся вдоль улиц сплошной зеленой  завесой, в летний зной, под тенистыми кронами которых нет места жаркому зною.

По этому поводу благодарные жители часто поминают добрым словом тех предусмотрительных  поселенцев- казаков.

После войны дом перешел к отцу моего хозяина, где он и прожил практически всю свою жизнь.   

В последние годы жил одиноко, часто болел, но переезжать к единственному   сыну противился. Видимо, это был тот случай, когда  и стены  родные в помощь...

Когда его не стало,  родственники быстро  произвели уборку, а книги за ненадобностью  свалили в подвал.

У сына умершего хозяина была своя богатая домашняя библиотека.

В опустевший наследный дом  решено было  пустить квартирантов.  Рядом, по соседству, находился пивной бар, мало ли чего могло случиться.

По этой причине, я и оказалась здесь.
 
...Разбирая книжный завал, я не переставала удивляться  его разнообразию: здесь находились прижизненные издания Зощенко-отца и  периодические

журналы с разгромными статьями в его адрес а также  брошюры с статьями еще живого  Сталина, судя по дате издания, и много известных книг  зарубежных и советских  авторов.

Мое внимание привлекла  книга в старой матерчатой обложке. Им оказался  учебник актерского мастерства 1938 года издания.. Автором  значился сам Станиславский .

Судя по внешнему виду, она побывала во многих руках.

Хозяин дома не имел отношения к актерскому труду. Но, в городе,  во время войны находился эвакуированный  Мосфильм, возможно она имела отношение к кому-то из расквартированных артистов.

 В гуще пыльных журналов и книг, я наткнулась на стопку  старых, но довольно хорошо сохранившихся фотографий. Под каждым из них  значилась дата - 1916 год.

  Судя по снимкам, все  они принадлежали когда-то одной дворянской семье. Схожесть лиц подчеркивала  родство.  На каждой из фото , попеременно, присутствовали: мать, сын, дочь.

Старые фотография всегда интересны  особенностью  запечатлить  время, быт, одежду  давно ушедшего времени. А в немых снимках - едва угадываемую судьбу каждого запечатленного человека. Иное время, иное сословие, как герои старых фильмов. 
   
Все фотографии отражали свой определенный художественный сюжет: дочь со стопкой писем в руках' со взглядом  грустного ожидания,  сын - в офицерской шинели навытяжку, с саблей побоку, мать в старинном кресле, с ажурной шалью на плечах.
 
Кто эти люди, почему эти снимки оказались в забвении?

В плотном конверте  находились еще несколько фотографий, в которых нетрудно было угадать те же лица, но более  в юном возрасте.
 
   Дата снимков в сопоставлении  с настоящим временем составляла семьдесят лет. Это была целая жизнь

Когда я показала снимки своим хозяевам, они, долго вглядываясь, так и  не смогли признать в них  ни своих близких, ни  родичей. 

Только припомнится им  история некой женщины, проживавшей в этом доме еще до войны.

По редким рассказам отца семейства, что стало ему  свойственно лишь за год до смерти, он часто вспоминал женщину по имени Тоня...и  однажды рассказал историю своей любви к ссыльной женщине, ставшей впоследствии ему гражданской женой.

Это были те далекие предвоенные годы. Судьба сведет их на пересылке , куда попадут они в один этап. На тот момент оба были под надзором, отбывали срок.

В то время она  была одинока и очень нуждалась в помощи.
 
О всех своих  родственниках лишь однажды признается :"... забрали ночью, так и сгинули навсегда...".

Видимо, последствия пережитой потери, и  скажутся  у нее, через года, долгой затяжной болезнью. Совсем скоро, после войны ее не станет.

Можно было предположить: фотография принадлежали именно  ей. Только передать их  оказалось некому...
 
Мне трудно будет понять и принять этот факт: "сгинули навсегда...",  наследное  комсомольское мышление требовало иного эпилога.

Я долго не могла привыкнуть к трагической судьбе той семьи. Что-то подсказывало , что не могли все члены семьи в одночастье стать преступниками.

 В начале 90-х годов, вместе с пришедшей гласностью, в СМИ  появятся  много публикаций  о сталинских репрессиях.
 
Эту правду будет трудно  понять и принять. Заложенный багаж школьного идеализма будет  противиться. А масштаб человеческих трагедий  вызывать много вопросов.   

Вспомнится и своя трагическая родословная.

В одну из таких минут  и станет мне  понятна  судьба тех членов семьи на  осиротевших фотографий.
 
Сколько их ,масштабе страны, навсегда растерявших друг друга и до конца жизни так и не нашедших ответа на вопрос:"за что?".

 Пройдет немного времени и мне придется покинуть тот дом. Мои хозяева примут решение эмигрировать  в Израиль.

Новость окажется  более чем  неожиданной. В судьбе моих хозяев  все было обустроено: успешная карьера, социальный статус, материальный достаток.

Все в одночасье менять на неизвестность  мне представлялось крайне несерьезным решением.

   В те годы, с  моими  постоянными переездами, наличие постоянной крыши над головой,  воспринималось как главная  основа  семейного благополучия.

Что же им не хватает7 - недоумевала я.

Но, причиной отъезда, как выяснится, станет нестабильность политической погоды в стране, и , как следствие,  обеспокоенность за судьбу семьи и детей.

А с  пришедшей перестройкой, в газетах и журналах  появятся много  публикаций с явным антисемитским  подтекстом.

Все это будет у хозяина семьи вызывать тревогу и склонять его  к неизбежному отъезду.

И все, же, решение однажды будет принято: дом  будет продан, а старые вещи вывезены на свалку.

Семья благополучно эмигрирует в Израиль, не обнажая накопленных обид и где-то осядет в лабиринтах нового города, отдавшись благоустройству  своей судьбы.

  Пройдет немного времени и в нашу жизнь войдет интернет с его удивительным кругозором. А демонстрируемые ретро фотография  будут иногда  находить своих родственников и друзей  в разных городах и странах.

Не исключением стали бы и те фотография,  догадайся я их забрать...Это сожаление, и будет временами беспокоить меня, словно  по моей вине оборвалась  чья-то последняя ниточка памяти.

Временами я буду  тешить  себя, что наперекор всему, по непреложному закону справедливости, где-то  далеко, в заморских странах, должны  были находиться  потомки той семьи

   Семья моего хозяина, иммигрировав в Израиль, долго не будет давать о себе знать.

Изредка вспоминая о них, я буду уповать на их благополучную судьбу и мысленно благодарить за все доброе , что сделали они для меня.

 Через 20 лет случайно отыщу их в соц. сетях  и горько  споткнусь об реальность: главы  семьи уже не будет в живых.

Онкологический диагноз окажется разменной платой за переезд, эмиграцию,  семейное благополучие.

А новая родина, с невосполнимой  потерей, для семьи  потеряет свое значение.

И лишь, через года , появившиеся внуки,  так неотразимо скопированные с отца семейства, постепенно приглушат у семьи  горечь утраты.

   Пройдет немного времени и случившаяся перестройка в начале 90-х  в моем  городе также   подвигнет массу людей отъезду.

 Распадется  общая  страна - СССР, и  последовавшие перемены, не вселят уверенности большой части ее населения.

Многие уедут, некоторые вернутся назад.

В случившейся карусели множество судеб пройдут непростые испытания и причиной  послужат те же социальные переустройства.

Надежность мира, в  былой стране, всегда казалось незыблемой. Но, случится  война в Чечне, в Украине, а потом предстанет Сирия, которой необходимо будет помогать...

Военные будут вести скрупулезный подсчет своих потерь, а мирное население перейдет в разряд беженцев с неизбежными печальными последствиями. Только  на каких весах измерить ту боль?

   Из школьных лет  помнится мудрый обычай  древнего государства  Урарту..Объявляя войну своему соседу, каждый царь на глазах своего народа должен был убить одного из своих сыновей.

Поражала жестокость тех времен.

Но, сейчас тому подводишь свой личный женский критерий: зато мудро и худой мир - превыше всего.

 

 






 












 










   



 

 





 






 



 

 



 
 

 
 


Рецензии
Я тоже, в детстве, любил лазить на чердак и просматривать картинки в дореволюционном журнале "Нива". Раньше журналы были очень толстыми, где-то под тысячу страниц и их было много, поэтому, я постоянно находил что-то новое. Однажды наткнулся на цветную фотографию царской семьи. Какие красивые детки, до сих пор стоят в глазах. Как подналась рука, в них стрелять? Я смотрю вы прошлись по моей странице. Ничего не понравилось? Добрый вам совет: если не будете писать рецензии, то и вам их не будут писать, а без обратной связи писателю скучно жить. С уважением,

Евгений Солнечный   19.05.2018 00:47     Заявить о нарушении
Ув. Евгений, я случайно открыла для себя вашу прозу, рада знакомству Ваши темы заинтересовали меня, сейчас, по мере возможности, знакомлюсь с ними.

Рауза Лукманова   20.05.2018 14:53   Заявить о нарушении
Спасибо. С уважением,

Евгений Солнечный   20.05.2018 16:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.