Беспамятство памяти

Когда-то давным-давно, в 30-х годах прошлого века, мой дед по отцу, Бакри Мажиев, спрятал у себя в доме человека, преследуемого карательными отрядами НКВД.
Дед был героем гражданской войны, командиром Красной Армии, и подозрений на его счёт у чекистов особо не возникало в части того, что он способен на укрывательство врага народа.
Разыскиваемый более двух месяцев жил в доме деда, пользуясь всеми правами дорогого гостя.
Его благодарность была безгранична, по крайней мере этот факт, даже спустя много лет, не был забыт его многочисленными сыновьями и почти всеми внуками.
Данная история из прошлого мне стала известна именно из их уст, ни мой отец, ни дед никогда об этом не упоминали.
Они не считали это событие чем-то значимым и существенным.
Так было принято, так жили люди, поддерживая и протягивая руки тому, кто в этом нуждался.
Не прятались, не искали легкой для себя жизни, вместе умирали и вместе выживали, потому и выстоял наш народ, несмотря ни на что.
Прошли годы, за это время в истории вайнахского народа произошли масштабные потрясения — поголовная сталинская депортация в морозные дни 1944 года, ельцинская десятилетняя война, кровь, слезы, боль, потери близких.
Итогом явились снесенные на земле нашей Родины тысяч сел, городов, сотни тысяч убитых мирных граждан и столько же вынужденно бежавших за пределы страны…
И некоторым из тех, кто остался в живых, конечно, сильно отшибло память.
В том числе и одному из потомков гостя моего деда…
Но совсем не из-за этих драматических событий.
Недавно мне понадобилось по работе созвониться с одной банковской структурой по чисто рабочему вопросу, и я совершенно случайно узнал, что в ней чуть ли не главным действующим лицом является… правнук того самого беглеца, которого мой дед укрывал.
Узнал также, что этот правнук разбогател настолько, что к нему подойти простому смертному стало крайне большой сложностью.
Я обратился по телефону к дяде этого банковского деятеля, с которым у меня были хорошие отношения, и он, после некоторой паузы, похожей на неуверенность, все же меня заверил, что со мной обязательно свяжутся.
Прошло немало времени.
Никто со мной не связался…
Я решил свой вопрос, нашел человека в данной структуре, и необходимость связи с потомком гостя моего деда автоматически отпала.
Но неожиданно спустя некоторое время позвонил тот самый дядя и начал разговор по другому поводу.
При этом даже не упомянул о моей ранее высказанной просьбе.
Поговорили, но под конец я, поняв, что он и не собирается о том вспоминать, говорю: «Слушай, а мне твой племянник так и не позвонил…»
Он чуть замялся с ответом, потом виновато произнес:
«Ты знаешь, другие сейчас времена, очень изменились люди.
Я... ничего не смог сделать.
Извини…»
Вот так...
Дядя, который не может попросить племянника об обычном, пустяковом звонке человеку.
И племянник, который не подчинен своему дяде и не выполняет его просьбы.
Я согласился с ним...
Верно, что изменились люди, правда, не все, а только некоторые... людишки.
Стали мельче, потеряв генетический код, в погоне за наживой и земными благами предали забвению все, чем вайнахи восхищали весь мир.
Нынче стало обычным явлением: если у человека появились деньги, и хотя всему миру известно, что они ворованные, он среди нашего народа становится самым «уважаемым».
О нем, невзирая на то что до этого он был узнаваем как проходимец, аферист, позер и ничем другим себя не проявил, часто слышишь только одни восторженные эпитеты.
Честь, порядочность, достоинство, верность дружбе и родству, память о предках, почитание старших, примерное поведение ныне, как незваные гости.
Деньги стали эквивалентом достоинства и почета, уважения и авторитета.
Слово «вайнах» не является тем, чем оно было  в прежние времена.
Место этого святого и великого понятия прочно и, видимо, надолго заняли кичливость, тщеславие, алчность и преклонение перед неправедно нажитым богатством…


Рецензии
Интересно полезно Обидно Есть "ПК".но так же много невеж и пр.

Мутуш Танов   25.04.2015 23:47     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.