Двойники
Выйдя из маршрутки, все направились к цветочным рядам. Венки и искусственные цветы были разложены прямо на земле. Живые цветы были выставлены в «аквариумах» со свечками. Только начала она обходить цветочный ряд, как поняла, что ничего не купит. Ей стало нехорошо от ,казалось бы, светлых воспоминаний. Она представила, как он кладет цветы ей в деревянный почтовый ящик, или приносит охапку хризантем, или осеннюю ветку из соседнего парка, с возгласом:
- Посмотри, как красиво.
Веселая и радостная жизнь кончилась совсем неожиданно.
И вот она идет в мрачный павильон, находит там могильщика с тем, чтобы отдать ему долг за бетонную площадку на месте могилы.
Более года назад в сырую, ненастную погоду она пришла на пустынное кладбище и разрыдалась у могилы. Благо никого не было. Но, как оказалось, она была не одна. К ней подошел парень крепкого телосложения, поздоровался и извинился:
- Не успел дома позавтракать, поэтому щелкаю семечки.
Она смотрела на расплывающуюся от дождя могилу и думала о том, что, могила может исчезнуть.
Могильщик словно прочитал ее мысли, добавил:
- Сейчас это будет в два раза дороже, чем через год.
Она без колебаний согласилась на предложение парня сделать площадку, но считая, что время не очень подходящее для работы, позвонила другому.
- Вы, что? Мы же с вами договаривались, что вы будете иметь дело только со мной. В противном случае, я ни за что не отвечаю.
Оказалось, что это был начальник того самого, что бродил между могилами в поисках клиентов.
В этот февральский день кладбище было почти пустынно. Только изредка проходили мимо машины, и ей приходилось останавливаться, чтобы не попасть под колеса.
Впереди маячили две фигуры. Оказалось, что это были те же самые женщины, что и на остановке. Одна держала в руках искусственные цветы, другая - бутылку пива.
Когда она приблизилась к ним, пожилая женщина пропустила ее вперед:
- Не могу быстро ходить, нога сломана.
- У меня тоже.
Из желания поддержать разговор, продолжила:
- Во избежание неприятностей вы бы спрятали бутылку в пакет.
- Что и на кладбище нельзя? - спросила молодая.
- Ты еще на остановке была с пивом, - заметила пожилая.
- Вы знаете, на днях я видела, как одного мужичка, посадили в машину и увезли только потому, что он на ходу пил пиво. Я думала, что уже перестали задерживать. Несколько лет назад задержали моего мужа, продержали до утра пока не пришел начальник и не увидел журналистское удостоверение.
- Журналист должен знать свои права…
Она не дала ей закончить:
-Теперь право на кладбище лежать.
Распрощавшись с попутчицами, она повернула на участок под названием Яблоневый. Ах, как муж любил компот из яблок. Вот же совпадение, компот и кладбище.
Сугробы были до колена. Она с трудом прошла до могилы, попыталась достать из снега корзинку с небольшой елочкой и игрушками, но безуспешно…
****
Автобус шел до метро. Она спустилась в подземное чрево, чтобы проехать одну остановку и подняться наверх, где долго стояла в ожидании транспорта.
Дул ветер. Ей пришлось встать к ветру спиной. Перед афишной тумбой остановился элегантный мужчина, невысокого роста. Он был в серой дубленке и такого же цвета кепке. Надо же, подумала она, одет как ее муж. Тот тоже носил дубленку и кепку, только коричневого цвета.
Когда мужчина отошел, она подошла к афише, чтобы посмотреть, что же такое на афише. Она теперь часто читала афиши. А раньше газеты. Особенно ей нравились статьи, подписанные птичьими фамилиями. Потом она узнала, что это были статьи мужа. Он так много писал, что приходилось придумывать ему такие псевдонимы.
Афиша оказалась старой, прошлогодней. Достаточно было одной секунды, чтобы бросить взгляд и отойти. Очевидно, что мужчина хотел обратить на себя ее внимание.
На другой день она вспоминала этого незнакомца, так как идя по улице, снова увидела его.
- Господи, боже мой, опять он. Невероятно…
Опустила глаза, но, подойдя ближе, бросила не него взгляд. Он смотрел на нее! Она прекрасно понимала, что не может привлечь внимания и в силу своего возраста, и из-за одежды. На ней было длинное пальто, хорошее сшитое в ателье люкс почти пятнадцать лет назад. На место лисьего воротника, съеденного молью, она пришила искусственный мех. Она хорошо чувствовала себя в этом пальто, как бы окунаясь в прошлое незабвенное счастье.
Если бы она была юной девушкой, то могла бы рассуждать о «невероятности» и дальше, но ей понятна была роль этого двойника, предназначенного для нее.
С другим двойником она встречалась почти каждый вечер. Понимая, что ее муж перевоплотился в него.
По вечерам она подходила к дубовому комоду, в стиле модерн. У комода было пять ящиков, два маленьких вверху и три больших внизу. Взяв ключ витиеватой формы, открывала второй маленький ящик, чтобы увидеть своего мужа.
Вот он в каске, на бронежилете крупными буквами написано латинскими буквами « Presse».
Боже мой, зачем он так привлекает к себе внимание? Надо быть как все. Конечно, его охраняют, как на прошлой войне много лет назад. Но пуля не выбирает.
Какими пророческими оказались его слова:
- Если будет война, я пойду военным корреспондентом. Ведь я приписан к военной газете.
- Господи, о какой войне ты говоришь? Войны не может быть, - возражала она.
Но война началась. Воевали недалеко от того места, где они всегда отдыхали, когда ей все хотелось в Крым.
Каждый раз она твердила:
- Побудем здесь, поедем в Крым.
Хотя он и говорил, что в Крыму много народу, и она будет раздражаться, все-таки соглашался с ее предложением поехать туда. Но в Крым они не ездили.
Прошлым летом она поехала в Крым одна. Была очарована красивыми видами, и разочарована галечными пляжами. Ей хотелось опять в соседнюю страну, на песчаный берег, где она была так счастлива.
Свидетельство о публикации №215020301467