Из истории знаменитого пианино

    Сергей Васильевич Рахманинов стал одним из композиторов, которыми гордится Россия. Гордиться Звенигород тем, что здесь жил учитель Рахманинова - великий пианист и композитор Танеев. Гордится Тамбовский край своими родственными и творческими узами с Рахманиновым. Гордятся многие города. Но мало кто знает, что имя Сергея Рахманинова запечатлено и в памяти некоторых жителей Подмосковных Юбилейного и Реутова.
    С 1954-го до 1986 года немецкое пианино, на котором красивыми инкрустированными перламутром буквами написано «Арнольд Фибигер»,: чёрное, необычно высокое, с тремя педалями, с рояльной клавиатурой, немного округлыми клавишами кремового вместо белого цвета, украшенное барельефом профиля Бетховена и резными деревянными канделябрами над первой и восьмой октавами, жило в нашем городе. Что в этом особенного, что происходило с этим музыкальным инструментом, где и у кого он сейчас, я постараюсь рассказать.
    По сословной принадлежности имя Сергея Рахманинова было занесено в книгу дворян Тамбовской губернии с чином титулярного советника. Женитьба Сергея на Наталье Сатиной, своей двоюродной сестре, родители которой владели селом Ивановка в нынешнем Уваровском районе Тамбовской области, еще крепче связала великого музыканта с Тамбовским краем. Почти тридцать лет весной и летом композитор приезжал в Ивановку, чтобы отдохнуть и плодотворно поработать. Здесь родились и осуществились замыслы его самых значительных произведений. Отсюда берёт начало и история  нашего пианино.
    Рядом с поместьем Рахманиновых-Сатиных в Ивановке располагалась усадьба Верещагиных, родственников известного художника. В гостиной Верещагиных стояло пианино. Старинный род имел традиции. Одна из них устанавливала, что каждый родившийся мальчик нарекался Иваном. Это по преданию определило название села. Другая традиция непременно сулила всем Иванам играть на фортепиано. Пианино передавалось из поколения в поколение.
    Соседи дружили. Сергей Рахманинов с Натальей часто гостили у Верещагиных. В Ивановке, начиная с 1890 года и до самого октября 1917 года молодой композитор демонстрировал свои сочинения. Дочь хозяев имения Евгения Ивановна - моя прабабушка, ставшая впоследствии профессиональным художником, - рассказывала, что пианино очень хорошо держало строй, но после каждого «энергичного» концерта Сергея, инструмент приходилось заново настраивать.
    Дело в том, что это пианино имело особенное звучание, если так позволительно выразиться, от природы. Впоследствии, уже на веку моей мамы и в период моего обучения музыке, а также учёбы сына, все преподаватели и настройщики отмечали уникальность инструмента. Самые лёгкие прикосновения пальцев к клавишам извлекали «малиновые» звуки, тогда как из-под вынужденных ударов по клавишам других инструментов, звук имел «кирпичный» оттенок. Так в цвете определяет особенность нашего пианино моя мама.
    После революции Евгения Верещагина вышла замуж за земского врача Александра Еланчика, и они уехали в Острогоржск Воронежской губернии, взяв с собой любимое пианино. Потом пианино с ними переехало в Краснодар, позже в Ростов-на-Дону к жене их сына Григория - Ларочке. При очередной транспортировке были утеряны подсвечники, музыкальный строй пианино требовал восстановления. На вызов пришёл настройщик. Чтобы не вводить владельцев инструмента в материальное затруднение, предложил его забрать, взамен предоставив новый «Красный Октябрь». Лара наотрез отказалась от сделки и отдала за ремонт все имеющиеся деньги. Так её дочка Ирочка стала учиться музыке. Григорий Александрович сердился, что фамильный инструмент достался девочке. Но что оставалось делать, мальчики не рождались.
     Вскоре Еланчики перебрались на жительство в Москву. В 1941-м году, оставив пианино в квартире многоэтажного дома на Щербаковской улице, Лара с дочкой уехали в эвакуацию. Перед отъездом Ларочкин второй муж Сергеев, чтобы не потерять инструмент, нацарапал в правом верхнем углу передней стенки корпуса свою фамилию. Так эта надпись до сих пор напоминает о былом.
Когда в 44-ом Лара с Ирочкой вернулись домой, оказалось, что из прежних трёх комнат им теперь принадлежит лишь шестиметровка. Вместить в неё громоздкий инструмент не представлялось возможным, да и нищета душила, поэтому пианино, на котором некогда играл сам Рахманинов, со слезами пришлось сдать в аренду. Оно прослужило семье зубного врача до лета 1953 года.
    В этом году муж Ирины поменял статус студента МЭИ на слушателя Артакадемии им. Дзержинского - лейтенанта Прудковского. Появилась возможность снять квартиру около станции  «Подлипки», где нашлось место и для «Арнольда Фибигер».
    Потом пианино досталось дочерям Прудковских, путешествуя по первому и второму городкам из одного дома в другой. В 1986 году оно отправилось в Реутов, поскольку я (дочь Ирины) переехала жить к мужу, и у нас подрос долгожданный наследник. В шесть лет Костя изъявил желание учиться игре на фортепиано, и ему по давней традиции достался знаменитый инструмент. Надо сказать, что Костя с помощью семейной реликвии успешно окончил музыкальную школу, а его ладони стали большими, пальцы тонкими и длинными, как ни у кого из родственников, но очень похожими на руки Сергея Рахманинова.
    Педагоги Константина не переставали поражаться необычайной энергетике, исходящей от старинного пианино, на котором он играл дома. Они и не подозревали, что когда-то на этом инструменте Сергей Рахманинов впервые исполнял свой Второй и Третий фортепианные концерты, поэму «Колокола» и ещё множество великих произведений.
Клавиши пианино по-прежнему хранят невидимый отпечаток пальцев Рахманинова. О руках маэстро ходили легенды. Красивые, холёные, они были словно вырезаны из слоновой кости. Правой рукой он мог охватить сразу двенадцать белых клавиш, а левой — взять аккорд до, ми-бемоль, соль, до, соль.
    Творческий облик Рахманинова-композитора часто определяют словами «самый русский композитор». В этой краткой характеристике выражены как объективные качества стиля Рахманинова, так и место его наследия в истории мировой музыки. Значение исполнительского мастерства Рахманинова не менее велико: Рахманинов -пианист стал эталоном для многих поколений пианистов разных стран, утвердил мировой приоритет русской фортепианной школы.
                ***
    Не одно поколение любителей музыки покорено Рахманиновым-композитором, дирижером, пианистом. Мемуары о нём полны ярких воспоминаний, историй. Впрочем, многие факты жизни замечательных людей становятся небольшими сюжетами, как этого рассказа, например.


Рецензии
Какая замечательная история!!!
Интересно, стал ли Костя профессиональным музыкантом?
Есть ли записи его игры, которые можно было бы выложить в интернет?

Андрей Прудковский   05.02.2015 12:38     Заявить о нарушении