МУХА

Мы пришли в гости к своей знакомой, бабушке Клаве. Она давно приглашала, но как-то не получалось выбраться вместе с Андреем, а тут наши выходные совпали, и мы, наконец, нанесли «официальный визит». Бабушка радостно приветствовала нас у порога, с ней вместе вышел еще один хозяин квартиры – серьезный, хорошо упитанный кот, по имени Филя. Он оказался как две капли воды похожим на нашу кошку, которая прожила с нами шесть лет. Кошка гладкошерстная, на белейшей шубке в середине спины – серые в полоску пятна округлой формы, такой же хвост и челочка, окаймляющая крупные уши.

Мой отец в то время работал на заводе плотником, делал ящичную тару для продукции. Как-то раз осенью к ним в цех подбросили маленького беспомощного котенка. Котенок был сильно худ, боязлив, все время пищал. Папа две недели приучал его не дичиться людей, подкармливал, а потом, когда малыш стал подбегать к рукам, решил забрать домой. Но добираться нужно было на транспорте с пересадкой, тогда еще не было маршрутного такси. Папа посадил котенка на грудь под куртку и вошел в трамвай. Народу было много, все возвращались с работы, приходилось стоять в тесноте. Как только трамвай тронулся, котенок с испугу от грохота колес нырнул в рукав куртки, желая выскользнуть. Папа согнул руку, чтобы удержать малыша. Люди стали вежливо расступаться, думая, что у папы сломана рука, кто-то предложил сесть. Но папа сказать, что ему скоро выходить. Так и вез всю дорогу до дома котенка в рукаве.

Когда зашел в дом, радостно провозгласил: «Смотрите! Какое я вам чудо принес!» «Чудо» сразу отправилось обследовать новые апартаменты. Забрело в нашу комнату. Оно было настолько худощаво, что шея отделялась от большой ушастой головы, уши были внутри черны от заводской сажи, я вымыла котенка, а ушки не трогала, боясь повредить. Со временем они очистились – сажа вылетала кусками, когда малыш чесал уши лапкой. Сидеть он не мог, голова перетягивала тело, и он заваливался набок. Но, немного нагуляв тельце, уже через две недели освоил все санитарно-гигиенические навыки. Мы придумали малышке самое доброе имя, Муся, стараясь вызвать в ней нежность, но она вела себя как маленькая разбойница. Носилась по настенному ковру, постоянно задевая выключатель, тогда загорался свет. Это было ее любимое занятие, когда она поняла, что так можно разбудить кормильцев.

Кушала она избирательно. Свежее молоко не ела, а ждала, пока скиснет, а воду пила только из-под крана – так приучилась на заводе – пить свежую воду, текущую с крыш, она же осенний ребенок! Играла с удовольствием: носилась по всем комнатам, по коврам на стенах, прыгала со шкафа на кровать – обязательно на ноги лежащего. Это вызывало шок от неожиданности. Папа за ее полеты прозвал ее Мухой. Она охотно откликалась и на эту кличку. Гулять на улицу Муха просилась вежливо, тихо мяукая у двери, мы выпускали ее, в доме она не могла справлять свои нужды. Когда же возвращалась домой, либо скребла когтями по двери, либо орала так, что даже соседи могли слышать, они иногда звонили нам, сообщая: «Ваша кошечка пришла».

Мы впускали Муху, благодарили соседей, а та становилась на половичке у порога и драла его лапками, показывая, что приучена к чистоте. Когда Муха повзрослела, у нее отбоя не было от кавалеров. Но она выбрала соседского старого Васю такого же окраса, как она, но не гладкий, а с длинной пушистой шерстью. Они отпрашивались гулять в одно время и проводили свои свидания, качаясь на тонких ветвях вишни под нашими окнами, так что «кошачья братия» усаживалась вокруг дерева, дожидаясь, когда влюбленные спустятся. В такое время приходилось идти спасать Муху из окружения. Прохожие изумленно наблюдали сцены свиданий, говоря: «Смотри! Две одинаковые кошки на вишне качаются!»

Муха не рождала много котят, одного или двоих, поэтому всех котят мы оставляли и для них находились хозяева. Через пять лет, после того, как у нас поселилась Муха, родился Андрей. Муха хотела с ним познакомиться, но мы старались оберегать его от кошки, пока грудной. Все же однажды она улучила момент, когда дверь в комнату малыша была открыта, а он спал, и запрыгнула к нему в кровать. Я вошла и наблюдала за ней, стараясь не шуметь. Муха обнюхала незнакомого человека, посмотрела на меня и осторожно выбралась сквозь прутья детской кровати, больше она не любопытствовала.

Долгое время Андрей не мог ползать. Врачи говорили, что возможно, он сразу начнет ходить. Ему было восемь месяцев, я принесла его в залу, положила на ковре на живот и поставила на расстоянии трех метров от него новые игрушки. Он смотрел и не двигался, хотя в кроватке любил заниматься с игрушками. У Мухи незадолго до этого дня мы забрали двухмесячного котенка, Васиного потомка, и передали его родственникам Васиной хозяйки. Муха тосковала, искала его, она только что стала обучать его кошачьим навыкам. И вот она увидела ребенка, который лежит на ковре и не двигается. Она подошла к нему на расстояние его вытянутой руки, муркнула и нервно дернула хвостом.

Андрей оживился, глазки его заблестели, он потянулся к живой игрушке. Муха обошла его и встала сбоку, он повернулся за ней. Она тут же перешла на другую сторону – малыш перекатился на другой бок. То чего мы не могли добиться, чего долго ждали от ребенка, наша питомица осуществила за полчаса общения с ним. Привлекая к себе внимание разными способами, она заставила его подтянуть тело, и он сделал первое «поползновение». За неделю Муха научила его ползать, но он какое-то время совершал это только в ее присутствии. Потом так расползался, что стал открывать все дверцы, которые не закрывались на ключ у шкафов и вытаскивал, что там лежит.

Недолго длилась их дружба. Вскоре Муха тяжело заболела, и ее не стало. Он знал ее только по нашим рассказам и фотографиям. Но то, значительное дело, что наша кошка совершила для нас, я всегда помню, и особенно умиляюсь, встречая похожих на нее, вот, как Филю сегодня...

Фото автора


Рецензии