На голгофу?


Когда молчание приходит, иль станет одиноко,
Я открываю красный томик Александра Блока.
Уйдут растерянность и тьма
И явятся эсхатологические слова.

А где ещё нам подкрепление искать?
В минуту роковую, как понять?
Где провалились, а где были высоки?
А где от правды - далеки?

 Как  нам обойти, трясину?
Чью ещё нам выпытать судьбину?
 И пусть то сказано давным давно
«…хоть имя дико, но мне ласкает слух оно»:

«Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте сразиться с нами!
Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы!
С раскосыми и жадными очами!» …

«Вы сотни лет глядели на Восток,
    Копя и плавя наши перлы,
И вы, глумясь, считали только срок,
    Когда наставить пушек жерла!» …

« О, старый мир! Пока ты не погиб,
    Пока томишься мукой сладкой,
Остановись, премудрый, как Эдип,
  Пред Сфинксом с древнею загадкой! …

Россия – Сфинкс. Ликуя и скорбя,
И обливаясь чёрной кровью,
Она глядит, глядит в тебя,
И с ненавистью, и с любовью! …»

Верней не скажешь, как сказал пророк, великий Александр Блок. Он стоял у начала и одновременно у конца. Он хранил то, что заслуживало похорон, и он приветствовал то, что будто бы заслуживало приветствия его. Почему? Потому что мир вообще не такой, каким виделся, поэту, как и нам совсем недавно. Не такой!  И ничего пока тут не удаётся – никому!  Одна дорога – на Голгофу! Ту ли, эту ли – всё одно. Впереди Иисус Христос…

Знал поэт, что говорил, знал. Сколько вокруг его имени  ни схватывались, сколько ни корили, а он подлинно знал, потому сам был Христос впереди своих «Двенадцати» и умер в Гефсиманской тоске, взяв на себя грехи русской интеллигенции. Это умом не познаётся, тут надо самому ввергнуться в пучину, тогда поймёшь. Блок шагнул в революцию , ибо не было для него другого выхода. Но поэт прекрасно знал, что революция - жестокая обманщица, и потому ушёл ею поражённый.

Трудно представить Блока на первом Съезде советских писателей, как и не менее трудно представить его среди эмигрантов в Париже. Что дано З. Гиппиус или А. Толстому, не позволено Александру Блоку! Смерть Блока – не смерть старого мира, как кажется многим, это смерть …нового мира, ещё не родившегося – до сих пор … не родившегося …того самого мира и не может родиться – вне  «Второго Пришествия». И что поразительно, мир этот - и может родиться только в России, но не сейчас, не сейчас … после, однако после … и вопреки господствующему сейчас миру». Но попытка не пытка. И тот, кто возложит на себя столь не простые обязательства и сделает это, по праву будет считаться основателем Гражданского общества в новой России.

А пока, господствующий мир - ужасней прежнего. Корпорация современной российской элиты (бизнес + чиновники) в целом сохранила порядок, сложившийся - в 90-ые годы. Нет общего понятия правды, приличий. СМИ упорно стремятся навязать свою систему ценностей, чуждый образ жизни. В рядах писателей, режиссеров мало патриотов России. С особым удовольствием они рождают  «гениальные детища», пропитанные уродством и гнилью, смакуют наши беды. Выискивают ошибки в истории страны, переснимают классику, интерпретируя по-своему, творя лживые плагиаты.
На потеху узкому кругу ложной элиты и Западу.

Не назовёшь патриотичным фильм Н. Михалкова «Солнечный удар», пророчащий голгофу России. Почему по Бунину? – За Буниным, как под крышей не замочит, не продует.  А ещё - потому что Бунин не любил Россию, ненавидел наших поэтов - Блока, Есенина, Маяковского, Волошина, осмеял в своих мемуарах Алексея Толстого. Многократно высказывал своё недовольство чеховскими пьесами…Самый главный упрёк: драматург выходец из купеческой среды. Бунин мелкопоместный дворянин, с детства обижен на Россию. На этом и зиждется его лукавое творчество. Ненависть помогала творить ему философскую экзистенциальную прозу.

Перечитайте его рассказы - и вы поймёте, как он относился к русскому  человеку, точно так, как современные писатели – мещанско-советского происхождения. Они любили бы Россию, только без её народа. Этот клан стоит на коленях перед  культурой  Запада. Их вожделенное желание  - получать от Запада награды, премии, проклятые народом доллары и евро.
А нам всё равно: лишь бы экзистенциально! Так, за фильм «Ливиафам» Звягинцев получил премию «Золотой глобус». На западе почему-то восприняли фильм как картину «тупиковой русской цивилизации». А кто за такую же похвалу не продал отца родного…Эта ли интеллигенция есть опора России в трудный для неё час! Не о такой ли интеллигенции писал в своих статьях Александр Блок, призывая к делу, к труду на благо России, чтобы страна, родина была прекрасной, жизнь честная. Потому он не угоден сегодня СМИ, стараются очернить Блока.

Кто-то скажет: "опять о Блоке…" - и он прав. Я всего лишь литературовед,  публицистика меня затягивает в свой омут. Если бы  АИФ не публиковала  из года в год( 2010 году, и в 2014) одну и ту же издевательскую статью Константина Кудряшова о Блоке, не стала бы я сегодня, как говориться, вызывать огонь на себя.  Каждый год, АИФ находит статью «гениальной», не обращая внимания на то, что К. Кудряшов не читал даже биографию писателя, иначе он не сморозил бы такое: «Но сын немца-юриста Александра Блока и дочери ректора Санкт-Петербургского университета Марии, урождённой Бекетовой, появившийся на свет 28 ноября 1880 г., поэт Александр Блок слыл человеком нелюдимым и замкнутым. Поэтому вместо крылатых фраз нам остались лишь его стихи»

Мария – тётка поэта. Блок  сын Александры, с матерью они были дружны: «мы с мамой почти одно и то же» - говорил Блок - по впечатлительности, по восприятию мира. Можно ли молчать, когда  журналист, стараясь удивить читателей АИФ, позволяет себе писать: « Вот ещё одна цитата, но из нашего времени. Известный алкаш и не менее известный писатель Венедикт Ерофеев оставил любопытную запись, вошедшую в его дневник «Бесполезное ископаемое»: «Неисправимейший балбес Блок», который пишет, что «Россия заразила уже человечество своим здоровьем». Это - в феврале 1918 г.! «В самом деле балбес». Простим Ерофееву его алкогольные «прозрения». Ни Кудряшову, ни Ерофееву, однако, неизвестно, что рабочие всего мира восстали за свободу России, против Антанты, интервенты вынуждены были уйти из России. АИФ советское время была самая правдивая газета. Какую правду АИф публикует теперь? Пока СМИ будут выдавать подобные шутки , рубить под корень основы русской цивилизации – никакие проекты, даже самые «крутые» не осуществятся.

Не читал К. Кудряшов и стихов великого русского поэта, он лишь  нахватал негативных высказываний о Блоке, особенно ему понравился «легкомысленный современник Блока поэт Осип Мандельштам, сочинивший эпиграмму, которая, как кажется, лучше прочих объясняет суть этого «сумрачного германского гения»:
Блок - король и маг порока,
Рок и боль венчают Блока.
Только человек далёкий от литературы не поймет, что это шутливый шарж, может, не совсем дружеский, а он рад стараться приспособил к своей чернухе – использовал его в собственных целях, сделав из него «броский» заголовок к своей статье. Так теперь модно, так учит западная либеральная демократия - чем хуже, чем лживей, чем смешней – а газетке – рейтинг! «Прекрасно только то, что чудесно (неправдоподобно), сказал Бретон. Сюрреализм! Моден только сюрреализм.

Что-то слышал этот журналист о «самом известном стихотворении «Незнакомка», но он не отличает пошлую болтовню от искусства. Перепутал всё К. Кудряшов - «валютные незнакомки» - это его окружение, видно, они свели его с ума обнаженными телами. «Незнакомка не из тех, что «щеголяют модами». Блока надо читать и умом, и полнотой сердца, ибо решается в тот миг вопрос жизни и смерти твоей и твоего дома.

В «Незнакомке» Поэт «воспел» образ идеальной женщины, досточтимой, благородной, каких – увы, мало. Образ Прекрасной дамы, явился поэту в его трагическом сне. - (Иль это только снится мне?). Он не раз представлял, как будет: «Всё, всё по-старому, бывалому, // Да только – без меня!». Это она – его муза, уже без него, пришла туда, где он часто бывал.

«И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

И веют древними поверьями
Её упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука» - 

 Да, это она его муза. Любовь Менделеева-Блок – навсегда Прекрасная Дама. Такой он представлял Прекрасную Даму, такой поклонялся. И не имеет значения, что есть какой-то К. Кудряшов, который роется в навозе и находит : «Спустя всего семь (!) лет по смерти Блока я встретил его вдову, - писал В. Милашевский. - Она вульгарно курила дешёвые папиросы, оказалась толстой и приземистой, в рваных чулках и худых туфлях…» Сколько тупости в словах, надёрганных злопыхателем Кондрашовым. До чего доводит  безнаказанность! И все мирятся с подобным отношением к классике, к духовным ценностям, к истории страны. Что же остаётся делать западу, как не злорадствовать и подталкивать к пропасти, к деградации, к голгофе.


Рецензии
Вот ведь как получается, вроде бы велика Россия, но ее поэтов теперь не жалуют, зато жалуются на дешевизну нефти...

Андрей Бухаров   27.08.2015 16:15     Заявить о нарушении
Совершенно верно. Спасибо за понимание.

Екатерина Лукиан   27.08.2015 21:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.