Апартеид. До и после

Апартеид – политико-правовая доктрина государства, введенная по расовому признаку  с целью сегрегации населения по нему. Такое незамысловатое определение можно дать политике, которая проводилась во второй половине XX века (в 1940-90-х гг.) правительством Южно-Африканского Союза и Республики под руководством Национальной партии. Схожим процессом можно считать принудительное выселение индейцев как коренных жителей США в резервации. Также существование гетто в разных стран: в т.ч. во Франции и США.

Редко можно встретить классификацию, по которой апартеид можно отнести к какому-либо политическому режиму. Однако интересно мнение к.ю.н. Д.В. Терешкина, который впервые в российской юридической практике попытался классифицировать апартеид как политический режим. Он считает что «для небелого большинства режим апартеида являет собой жесткую форму тоталитаризма»[1]. В целом с ним вполне можно согласится, потому что тоталитаризм предполагает присутствие сильной политической структуры, которая способна, используя государственные ресурсы, давить на определенную группу населения. В ЮАС-ЮАР такой силой стала Национальная партия, которая находилась у власти в стране более полувека. 

Однако, политика апартеида формировалась задолго до её проведения на государственном уровне. Тот же Д.В. Терешкин считает, что до 1948 года политика апартеида прошла 5 этапов: первый этап XVII-XXвв. в виде отношения Я. Ван Рибека и его последователей к коренному населению; 1900-1910 – образование ЮАС и принятие конституции; режим при Л. Боте (1910-1924), режим при Дж. Герцоге и режим при Смэтсе[2]. Основополагающий фактор проведения такой политики – националистические интересы потомков европейских переселенцев – африканеров, которые  в разное время назывались также и бурами. Для проведения таких идей была создана Национальная партия в 1914 году, и одним из её основателей стал бывший активный участник второй англо-бурской войны (1899-1902), заместитель командующего вооруженными силами Оранжевого Свободного Государства Джеймс Барри Герцог (1866-1942). В будущем он станет премьер-министром Южно-Африканского Союза (1924-1939). Основными целями партии и самого Дж. Герцога стали проведение политики апартеида с целью урезания прав коренного населения Южной Африки и расширение прав потомков европейских колонистов или африканеров ( владеют языком африкаанс). В своей внутренней политике он придерживался поставленных в 1914 году целей – даровал избирательное право белым женщинам, для мужчин убрал все возможные цензы для участия в выборах (как при активном, так и пассивном праве). Надо сказать, что существовали и другие националистические партии: так в 1930-е гг. возникла ультранационалистическая партия «Очищенная Национальная партия» (после 1948 года стала «Воссоединенной Национальной Партией») во главе с Даниэлем Франсуа Маланом (1874-1959; премьер-министр ЮАС в 1948-1954гг.).

После победы на парламентских выборах в 1948 году[3] Малан стал очередным премьер-министром и в своей политике проводил ультрарадикальные преобразования по отношению к черному населению. Во многом он руководствовался следующим тезисом политической программы Национальной Партии «В ЮАС должна проводиться политика полного апартеида как конечная цель естественного процесса раздельного развития. Отдавая себе отчет в том, что эта задача может быть лучше всего выполнена путем сохранения в чистоте и неприкосновенности белой расы, Национальная партия провозглашает это в качестве основного руководящего принципа своей политики»[4]. При нем были запрещены межрасовые браки (1949), представители местного населения получали право владения собственностью только в специально выделенных для этого зонах (1951), т.е. бантустанах и т.д. Но всё же самый важный закон, принятый Малане «Акт о групповых областях» (1950). М.В. Гуминенко пишет, что данный акт стал «основанием апартеида, так как именно на его основе строилась система политического и социального разделения»[5].

После его ухода с поста премьер-министра ЮАС в 1954 году пост главы правительства занял Йоханесс Стрейд (1954-1958), который вошел в историю как еще больший сторонник национализма в Южной Африке. Являлся представителем «Очищенной Национальной партии», а при Малане стал министром сельского хозяйства и ирригации. При его руководстве в ЮАС ужесточилось положение цветного населения страны. Коренные жители Южной Африки окончательно перестали в избирательных списках находиться вместе с представителями белого населения страны.  Следующая фигура ЮАС-ЮАР пожалуй самая одиозная среди вышеперечисленных. В 1958 году главой южноафриканского кабинета стал «архитектор апартеида» Хенрик Фервурд. Его очень части называют вышеуказанным эпитетом, однако, считаю невозможным с эти согласится, поскольку в целом каждый бывший премьер ЮАС и член Национальной партии вносил свою лепту в создание системы, но всё же такое определение применяют, как правило, в Фервурду. При нем апартеид получил наиболее радикальные изменения. Фервурд принял целый ряд законов, ограничивающих положение и права африканского населения. В частности, с 1959 года представители «черного населения» лишились права получать высшее образование в ВУЗах, а получать образование они могли только в специальных учебных заведениях, где должны были обучаться лишь представители черного населения страны.   

Политика апартеида, таким образом, продолжалась вплоть до 1989 года, когда главой Южно-Африканской Республики стал Фредерик Виллем де Клерк (1989-1994), потомок голландских поселенцев. При нем ясно наметился курс США на построение демократических обществ американского образца, а, следовательно, политика апартеида, имевшая своей целью укрепление власти в руках белого населения не могла продолжаться дальше из-за боязни политических и экономических санкций от европейских стран и США. Стоит сказать, что т.н. «бойкот апартеида» действительно существовал. «Подвергались остракизму коммерческие структуры (например, такие компании, как Shell, Kellogg's и Coca Cola), которые вели бизнес с ЮАР. Ряд государств ввели экономические санкции против ЮАР.  Спортсмены отказывались принимать участие в соревнованиях, где участвовали южноафриканские спортсмены, а музыканты отказывались посещать ЮАР с концертами и т. д.»[6]. Де Клерк ясно понимал опасность такого положения и поэтому он пошел по пути уничтожения апартеида. При нем Нельсон Мандела, его сторонники, партия Африканский национальный конгресс получили не только свободу физическую, но и свободу действий. Правительство во главе с президентом неоднократно проводило встречи с Манделой и АНК и таким образом дискуссии привели к оформлению новой конституции (принята в 1996 году Конституционным судом, вступила в силу в 1997 году), уничтожению политики апартеида и т.д. Однако, отмена такой политики проходила в чрезвычайно жестких условиях, подчас граничащих с гражданской войной. Этому предшествовала радикализация чернокожего населения (разрешение на ношение личного огнестрельного оружия, сепаратистские настроения в бантустанах и т.д.). После выборов 1994 года и победы на них АНК во главе с Нельсоном Манделой политика апартеида фактически была окончена. В том же году Нельсон Мандела и де Клерк получили Нобелевскую премию мира. Интересно и то, что фактически политика апартеида была окончена в 1994 году в ЮАР, формально ООН признало апартеид преступлением международной конвенцией  «о пресечении преступления апартеида и наказании за него», принятой Генеральной ассамблеей ООН 30 ноября 1973 года №3068. В ней в частности сказано: «Государства — участники… объявляют преступными организации, учреждения и отдельных лиц, совершающих преступление апартеида»[7]. Т.е. еще почти 20 лет ЮАР нарушало международную конвенцию и политику страны можно считать преступной.

Но если это было преступление, то постапартеидная ЮАР должна была быть лишена тех проблем, которые появились после отмены этой политики. Д.ф.н., профессор С.В. Лебедев подробно рассказывает о тех особенностях, которые появились в ЮАР после 1994 года. Так, например, он пишет, что рождаемость у представителей белого населения во второй половине XX века упала, в то время как у черного населения увеличилась. Это в свою очередь в целом изменило социальный облик ЮАР. Т.е. произошла запоздалая европеизация белого населения Южной Африки. Напомним, что в Европе пары рождают одного максимум двух детей. В тоже время чернокожее население оставалось на традиционных началах общества, где иметь в семье 8-10 детей является нормой. Белое население начало массовую эмиграцию из страны. По данным С.В. Лебедева масштабы белой эмиграции таковы: «После отмены апартеида свыше одного миллиона белых южноафриканцев эмигрировало из страны. В условиях невысокой рождаемости доля белого населения в ЮАР все сокращается. В 1990 году белые составляли 13, 8 % населения, в 2001 году - 9, 6 %, в 2006 году - 9, 2 %»[8]. Эти слова подтверждают данные профессора кафедры прикладной политологии НИУ ВШЭ И.И. Филатовой. В интервью «Российской газете» в 2008 году она сказала следующее: «"Белыми" [До 1990-х гг. – В.Ч.] считались Кения, Зимбабве, Ангола и Мозамбик. И, конечно, ЮАР, где численность постоянно живущих выходцев из Европы и Америки к началу 1990-х годов составляла более пяти миллионов человек»[9]. В тоже время она констатировала: «В ЮАР многие белые считают себя коренными африканцами. Тут выросло не одно поколение этих людей, и уезжать они не собираются. Однако и в ЮАР доля белого населения в целом уменьшается. Уезжает в основном молодежь. К тому же надо также учитывать, что политический климат в стране за последнее время существенно осложнился»[10].

Лебедев на этом не останавливается, а приводит дополнительные данные, которые доказывают, что отмена режима апартеида скорее негативно отразилась на общем фоне южноафриканского общества. Так в современном ЮАР более 30% беременных женщин являются носителями ВИЧ, а число инфицированных более 20%. Возрос уровень преступности (убийств, изнасилований и грабежей). Так пишут о современной Претории: «сейчас даже в Претории, относительно благополучной столице ЮАР, нет ни одного дома, офиса или магазина, который не был бы обнесён высоким забором. В Йоханнесбурге вероятность погибнуть от пули или от ножа чернокожих бандитов в восемь раз выше, чем в Детройте, который слывёт самым опасным городом Северной Америки. Грабители останавливают и угоняют автомобили, совершают налёты на жилые дома и офисы. Людей, как правило, убивают — чтобы не успели вызвать полицию, пока награбленное не будет доставлено в так называемые «чёрные города», куда полиция не суётся»[11].

Социальные проблемы в обществе ЮАР возникают и по другим признакам. Напряженная обстановка в соседних странах (Ангола, Намибия и др.) приводит к увеличению миграционных потоков и соответственному увеличению эмигрантов в самом южноафриканском государстве. 

Кроме того, новой проблемой, с которой пришлось столкнуться южноафриканскому обществу – увеличение количества сексуальных меньшинств (к сожалению, в настоящее время это повсеместная тенденция). Но плюс к этому, в Кейптауне и Йоханнесбурге проводятся самые многочисленные в Африке парады сексуальных меньшинств. Тенденция к подобного рода явлениям заставляет очень серьезно задуматься о нравственности южноафриканского общества, которая, по всей вероятности, находится в определенном кризисе. И при этом, конечно, странно, что традиционные структуры и традиционно общество никак не влияет на такие проявления. 

Лебедев также пишет, что в современной ЮАР достаточно большое количество эмигрантов из других стран (в некоторых случаях бывших трудящихся, привезенных сюда еще во времена колониальной системы). Так по данным на 2011 год в стране проживали более 1 млн. индийцев (2,7% от общего населения). Цветное население на тот же период составляло 4,5 млн. человек (9-10% общего населения ЮАР). Белое же население на данный момент крайне мало по своему количеству и диаспоры его не такие уж крупные (они рассредоточены на юго-западном побережье и в ряде регионов внутри страны). Присутствует также небольшая китайская диаспора численностью ок. 350 тыс. чел. (2011).

Если мы возьмем политическую составляющую последствий отмены режима апартеида, то окажется, что власть оказалась фактически узурпирована АНК и представителями негритянского населения страны. В частности, все президенты, начиная с Нельсона Манделы, т.е. Табо Мбеки (1999-2008), Кгалема Мотланте (2008-2009) и Джейкоб Зума (с 2009) являются представителями партии АНК и представителями местного населения. Причем интересно, что все вышеперечисленные главы ЮАР не выходили из состава партии во время занятия высших государственных должностей. Т.е. отчасти мы можем сравнивать такую политику с политикой социалистических стран (СССР, КНР, КНДР, Вьетнам и др.). Следует сказать об АНК чуть подробнее.

Обратим внимание на то, что по характеру своей деятельности АНК является партией левого спектра. Следует обратить внимание на политическую программу АНК.  Больше всего данная тенденция прослеживается по союзным блокам и организациям, с которыми сотрудничает АНК. Будет правильным отметить то, что АНК входит в т.н. Социалистический Интернационал, который возглавляется бывшим премьер-министром Греции Георгиус Папандреу-младший (2009-2011). Это объединение социалистических партий мира, считающее себя преемником II Интернационала, возникло официально в 1951 году. В её состав входит более 150 политических партий социалистического толка из более 120 стран мира. За исключением некоторых партий большинство партий являются полноправными и Африканский Национальный Конгресс один из них.  Среди таковых Южно-Африканская коммунистическая партия. Коммунистическая партия Южной Африки (первоначально КПЮА) была создана в 1921 году, и ее первым генеральным секретарем стал Уильям Генри Эндрюс (1870-1950). Как и АНК ЮАКП была политической силой, которая противилась проведению политики апартеида. В 1950 году власти ЮАС запретили, как и все коммунистические и социалистические партии. Деятельности АНК и КПЮА была направлена в подполье и подпольную агитационную и революционную деятельность. В 1961 году было создано вооруженное крыло АНК Умконто ве сизве или «Копье нации». Одним из его руководителей помимо Нельсона Манделы стал Джо Слово, член Национального исполкома АНК и генеральный секретарь ЮАКП. Таким образом, коммунистическая партия и АНК действовали вместе в вооруженной борьбе против режима апартеида. Деятельность обеих партий была разрешена в президентство упомянутого де Клерка. Последующий приход к власти АНК сделал возможным влияние на политику и со стороны ЮАКП. В частности нынешний лидер коммунистической партии генеральный секретарь ЮАКП Блэйд Нзиманде является членом правительства республики и заведует министерством по делам высшего образования в стране. И, кстати, заметим еще и то, что на протяжении последних двадцати лет, прошедших после отмены апартеида, традиционно АНК и ЮАКП формируют правительственные структуры ЮАР. Таким образом, белое меньшинство страны фактически не способно влиять на правительственный курс.

Изменилось положение ЮАР после 1994 году и в мировых политических институтах. Как известно ЮАР вышло из Содружества Наций во главе с Великобританией в 1961 году в правление генерал-губернатора ЮАС (и нового президента ЮАР) Чарльза Робертса Сварта. С 31 мая 1961 года, т.е. с введение поста государственного президента ЮАР перестала была членом Содружества. Но 1 июня 1994 года после ряда консультаций членство страны в Содружестве было восстановлено[12].

Другим внешнеполитическим изменением страны после отмены режима апартеида можно считать переориентацию внешнеполитического курса. Со времен премьер-министра Хенрика Фервурда отношения ЮАР и СССР были достаточно натянутыми, более того при Фервурде были разорваны дипломатические отношения между СССР и ЮАР. После отмены апартеида и того как к власти пришел Нельсон Мандела и его преемники отношения между РФ и ЮАР постоянно развиваются, но пока мы не можем однозначно сказать в какую сторону. Однако, мы можем отметить участие ЮАР в БРИКС. На III саммите организации, состоявшемся в апреле 2011 году в г. Санья в Китае, ЮАР был официально включен в состав БРИКС. Представлял ЮАР на этом саммите президент страны Джейкоб Зума. Последующие действия БРИКС по дальнейшему созданию Банка развития организации, Университета БРИКС и т.д. в целом дают основания полагать, что ЮАР заинтересована в подобном сотрудничестве. Причиной этому можно считать то, что государства-члены организации к 2050 году должны выйти на новый уровень экономического развития. К чему дальнейшая политика БРИКС приведет, сейчас сказать чрезвычайно сложно, но в целом видны положительные тенденции.

Таким образом подытожим, что отмена режима апартеида в ЮАР имела последствия, лежащие в двух плоскостях: положительной и отрицательной. К положительной тенденции можно отнести то, что белое и черное население республики стали получать одинаковые права и возможности в их реализации. Далее это формирование того правительства, которое выбирает преимущественное население. При этих абсолютно немногочисленных «плюсах» количество «минусов» поражает: произошло ухудшение социальной обстановки в рамках обострения африканского национализма, отныне белое население фактически вынуждено эмигрировать из страны. При этом произошла радикализация южноафриканского общества, в количественном отношении увеличилось количество убийств, краж и других уголовных преступлений. Возможно лишь изменение внешнеполитического курса является наиболее важным из всех изменений в ЮАР с отменой апартеида, потому что в государственных структурах диктатура Национальной партии сменилась диктатурой АНК. Остается лишь дальше наблюдать за развитием ЮАР, потому что никогда нельзя знать, что будет в будущем.   

ПРИМЕЧАНИЯ
[1]Терешкин Д.В. Политический режим апартеида в ЮАР (теоретический и историко-правовой анализ): Автореф. дис. … канд. юр. наук. / Чувашский гос. ун-т. им. И.Н. Ульянова. – Нижний Новгород, 2007. С. 15.
[2]Там же. С. 18-19.
[3]Победа была одержана над «Национальной партией» во главе которой стоял фельдмаршал и премьер-министр ЮАС в 1939-1948гг. Ян Кристиан Смэтс. Последний в 1948 году, не смотря на то, что сам боялся потери власти белых на цветным африканским населением, выступил с обращением, что политика расовой сегрегации не привела к желаемому результату и что от нее нужно было отказываться. 
[4]Жуков Д. Апартеид. История режима. – М., 2007.
[5]Гуминенко М.В. Апартеид в Южной Африке, или Человек имеет право не быть убитым // Литература и жизнь. URL: http://dugward.ru/publ/s85.html (дата обращения: 19.12.2014).
[6]История бойкота. // Русская народная линия. URL: http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/12/21/istoriya_bojkota/ (дата обращения: 19.12.2014).
[7]Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него №3068. URL: (дата обращения: 19.12.2014).
[8]Лебедев С.В. Черные дни «белого племени» // Русская народная линия. URL: (дата обращения: 19.12.2014).
[9]Ход черными. Белое население покидает Африку // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2008/03/01/yar-skandal.html (дата обращения: 19.12.2014).
[10]Там же.
[11]ЮАР: последствия падения апартеида. // Блог Евгения Киссенджера. URL: http://keisinger.ru/blog/2013/12/06/southafrica/ (дата обращения: 19.12.2014).
[12]South Africa: History. // The Commonwealth. URL: (дата обращения: 19.12.2014).


Рецензии