Девочка Вика и Солнечный Лучик. Эпизод четвёртый

Предыдущее: http://www.proza.ru/2015/02/03/1921


                ЭПИЗОД ЧЕТВЁРТЫЙ,
                в котором Вика знакомит Солнечного Лучика с цирком,
                коварный Иллюзионист строит козни, но понятие дружба решает всё


                1. ХОРОШАЯ НОВОСТЬ


День начался с радостной новости. Сегодня предстоял поход в цирк.
Вика там уже была однажды, ей понравилось. Столько восторга девочка ещё никогда не испытывала.
Клоуны, гимнасты, акробаты, жонглёры, фокусники, дрессировщики…
Львы, тигры, слоны, лошадки, собачки, пингвины, обезьянки…
И все привносят что-то своё – невообразимое и чудесное, от чего у Вики то загораются глаза, то захватывает дух.

И девочка никак не могла дождаться, чтобы вновь попасть туда.
Наконец, этот день наступил.

После завтрака мама, загадочно улыбаясь, сказала дочке:
– Викусь, угадай, куда мы сегодня пойдём?
– В кино! – первое, что пришло на ум девочке.
– Нет.
– В парк, на аттракционы.
– Уже близко, попробуй ещё.
– Неужели в цирк?!
Мама засмеялась, обрадовавшись сообразительности Вики.
Вике всё ещё не верилось:
– Мам, правда, что ль?
– Именно!
– Ух, ты! Наконец-то! – воскликнула радостно девочка. – А папа тоже пойдёт?
– Разумеется, куда ж я денусь, – ответил тот, выглядывая из кухни, где домывал посуду. У них с мамой это было поочерёдным занятием. И не только мытьё. Папа также умел вкусно готовить.
– Ура! – Вика обняла маму, но тут же уточнила: – А во сколько?
– После обеда, ближе к вечеру. Так что ты ещё успеешь поиграть во дворе. Я тебя позову…
«Расскажу девочкам, вот обзавидуются! – подумала Вика, хотя и понимала, что зависть – это нехорошее чувство. – Хотя нет, не расскажу. Не буду их расстраивать. Раньше времени».

Почти час девочка выбирала платьице, которое наденет. Не то, чтобы она была модницей, просто хотелось выглядеть понаряднее. Тем более это ведь не какой-то утренник в детском саду, а самый настоящий поход в цирк. Который случается намного реже утренников. А почаще, наверное, только праздника Нового Года – единственного в году, как и День рождения. А поход в цирк у Вики за этот год намечался уже второй.


                2. ЧТО ТАКОЕ ЦИРК?

Во дворе из девочек гуляли только сверстница Валя и маленькая Олечка, да и тех вскоре забрали родители. Одну – на прогулку по набережной, вторую – куда-то с собой в магазин, чтобы не оставлять без присмотра.
Потом появилась Верочка, но тоже ненадолго. Дедушка повёл её в парк.
Вике стало скучно, и она стала поглядывать на солнышко, выискивая взглядом Солнечного Лучика. Но все лучики были похожи друг на друга, и узнать своего друга было невозможно. Если только он сам не объявится.
До обеда ещё было время, и Вика от нечего делать стала играться с зеркальцем – ловить солнечные зайчики и направлять их в разные стороны.

– Здравствуй, Вика, – раздался рядом знакомый тихий голос. Его нельзя было перепутать ни с чьим другим. Ведь именно от него по телу разливалось приятное тепло.
– Солнечный Лучик! – обрадовалась девочка. – А я о тебе вспоминала.
– А я почувствовал. Поэтому спустился к тебе. Вижу ты совсем одна.
– Спасибо, – Вике было это радостно слышать, и она поспешила поделиться с ним уже своей радостью. – А я сегодня в цирк иду. Вот.
Солнечный Лучик никогда не был в цирке и поэтому поинтересовался:
– А что такое цирк?

Вопрос, конечно же, застал девочку врасплох. Ведь любой человек в мире знает, что такое цирк. Но в том-то и дело, что Солнечный Лучик – это не человек. И попасть он туда не сможет, ибо солнце под купол не проникает. Если только цирк будет под открытым небом. Но это будет уже не тот цирк. Ведь именно купол создаёт ту таинственную обстановку, которая завораживает, именно оттуда светят прожектора и софиты, именно туда забираются гимнасты, чтобы пройтись по канату или выполнить ещё какие-нибудь захватывающие дух упражнения. Нет, без купола в цирке точно никак нельзя.
Вика не знала, как объяснить Лучику что такое цирк, чтобы он сумел это прочувствовать. Цирк – это то, что необходимо обязательно видеть своими глазами. Иначе теряется весь колорит – словами этого не передашь.

– Цирк – это такая необыкновенная планета, где каждую минуту происходят какие-нибудь чудеса, – сказала, наконец, Вика. – Где на зрительных местах темно, а в центре – свет. Где испытываешь одновременно и страх, и волнение, и в то же время и радость и восторг… В общем, одним словом цирк – это ЦИРК.
– Надо же, как необычно, – задумчиво произнёс Солнечный Лучик.
– Жаль, что я не смогу тебе всё это показать, – расстроилась девочка.
– Почему же не сможешь?
– Но ведь солнце не проникает туда.
– Солнце не проникает, а я проникну. Вот же у тебя зеркальце. Я заберусь через  отражение внутрь и из него смогу посмотреть.
– Точно! Как же я сразу не догадалась…

Тут в окно выглянула мама и позвала Вику на обед. Но они успели условиться – когда девочка с родителями отправятся в цирк, она возьмёт с собой зеркальце, достанет его на улице, а Солнечный Лучик незаметно нырнёт в отражение.
Так в последствии и сделали.


                3. НА МАНЕЖЕ

Места достались совсем близко к манежу – на шестом ряду. Так что вид открывался вполне удачный. Вика разместилась между папой и мамой и незаметно достала зеркальце, направив его в сторону манежа.
Очень скоро свет погас, и цирковое зрелище началось.
Вначале гимнасты устроили какое-то феерическое шоу – летали под куполом как птицы. Все только ахать успевали: только бы не сорвались. Но номер был отточен до мелочей. Одним словом: КРАСОТА!
Затем какой-то смешной клоун на пару с другим, не менее смешным, веселили публику, всячески дурачась: то обольют друг друга струями из водных пистолетов, то в яблочко из лука целятся, никак не прицелятся, то кур в мешке считают, всё время сбиваясь со счёта и отмачивая какие-нибудь дурацкие реплики. В общем, весело с ними.
Далее был номер с дрессированными собачками. Ух, какие они сообразительные: таблички с цифрами и складывали, и отнимали. И всё-то у них верно выходило.
– Смотри, смотри, Лучик, – шептала Вика. – Ну, до чего ж здорово! Правда ведь?
А Солнечный Лучик в знак согласия поблёскивал из зеркальца. Хотя со стороны казалось, что всё это отражения софитов.
А вот после на манеж выскочили лошади с лихими наездниками на их спинах. И пошли прыжки – сквозь подвешенные горящие обручи, а также сквозь обручи с острыми лезвиями кинжалов. Зрелище, надо заметить, не для слабонервных.

Наверное, поэтому, чтобы успокоить пощекоченные зрителям нервы, следующим номером стало выступление загадочного Иллюзиониста. Весь в чёрном – плащ на плечах, цилиндр на голове, – он вначале своего выступления всех просто поверг в какой-то  необъяснимый гипноз. Играла спокойная музыка с восточным оттенком. А в его руках колода карт разыгрывала невероятные комбинации и пасьянсы. Со стороны даже казалось, что движения его рук минимальны, а карты складываются, раскладываются и вытягиваются гирляндой сами по себе.
Потом на сцену вынесли огромный чёрный ящик, похожий на узкий шкаф. При всех он раскрыл его, давая понять, что внутри ничего нет, только стенки.
– А сейчас, – сказал Иллюзионист магическим голосом, – я хотел бы пригласить на сцену одного смельчака, кто отважится залезть в этот чёрный ящик. Есть желающие?
И немного тяжёлым взглядом обвёл трибуны.
– А с возвратом? – крикнул кто-то насмешливым голосом.
– Как получится, – то ли пошутил, то ответил с издёвкой он.
И тут случайно свет софита попал на зеркальце, которое в руках Вики немного светилось. От этого произошла короткая вспышка – буквально какое-то мгновение. Но от зоркого взора Иллюзиониста этот момент не ускользнул. Он в упор посмотрел на девочку:
– Может быть, ты попробуешь?
– Я? – вначале испугалась она.
– Нет, не надо, – мама тоже несколько заволновалась.
– Да пусть попробует, – одобрил папа – Вик, сходи.
– Ну же, смелее, – подбадривал Иллюзионист с цепким как у орла взором.
И Вика, спрятав в кармашек зеркальце, пошла.
Через минуту она пробралась к манежу, а ещё через несколько мгновений уже стояла у чёрного ящика, дверцу которого приоткрывал этот человек в чёрном одеянии.
– Смелее, девочка, – повторил он, улыбаясь. Но что-то в его выражении лица Вике не нравилось. Но она всё же переступила через порог…


                4. ТО, ЧТО СКРЫВАЕТ ЧЁРНЫЙ ЯЩИК

Когда дверца ящика плотно закрылась, девочка оказалась в кромешной темноте. Лишь по ту сторону слышался приглушённый голос Иллюзиониста, но разобрать слов было невозможно. И ещё тише звучала сопровождающая его выступление музыка.
Вика нащупала в кармане зеркальце и достала его.
– Лучик, ты меня слышишь? – тревожно спросила она.
– Слышу, – тут же отозвался он, и зеркальце засветилось. – Ничего не бойся.
– А я и не боюсь, – соврала она. – Ой!
В тот же момент пол под ней стал проседать. Точнее она стала медленно опускаться вместе с полом. От неожиданности чуть даже не выронила зеркальце.

Через какие-то мгновения движение прекратилось, и она оказалась внизу, под манежем. И лишь услышала, как над головой что-то закрылось. Это сомкнулись створки автоматического люка.
Вика направила зеркальце наверх, и Солнечный Лучик осветил потолок, бывший ещё минуту назад дном чёрного ящика. Потом она попыталась осмотреть место, где находится. Лучик выхватил из темноты стены с какими-то старыми цирковыми афишами, местами уже оборванными, со свисающей паутиной и каким-то хламом, разбросанным на полу.

В помещении ощущалось чьё-то присутствие. Так как раздавался тихий шорох и какие-то непонятные звуки, очень напоминающие что-то…
В следующий момент это «что-то» стало видимым.
Ну, конечно, же! Голуби. Это их бормотание Вика приняла за таинственные звуки.
Три или четыре белых голубя разместились на перекладине, возможно служившей когда-то вешалкой. Судя по оставленным снизу следам их жизнедеятельности, они тут неплохо устроились.

– Где мы, Лучик? – шёпотом спросила Вика.
– Не знаю, – тихо ответил тот. – Я тут так же, как и ты, впервые.
И тут его свет наткнулся на какую-то дверь:
– Давай попробуем туда зайти.
– Давай…
И Вика, подойдя, потянула на себя дверную ручку. Дверь сначала не поддалась, и девочка дёрнула посильнее. Раздался неприятный скрежет, в полной тишине показавшийся даже зловещим.
Вика открыла дверь пошире, сделала пару шагов, как вдруг зашуршали крылья и невидимая стайка, пискнув, пронеслась над головой. Девочка аж взвизгнула от неожиданности. И если бы в этот момент она чуть не присела, наверное, те, кто пролетел, врезались бы ей в лоб.
– Опять, что ли, голуби? – и посветила назад.
Оказалось, что это были летучие мыши. Откуда они здесь?

Далее пролегал какой-то узковатый коридор с обветшалой штукатуркой.
Идти или не идти дальше? Страшновато…
И всё-таки пошла. Может быть, там был выход?
Коридор закончился шагов через пятнадцать снова какой-то дверью. Вика взялась за ручку и подумала: «Интересно, что на этот раз оттуда вылетит или даже выскочит?»
Она открыла дверь в такую же темноту и на всякий случай прижалась к боковой стенке. Но на этот раз ничего не вылетело и не выскочило навстречу. Солнечный Лучик попытался осветить темноту, но здесь, без подпитки от солнца, он был слабым.
Вика успела сделать ещё несколько шагов, как вдруг сзади резко захлопнулась дверь. Вот теперь действительно становилось жутковато. Да и тишина здесь была какой-то ещё более нависающей.

– Мы в ловушке? – поёжилась Вика.
– Нет, что ты, – раздался знакомый голос, но это был голос не Солнечного Лучика.
И в тот же миг включился свет. Отвыкшие от него глаза тут же непроизвольно закрылись. Но когда девочка открыла их и убрала от лица ладошку, то удивлению её не было предела.
– Вы?!


                5. ИСПЫТАНИЕ

Перед Викой на стуле восседал никто иной, как Иллюзионист. Всё с той же улыбочкой, с которой проводил её в чёрный ящик.
– Да, это я, – самодовольно молвил он.
– Но Вы же… Вы же – там, на манеже…
– Девочка моя, ты забыла, с кем имеешь дело? То, что сейчас там – это иллюзия. Я могу быть и там, и ещё где-то. Меня может быть много. Хотя я, как ты видишь, один.
– Но зачем?
– В данном случае я здесь затем, чтобы предложить тебе договор. Ибо, как ты сама понимаешь, это самое удобное место, где нам не будут мешать. И выбор пал на тебя не случайно. Впрочем, ты сама мне в этом помогла. Ускорила мой поиск, выдав себя в темноте.

Вика решительно ничего не понимала. И Иллюзионист решил перейти ближе к делу:
– Смотрю, ты тоже в какой-то мере фокусница. Предмет моего интереса ни сколько ты, сколько то, что у тебя в руке.
А в руке у Вики было зеркальце, в котором сейчас находился Солнечный Лучик.
– Что ты хочешь взамен?
– Ничего.
Иллюзионист засмеялся:
– То есть ты хочешь сказать, что отдашь мне это за так?
– Нет, не отдам, – возмутилась Вика. – Ни за так, ни за что!
– Ну-ну-ну, – поспешил успокоить её Иллюзионист. – Нет ничего такого, что не имело бы своей цены. Всё дело в том, сколько предложить.  Я тебе предлагаю за эту стекляшку всё, что только пожелаешь.
– Это не стекляшка! Там Солнечный Лучик.
– Вот именно! Он меня и интересует. Мне как раз не хватает для моих экспериментов с чудесами подобного чуда – солнечный лучик, живущий в карманном зеркальце. Я подарю тебе за него много игрушек. Целый кукольный дом. И ты будешь в нём хозяйкой.
– Нет, мне это не надо. Папа и мама мне купят сами, что потребуется.
– Ах, вон оно что! Ты хочешь сказать, что твои родители настолько богаты, что выполнят любую твою прихоть? Но для этого им надо много денег. Деньги! Большое количество денег! Вот, что я готов предложить тебе. Поверь мне, твой жалкий лучик столько не стоит. Считай, что по своей доброте душевной я готов пойти на эту сделку. Ну?

Солнечный Лучик слышал всё это и молчал. Зеркальце заметно потускнело. Потому что он вжался внутрь и ждал, чем всё это окончится.

– Мне не нужны ни Ваши игрушки, ни Ваши деньги! – решительно сказала девочка. – И вообще там наверху меня ждут родители. Они уже, наверное, спохватились.
– О, по этому поводу не переживай. Я замедлил время. По сравнению с нашим состоянием, у них оно там просто остановилось. И я могу это делать до бесконечности. Так что никто ничего не заподозрит.

Вике действительно стало страшно, и она чуть уже не плакала.
– Я бы, конечно, сам мог отобрать у тебя твою безделушку, но… ты сама должна мне её отдать, по собственной воле.
– Я не отдам. Там мой друг!
– Надо же, как благородно, – снова засмеялся Иллюзионист. – Какой это друг? Другом у тебя может быть Петя, Вася, Миша… какой-нибудь щенок по кличке Шарик. Но это… Кому ты сможешь рассказать о такой дружбе? Кто тебе поверит? Тебя же просто-напросто засмеют!
– И пусть засмеют! Пусть! – слёзы всё-таки заметно навернулись. – Ни у кого нет такого друга. А у меня есть! И мой друг не для Ваших опытов!

Иллюзионист замолчал и задумался. Лицо его выражало то ли удивление, то ли недоумение.
– Не понимаю. Не-по-ни-ма-ю я этого. Значит, ты всё-таки отказываешься от моего предложения?

– Она отказывается! – раздался вдруг голос, похожий на его, но принадлежавший кому-то другому.
Вика обернулась. За ней стоял такой же Иллюзионист – вылитая копия первого.
И невольно вспомнились его же слова: «Меня может быть много».
– Неужели ты не видишь, брат «Калиостро», что ребёнок не поддаётся на твои уговоры? Пора бы закончить на этом. А ты, девочка, умничка. Только что ты доказала этому авантюристу, что превыше всех благ является всё-таки дружба. Не важно кто твой друг – человек или животное, или, как в твоём случае, луч от солнца. Важно то, на что ты готова пойти ради этой дружбы. Важно то, что ты не предала своего друга.
Он подошёл и опустил руку ей на плечо.
– Я давно спорил с братом на эту тему: дружба и лишения или же корысть, блага, но одиночество – что вернее? И вот, благодаря тебе, истина восторжествовала. За это я хочу тебя наградить необычным даром. А именно – интересным будущим. Твоя жизнь отныне будет полна необыкновенными приключениями. Да-да, как в сказке. Но до определённого срока. Пока ты не повзрослеешь.
Считай, что твоя дружба с Солнечным Лучиком стала первой ступенькой на той чудесной лестнице, по которой ты отныне будешь приближаться к своему взрослению. А все опасности на этом пути будут лишь укреплять веру в твой выбор…
Первый Иллюзионист отчуждённо молчал. Второй же продолжил:
– А сейчас я верну тебя обратно в чёрный ящик, а брат мой успешно закончит свой фокус… Итак, раз, два, три!
И ловким движением руки он накрыл девочку тканью своей чёрной мантии.


                6. НАСТОЯЩИЙ ДРУГ

В какой-то момент Вика снова оказалась в кромешной темноте. Судя по приглушённым звукам, раздававшимся снаружи, она поняла, что снова находится в чёрном ящике. Вдруг дверца распахнулась, и девочка увидела Иллюзиониста, протягивающего ей руку. Тут же раздались аплодисменты. И под них она явилась публике.
– Вот видите, как всё просто – была, нет, и снова есть! – довольно воскликнул Иллюзионист и, повернувшись к Вике, многозначительно подмигнул. Раздалась торжественная финальная музыка. Девочка же поспешила к родителям.

Оставшуюся часть представления Вика просидела как во сне – под впечатлением от случившегося. Действительно всё было похоже, скорее, на сон, нежели на реальность. Из цирка она возвращалась всё такой же взволнованной.
– Мам, а что происходило, пока я была там, в ящике? И долго я отсутствовала?
– Нет, минуты три, наверное, – сказала мама. – Иллюзионист открывал ящик, но ты куда-то исчезла. Кстати, куда ты там спряталась?
– Не знаю, темно было, – уклончиво ответила Вика. – А он никуда не отлучался?
– Да нет же, всё время у ящика находился. А что такое? – мама пристально посмотрела на дочку.
– Нет, ничего… Здорово всё-таки в цирке. Правда?
– Хм… Правда. Точно с тобой всё в порядке?
– Да всё хорошо, мам, – улыбнулась девочка. – Просто мне показалось, что это всё длилось дольше.
– Такое бывает, – поддержал разговор папа. – Обычно, когда оказываешься в незнакомом месте, где не совсем комфортно себя чувствуешь. Время тянется – как вечность…
– Точно. И так – до бесконечности, – задумчиво произнесла Вика, вспоминая слова Иллюзиониста.

Увидев во дворе играющих девочек, Вика попросилась немного погулять.
– Только недолго, – сказала мама.
– Я только девочкам расскажу о том, как мы были в цирке, и сразу домой, – пообещала она.
Но сразу к ним не пошла. А дождалась пока папа с мамой скроются в подъезде и достала зеркальце, направив его в сторону заходящего солнца.
– Лучик, выходи!
Что-то блеснуло. Это Солнечный Лучик вырвался на свободу.
– Спасибо тебе, Вика. Теперь я знаю, что такое Цирк. И ещё…
– И ещё?
– И ещё я знаю, что ты – Настоящий Друг. До скорой встречи, Вика!
– До скорой встречи, Лучик!

И встреча эта произошла действительно скоро.
Но как обычно говорят в таких случаях: «это уже совсем другая история».

                Январь, 2015


                * * *


Рецензии
Хорошо, когда есть друг, который не продаст и не предаст тебя. Спасибо, Сказочник. С улыбкой к Вам.;-) Сладких снов. Ваш читатель.

Лемеш Наталья   10.12.2015 23:05     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.