Парижская колдунья - Сара Бернар
Газеты пестрели восторженными отзывами, сплетнями, карикатурами.
Население двух континентов получало удовольствие, смакуя правдивые и вымышленные подробности её любовных историй.
Но всё стихало, когда поднимался занавес и она делала взмах своими непропорционально длинными руками, произнося первую реплику знаменитым голосом, сравнимым со звучанием златострунной арфы.
В 1880 году слава 36-тилетней французской актрисы Сары Бернар прогремела по всему миру.
Приехав в Лондон на гастроли со знаменитой труппой "Комеди Франсез", Сара оказалась в эпицентре ажиотажа и обожания. Желающие взглянуть на неё хоть одним глазом устраивали давку и стояли в огромных очередях.
Наследник престола, принц Уэльский Эдвард, открыто восхищался дарованием актрисы и был тут же зачислен сплетниками в список её сердечных побед.
Оскар Уальд усыпал её путь от отеля к театру лилиями, и она пришла в ужас от необходимости ступать по белоснежным цветам. Дирекции театра это не понравилось. Актрису попросили вести себя скромнее. В ответ она разорвала контракт, выплатила огромную неустойку и отправилась покорять Америку.
За полгода Бернар дала больше 150 спектаклей. Свежие новости о её гастролях печатали газеты всего мира.
Она не была красива - в привычном смысле слова. Но она была Сарой Бернар и ревниво следила за каждой деталью тщательно создаваемого образа.
Особое значение она придавала жестам, считая, что они передают мысли лучше, чем слова, а значит, явственнее всего свидетельствуют об интеллекте своего хозяина.
У Бернар были баснословные гонорары, железная воля, неподражаемая мимика и молниеносная реакция. Однажды, играя нищенку и протягивая в зал свои знаменитые "говорящие" руки, она обнаружила, что забыла снять золотой браслет с одной руки. В этот момент она произносила:
- Мне не на что купить хлеба!
Из зала крикнули:
- Продайте браслет!
- Я пыталась продать его, но он оказался фальшивым,- нашлась Бернар.
В 1881 году актриса, овеянная славой, едет в Петербург, где её представляют императору Александру. Присев перед ним в реверансе, как того требовал этикет, она услышала:
- Нет, мадам, это я должен склониться перед вами! и получила в знак уважения драгоценный браслет с бриллиантами.
Сильные мира сего любили осыпать её драгоценностями, не умея выразить словами своё отношение.
Однако, начало этой головокружительной истории было не так уж примечательно. Незаконнорожденная дочь не выдающегося инженера и куртизанки Жюли Харт до 16 лет воспитывалась в монастыре и даже одно время хотела посвятить жизнь Богу. Но один из высоких покровителей ее матери, граф де Морни, став однажды свидетелем вспышки ярости девушки, решил, что с таким темпераментом ей стоит попробовать себя на сцене.
Два года обучения в Парижской консерватории ( к вступительному экзамену её готовил Ал. Дюма - отец) - и вот угловатая, робеющая дебютанта принята в главный классический театр страны - "Комеди Франсес". Принята, скорее всего, благодаря всё тем же высоким покровителям.
Первые выступления девушки были невнятными. Критикам запомнилась копна золотистых волос, а насчёт внешности голоса разделились.Одни газеты писали о красоте дебютантки, "равной невыразительности её игры", другие подчёркивали, что мадмуазепь Бернар слишком угловата и непропорционально длиннорука.
Первое пришествие Бернар в театр продлилось недолго - дал о себе знать характер.Она повздорила с примой театра, Рашель. Не считаясь с иерархией, Бернар публично закатила ей пощёчину. Это был первый скандал вокруг её имени и первая заявка на славу.
Отработав короткие контракты в театрах "Жимназ" и "Пор - Сен - Мартэн", в каждой следующей роли добиваясь всё большей власти над зрителем, Сара Бернар оказалась в театре "Одеон". Ей особенно удавались сцены смерти героинь.
В 1870 году Виктор Гюго предложил 26-тилетней актрисе роль королевы в своей пьесе "Рюи - Блаз". Её королева имела такой резонанс, что она снова получила приглашение в "Комеди Франсес"
Вернулась она примой, победительницей. Её гонорары росли также стремительно, как и слава. Единственное, что её смущало - недостаточно яркое прошлое. И она его немного откорректировала.
Первой появилась история о том, как 2-хмесячная Сара упала в огонь, получила сильные ожоги, которые несколько месяцев лечили топлёным маслом и парным молоком.
- Никаких следов не осталось, но именно от молочных ванн у меня такая гладкая розовая кожа, - говорила Бернар.
Затем последовали рассказы, как она в 9-тилетнем возрасте спорила с кузеном, что перепрыгнет через ров.
- Меня принесли с рассечённым лбом, но и в бреду я повторяла, что непременно осуществлю свой замысел. С тех пор мой девиз - " Во что бы то ни стало"; вы можете увидеть его на моей почтовой бумаге".
Был ещё рассказ о спасении - в монастыре - тонущей в пруду девочки, поступок, который растрогал монахинь, признавших на ней печать Святой Девы.
Правда это или вымысел никто не знает. Но всем хорошо известна остальная жизнь Сары Бернар, полная головокружительных взлётов и любовных приключений. В мемуарах, которые она недвусмысленно назвала "Моя двойная жизнь", Бернар обмолвилась: "Легенда всегда берёт верх над историей".
Театр был первой и самой большой любовью Сары. Только ему она была верна больше 60-ти лет. Создав десятки образов - классических и современных - ежедневно выходя на сцену, она жёстко и мудро руководила театром и ещё умудрялась слыть беспечной и ветреной особой.
Ходили слухи, что она переспала со всеми монархами Европы. Это всё-таки преувеличение. Достоверно известно лишь об одном романе Бернар с "титулованным" - с герцогом Анри де Линем, отцом её единственного сына Мориса. Герцог готов был жениться при условии, что Сара оставит сцену, но она уступила настояниям его родни и оставила... герцога. Она никогда не говорила, кто отец её сына, он, если очень настаивали, она отвечала - "не помню".
Зато романы с партнёрами по спектаклям были для Бернар в порядке вещей. И дело тут не в распущенности, а просто творчество и любовь были для неё нераздельны. Она не могла быть страстной любовницей в спектакле, не будучи ею в жизни.
Самый успешный "творческий союз" у "величайшей любовницы своего времени", как Бернар называла себя, у неё сложился с актёром Муни - Сюлли. Вместе они появлялись а 6-ти пьесах. В прессе их называли "парой", и появление на афише "пары" гарантировало постановке аншлаг.
Со всеми своими возлюбленными Сара оставалась в дружеских отношениях, но жажда жизни толкала её к новым приключениям.
Удивительно, но она в 38 лет вышла замуж, и случилось это во время её первого приезда в Россию. Аристид Думалла был греческим дипломатом. Сара его очаровала настолько, что он бросил карьеру и стал актёром в её театре.
Брак этот не был ни долгим, ни счастливым. Думалла постоянно изменял жене, затем пристрастился к наркотикам. Супруги развелись, а вскоре он скончался.
Жёлчный Бернард Шоу как-то сказал:
- Сара Бернар превосходно играет роль великой актрисы.
Она действительно играла, и в этой игре не признавала полутонов. Повсюду за ней возили красивый гроб красного дерева, обитый внутри белым атласом. Иногда она даже фотографировалась в нём. Охотники за "жареным" уверяли, сто она в гробу учит роли, спит и даже принимает любовников.
На пике славы Бернар появлялась на публике в сопровождении пары ручных леопардов, а дом её был полон других экзотических животных и даже змей.
Несмотря на всё это, Сара Бернар была способна на искренние порывы и на милосердие. Во время франко - прусской войны 1870 года, будучи уже известной актрисой, она превратила свой театр "Одеон" в госпиталь. Она руководила им и даже работала сестрой милосердия. А в одну из зим приказала купить хлеба на две тысячи франков и накормить парижских воробьёв.
Своё 50-тилетие Бернар встретила владелицей собственного театра "Ренессанс".
Теперь она играла в спектаклях, написанных специально для неё.
Через несколько лет она купила ещё один театр на пл. Шатле в Париже, который и сегодня называется "Театр Сары Бернар".
Подлинную сенсацию Бернар произвела, взявшись за мужские роли. Она использовала свою угловатую, очень гибкую фигуру и безусое лицо для создания юношеских образов.
В 52 года она вышла на сцену в роли принца Лорензаччо, а в 56 лет с головокружительным успехом дебютировала в образе 20-тилетнего принца Рейнхардского, сына Наполеона Бонапарта.
Бернар не спасовала даже перед ролью Гамлета, которая считалась символом актёрского мастерства. Её Гамлет шокировал публику, но и восхитил, восхитил - больше. Великий скептик Станиславский считал, что Гамлет Сары Бернар - один из самых убедительных за всю историю европейского театра.
В 1915 году Сару постигла трагедия: ей ампутировали ногу. Сказалась застарелая травма колена 10-тилетней давности. Казалось бы, трагический финал для актрисы. Но она не оставила сцену. В том же году она выезжала на фронт и выступала перед солдатами.
Она появлялась и на парижских подмостках: её выносили на сцену и, сидя в кресле или лёжа, она исполняла отрывки из жизни самых знаменитых героинь. Финальная сцена "Дамы с камелиями" в этот период приобрела такую остроту, что зрители рыдали над последними, прощальными словами Маргариты Готье едва ли не искренней, чем 30 лет назад.
В возрасте 78 лет она начинает сниматься в фильме тогда ещё молодого кинорежиссёра Саши Гитри "Провинциал", но здоровье её резко ухудшается и съёмки прерываются.
Весной 1923 года Сара Бернар ушла из жизни. Последний путь великой актрисы был усыпан её любимыми цветами - камелиями.
Свидетельство о публикации №215020402368
Ромуальд Наумчик 17.04.2023 19:43 Заявить о нарушении
Магда Кешишева 17.04.2023 20:26 Заявить о нарушении
Ромуальд Наумчик 17.04.2023 21:09 Заявить о нарушении
Магда Кешишева 17.04.2023 22:06 Заявить о нарушении