О сокровенном

Я уже признавалась в своей любви к писателю Максиму Горькому, только не к его наиболее известным «Мать», «Песня о буревестнике». Хотя и эти произведения, несомненно, великие. Их боятся те, кто сумел нагло присвоить себе все  завоевания революции и социализма, и продолжают набивать свои карманы, обирая миллионы людей.  Это была утопия, но она была. Ее не забыть, не вычеркнуть. Ради нее погибло столько честных и чистых людей. Остались подлецы, но это не значит, что только они будут всегда. Может быть, не получилось потому, что начали  с материальной базы, а не с людей и уничтожили церкви. Души людей важнее всего.

Но был еще один. Блестящий, светлый романтик француз Ромен Роллан. Он поверил в 1936 году в нашу революцию, но предупредил:
«Никогда не удовлетворяйтесь победой нынешнего дня! И особенно не почивайте на достигнутых успехах! Нельзя победить один раз навсегда, надо побеждать каждый день. Надо каждое утро начинать сначала или продолжать битву, начатую накануне. Жизнь человечества никогда не останавливается.  Тот, кто останавливается, скоро остается позади. Надо идти вперед, всегда идти вперед, надо всегда одерживать все больше и больше побед заблуждением, над несправедливостью, над смертью».
Великий Гете сказал:
«Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день идет за них на бой»

Все помнят, что было потом.

Но я не об этом. Меня не очень интересовала в молодости политика. Да и сейчас только по необходимости, должна же когда-нибудь закончиться эта война! Меня поразила «Очарованная душа».  Читала, выписывала понравившиеся отрывки, цитаты, но никак не думала, что мне предстоит пройти путь, похожий на путь Аннеты Ривьер.
«To strive, to seek, not to find, and not to yield.
Стремиться, искать, не находить, но и не сдаваться»
Каверин позднее переделал этот лозунг. Ну не наоборот же!

Когда удостоверилась, поняла, что это так, хотела уйти из жизни. Это была моя единственная попытка. Не отпустил отец.

 «Жана-Кристофа»  я открывала для себя в больнице, где лежала после этой попытки. Вот моя любимая цитата из этого романа:
«Почитай каждый встающий день. Не думай о том, что будет через год, через десять лет. Думай о сегодняшнем дне. Брось все свои теории. Видишь ли, все теории – даже теории добра – все одинаково скверные и глупые, потому что причиняют зло. Не насилуй живую жизнь. Живи сегодняшним днем. Почитай каждый новый день. Люби его, уважай, не губи его зря, а главное, не мешай ему расцвести. Люби его, если даже он сер и печален, как нынче. Не тревожься. Взгляни-ка. Сейчас зима. Все спит. Но добрая земля проснется. А значит, будь, как эта земля, добрым и терпеливым. Верь. Жди. Если ты сам добр, все пойдет хорошо. Если же ты не добр, если слаб, если тебе не повезло, ничего не поделаешь, все равно будь счастлив. Значит, большего сделать ты не можешь. Так зачем желать большего? Зачем убиваться, что не можешь большего? Надо  делать то, что можешь… Als ich kann (Так, как я могу)»

«Кола-Брюньоном» восторгался мой жених, который так и не стал мужем, художник Толя. Мое стихотворение той поры:
Взвиться б в небо стремительной ласочкой,
Прозвенеть своей песней отчаянно:
Ты зачем меня выдумал Ласочкой!
Я ведь даже не Таня Ларина!
Знаешь, почему у тебя не получился мой портрет, Толя? Меня надо было писать с ребенком на руках.

Почему я пишу это сейчас? Да так, предчувствия какие-то. Скоро 30 лет, как нет моего любимого отца, и я устала плакать по ночам по нему. Я хочу к тебе, папа. Мои дети уже взрослые, они в состоянии постоять за себя сами. Моя жизнь похожа на «Болеро» Равеля, последний громовой аккорд уже близко. Может быть, это и не так, конечно, я буду идти. «И пусть я упаду на пути, лишь бы упасть на своем пути». Павлик, помни, что я тебе сказала.

И еще одна цитата, на этот раз моего любимого поэта Евгения Евтушенко:
«Нельзя заменить на прекрасные лица все рыла,
нельзя научить палачей  возлюбить  своих жертв,
нельзя  переделать все страшное то, что, к несчастию, было,
но можно еще переделать грядущего страшный сюжет.
И надо пытаться связать всех людей своей кровью, как ниткой,
чтоб стал человек человеку действительно брат,
и если окажется жизнь лишь великой попыткой,
то все-таки это – великий уже результат.
Нельзя озлобляться, но если хотят растерзать ее тело,
то клацнуть  зубами имеет моральное право овца.
Нельзя довести до конца бесконечное дело,
но все-таки надо его довести до конца».


Рецензии