Город Будё - Норвежское Заполярье. Гл. 11

             Из цикла «Европа своими глазами»  
                           

На авторском фото - водоворот Сальстроумен, сила приливного течения которого зависит от фаз луны;  бассейн с каменным моржом в городском парке; ретроавтомобиль на центральной улице Будё;  на причале в Будё. Город и окрестности Будё, Норвегия.




... Итак, половину пути по Норвегии мы проделали, нам предстоял перелёт из Тронхейма в Заполярье. Где начиналась вторая часть нашего путешествия  -  по северной Норвегии.

Путь был недолгим, чуть более часа. Хотя по суше нам предстояло бы преодолеть более 800 км. И вот мы в Будё.

Здесь, за полярным кругом, присутствие военных ощущается значительно. Да и что удивляться, до границы с Россией по воздуху здесь километров 500, а со Швецией менее 100. С нами летело много военных, а одного из них в здании аэропорта встречал даже личный адъютант с почестями.

Город Будё расположен на 67 градусе северной широты, за Полярным кругом. В переводе со старонорвежского означает «подводные скалы». И считается самым ветреным городом, поскольку находится на незащищённом полуострове в Норвежском море. Зато какой воздух!

Но зима здесь не бывает морозной. Опять же, из – за тёплого Атлантического течения Гольфстрим. Которое в районе Лофотенских островов раздваивается, одна часть течения идёт к острову Шпицберген, а вторая, огибая мыс Нордкап, движется в сторону Мурманска.

Город из–за своего стратегически важного  положения, хоть и небольшой по численности, но является столицей фюлька Нурланн. И  вторым по величине в северной Норвегии. Он является её транспортным центром.

Будё является самой крайней железнодорожной станцией. Есть ещё ветка между Нарвиком и Кируном, но относится она уже к железнодорожной сети Швеции.

Аэропорт находится в 2-х км от центра города. Здесь всё рядом. И только морской порт впечатляет своими размерами. Он окружает город с трёх сторон.

В северной Норвегии ещё два больших (по здешним меркам) аэропорта, в Харстаде и Тромсе. И дальше только на Шпицбергене, в Северном Ледовитом океане, на расстоянии 1000 км от Тромсе.

Сразу же, как вышли из самолёта, закружилась голова. Сказалась резкая смена атмосферного давления. Было начало августа, а солнце почти  «лежало» на горизонте.

В целом город произвёл хорошее впечатление, маленький, уютный, со скверами. И хоть растительность бедновата, но это компенсируется маленькими бассейнами в скверах, украшенными фигурами моржей и других животных, клумбами с цветами.

Посетили мы и торговую галерею, построенную уже в последнее десятилетие, которая создаёт уютную атмосферу в холодные зимние дни полярной ночи.

Практически, это целая улица, где под стеклянными сводами расположены все развлекательные объекты и магазины. Стены её прозрачны, ведь каждый лучик света весной или осенью создаёт радостное настроение.

Внутри галереи множество растений, не свойственных здешним местам. Лично я только так и могу представить, как с сентября по апрель можно пережить темноту!

Город Будё молодой, статус коммуны (5000 человек) он получил только в январе 1838 года. Во 11-й мировой войне большая часть его была разрушена. 27 мая 1940 года во время нападения войск ВВС Германии Лювтваффе у 3,5 тысяч человек были разрушены дома (это из 6 тысяч проживающих). Полтора десятка человек погибло.

Шведское правительство оказало помощь в строительстве жилья, и зимой 1941 года был построен новый район, который и сейчас называют «Шведский город». После войны город был полностью восстановлен.

В это же время строится и аэропорт (1952 г.). Кстати, Будё был конечным пунктом назначения американского самолёта – шпиона Lockheed U2 под управлением Френсиса Пауэрса. Сбитого над СССР 1 мая 1960 года во время следования из Пакистана в Будё.

Помимо того, что город является транспортным центром, здесь есть университетский колледж, где обучается 5 тысяч студентов, Полицейская Академия, Управление гражданской авиации и координационно-спасательный Центр по северной половине Норвегии.

В колледже проходит обучение по многим специальностям, но ведущие специальности - в сфере рыболовства. Короче - по всем тем специальностям, которые могут быть востребованы в данной местности.

Позже, на Лафотенах, мы встретились в нашей бывшей соотечественницей, которая получала в этом колледже второе образование - медицинское. Медицинские работники в тех суровых условиях, в удалении от цивилизации, очень востребованы.

В Будё, как я уже отметила, базируются установки НАТО, во время зимы проходят регулярные тренировочные полёты воздушных сил. Также здесь зенитно-ракетный комплекс, национальная группа быстрого реагирования. Это не представляет из себя никакого секрета и не скрывается.

Во времена холодной войны Будё являлся основной базой из-за близости к СССР. Она могла быть использована в качестве основной базы США для поражения мишеней СССР.

Слава Богу, это в прошлом. Главное, чтобы это не повторилось в будущем.

 А мы продолжали знакомство с городом, с его достопримечательностями. В Будё имеется музей авиации, где представлены экспонаты  самолётов времён 1930 – 1976 годов. Но мы и без музея насмотрелись авиации, ведь на севере это главное транспортное средство, особенно полярной зимой, когда все горные дороги перекрыты. И практически в каждом городке есть местные авиалинии.

Как и во всех остальных городах Норвегии, здесь каждое лето проводятся культурные фестивали. Зимой же, в условиях полярной ночи, активная жизнь замирает. Но жители находят, чем занять свой досуг.

Здесь в кафе и барах очень любят создавать позитивную атмосферу, включают популярную народную и классическую музыку, зажигают свечи. Люди пьют местное пиво (кстати, очень неплохое!), едят полюбившуюся в последнее время пиццу, и просто общаются. Иначе в таких климатических условиях разовьётся депрессия.

Кстати, пицца здесь пышная, не такая, как в Италии, и больше напоминает открытый рыбный пирог, приправленный грибами и всякой зеленью и травами. Она здесь печётся постоянно, и каждый заходящий в бар, просто с общей тарелки, установленной на барной стойке, кладёт себе кусок. Практически, такую пищу и употребляли предки современных норвежцев - викинги, когда узнали зерно.

Нагулявшись по городу, отправились в отель, который расположен прямо у причала, на котором стоял огромный океанский лайнер. Солнце не заходило за горизонт, было очень непривычно засыпать в светлое время суток. Пришлось зашторить окна.

Но среди ночи разбудил гудок отправлявшегося лайнера. Выглянув в окно, спросонья показалось, что это мы куда-то едем. И вообще, где мы и почему светло?

Но потом вспомнили, что светло потому, что мы за полярным кругом. А движется лайнер, это он отчаливает с причала. А наш отель стоит на месте.

Но, конечно, туристы сюда едут из-за красот первозданной природы. Ведь север Норвегии – это сказка на краю света! В Фюльке Нурланн находится 17 природных заповедников!

Будё еще называют городом орлов. И это так. Любуясь из окна на морскую гавань, морских орлов - белохвостов не трудно отличить от других  птиц по их парящему полёту.

Утром следующего дня мы отправились в Гейтвоген. В 10 км от Будё на острове расположена рекреационная территория, где обитает самая большая в мире популяция орланов - белохвостов. Их ещё называют морскими орлами.

Этих прекрасных птиц можно наблюдать круглый год. Птицы привязаны к своим гнездовьям, в одном и том же месте их отмечают 30, 40, и даже 150 лет! Часто гнездятся на скалах.

Орлан-белохвост является одной из самых крупных хищных птиц, по размерам уступает только грифам. Орлан – рыбак и охотник, способен справиться с 3-х кг рыбой. Берёт рыбу у самой поверхности. Ловит на воде уток, гусей, цапель, может справиться с зайцем и даже лисой.

Морские орланы – гурманы. Они привыкают ко вкусу определённой рыбы. Здесь, в северных морях  Норвегии, обитают неисчислимые косяки трески, палтуса, камбалы, сельди. И поэтому в этих местах орланы привыкли селиться и растить потомство.

Вообще белохвосты очень осторожны, гнездятся только в диких и малонаселённых местах. Орланы ещё и привиредливы. И если он живёт в данном месте, значит можно говорить о заповедности природы. Несмотря на то, что над их головами летают современные самолёты.

Эти птицы – долгожители, живут 27 – 30 лет. За год выводят 1 – 2 птенца.

 Независимо от места расположения, на дереве или на скале, орланы строят огромные суперпрочные гнёзда, которым не страшен ни ураган, ни другая стихия.
Гнёзда орланов, которые надстраиваются десятилетиями, весят тонну! В нём могут поместиться 4 – 5 взрослых человек.

Орлан – гордый и царственный, его ещё называют аристократом неба. В полёте во время парения крылья его образуют характерный прямоугольник.

Для орланов - белохвостов нет нелётной погоды. Он настоящий властелин воздуха. И легко преодолевает большие расстояния, как при ясной, так и при почти штормовой пурге с сырым снегом. Как над сушей, так и над морем.

Налюбовавшись с берега полётом морских орлов, мы отправились к водовороту Сальстроумен, в 33-х км от Будё. Это сильнейшее в мире приливно – отливное течение. В момент самого высокого прилива можно убеждаться бесконечное число раз в мощи природы!

Каждые 6 часов 400 миллионов кубометров воды набирают скорость до 20 узлов (около 37 км в час) и несутся по проливу между Сальтенфьордом и Шерстадфьордом, шириной 150 метров и длиной 3 км.

Водяной вал начинает проталкивать воду в проливе, которая движется с меньшей скоростью, возникают водовороты. Которые могут достигать в диаметре 10 метров и 4 – 5 метров в глубину. Сила течения зависит от фазы Луны.

Над проливом проходит автомобильный мост, ожидать приближения прилива можно с моста. А можно и со смотровой площадки  с берега, как на фото, прямо над местом образования воронок. И даже обрызгаться прибывающей волной. Зрелище, конечно,незабываемое!

Насмотревшись на силы необузданной природы, мы отправились в заповедник девственных смешанных лесов, которые здесь, на 67 широте, могут расти только в местах, закрытых от сильных северных ветров. И это скалы заповедника Сунстраумен. Сами скалы представляют из себя мраморные плиты.

На одном из причалов, ожидая парома для переправы, мы побродили по  воде и прибрежным галькам. Вода была тёплая, градусов 16, и чистейшая, как из родника. Начался период отлива, и все обитатели, выброшенные на берег, спрятались в водоросли или под гальки.

В основном это маленькие крабики, мидии, а ещё множество разноцветных медуз, размером с детскую ладошку. Которые, при этом, ещё и стрекались! И великое множество разнообразных водорослей, которого не встретишь в южных широтах. Древние обитатели этих мест, занимавшиеся собирательством, кроме ягод и трав имели в рационе и этот планктон.

В целом же вся прибрежная зона, где могла ступить нога человека, была оборудована местами отдыха. Правда, в Норвегии таких зон не так уж много! В основном берега - неприступные скалы.

Это кемпинги, предназначенные для временного проживания туристов с транспортом. Которые были оборудованы электроприборами, санузлами, иногда даже кухнями.

А ещё много построек для отдыха, типа бань, и для копчения рыбы.  И просто рыбацких домиков для того, чтобы рыбакам можно было переждать непогоду. Где всегда оставлен запас пресной воды, круп и консервы. Так принято в Норвегии на всём побережье.

В местечке Бёрватненте Находится ещё один заповедник. На берегу живописного озера, со всех сторон закрытого горами,  рядом с еловым лесом соседствуют растения семейства орхидных. И это всё благодаря мягкому и тёплому течению и прибрежному  климату Норвегии. Жаль, что там нам не удалось побывать.

Также не удалось побывать в Бликсвере, здесь хорошо сохранилась прибрежная природа и большое многообразие птиц. Этот заповедник попадает под действие Рамсарской конвенции, принятой в 1971 году в Иране. Конвенция эта является первым глобальным международным договором, целиком посвящённым водно – болотным угодьям.

А наше путешествие по окрестностям Будё подходило к концу. И  нам пора было спешить в порт, чтобы отправиться в грандиозный 4-х часовой круиз по Вестфьорду  на Лофотенские острова.


Глава из книги "Дорога на север. Норвегия", 2012 год.

Продолжение "Лофотены" часть 1 - http://www.proza.ru/2014/12/19/8


Рецензии
C удовольствием путешествовал с Вами по Норвегии, Татьяна Дмитриевна. Отрадно, что природа у Вас не фон, а действующее лицо, как учили нас в школе. И хотя до орхидей Вы не доехали - очи чудятся! Спасибо!

Юрий Панов 2   02.04.2017 12:29     Заявить о нарушении
Спасибо, Юрий.
Мои предки учителя, либо врачи, в 6 поколениях.
Поэтому, безусловно, научили меня многому!
В том числе видеть и слышать природу.
И не как фон для человечества, а как основу мироздания.
Ведь вначале и была создана природа со всеми её обитателями.
И нам, людям, нужно это понимать!

Татьяна Дмитриева Рязань   02.04.2017 13:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.