Люблю, чтобы моя работа имела смысл
Люблю, чтобы моя работа имела смысл
Этот человек сейчас живет в нашем городе. Живет недавно. Но и здесь его уже настигают письма любознательных – тех, кому хочется узнать о его интересной и необычной работе.
…Редко бывает такое, чтобы газетная публикация, даже очень хорошая, оставалась надолго в памяти. А здесь был именно такой случай: месяц шел за месяцем, но по-прежнему почти во всех подробностях помнился большой материал Василия Пескова в «Комсомольской правде» под заголовком «Знакомьтесь: Гребенников».
Прошел почти год, и вот один за другим, словно сговорившись, двое знакомых сказали мне: «Знаешь, в Новосибирске появился удивительнейший человек. Надо обязательно о нем написать. Фамилия – Гребенников».
Это был тот самый Гребенников. Художник. Педагог. Ученый-естествоиспытатель. Популяризатор науки. Страстный борец за права живой природы…
Небольшая выставка, устроенная год назад в зоологическом музее МГУ, сначала не привлекла особого внимания. Мало ли экспозиций в Москве! Но каждый, кто на ней побывал, так восхищенно описывал экспонаты знакомым и друзьям, что коридор музея, где она была развернута, скоро не смог вместить всех желающих и, чтобы попасть на нее, люди выстаивали длинную очередь. Экспонировались работы Виктора Степановича Гребенникова.
Совсем не случайно художественные произведения оказались в зоологическом музее. Уж очень необычны были их «герои» – увеличенные во много раз насекомые и растения. И хотя за каждой из работ стояли месяцы наблюдений живой природы, изучения «персонажей» под микроскопом, это были не наглядные пособия, а подлинные произведения искусства.
Потом эта же выставка экспонировалась на международном конгрессе по защите растений. Одна за другой появлялись восхищенные записи на разных языках в книге отзывов.
Вряд ли будет интересно описывать экспонаты его выставок. Это надо увидеть. Особенно поражает изобразительная техника, изобретенная самим Гребенниковым. Вот, например, стереоблок. Уяснив простоту новшества, поражаешься, как до этого никто не додумался раньше. Несколько наложенных друг на друга стеклянных пластинок, штрихи гуаши – и всё. А эффект поразительный – объемный, динамичный и, кажется, чуть ли не движущийся таинственный мир микроорганизмов, растений и все тех же неисчерпаемых насекомых.
А вот «вечный гербарий» – мечта любого ботаника. Гребенников разработал методику снятия слепков с живых растений – травинок, цветков. При этом растение не погибает, продолжает развиваться. Открывается возможность зафиксировать в слепках различные фазы развития одного и того же растения – то, что раньше было невозможно.
Сразу обращает на себя внимание разнообразие техник, в которых работает Гребенников: графика, живопись, ковка, чеканка, объемные муляжи… На вопрос, что он предпочитает, Виктор Степанович ответил:
– Предпочитаю разнообразие.
И очень хотелось бы, чтобы новосибирцы смогли познакомиться с его уникальными работами не только в Институте химизации СО ВАСХНИЛ, где Виктор Степанович сейчас работает, но и в одном из выставочных залов города.
…Виктор Степанович неторопливо рассказывает:
– Родился я в Крыму, в Симферополе, и с тех пор, как себя помню, интересуюсь всем, что жужжит и летает. Это удивительный мир – более миллиона видов, – о котором мы знаем до обидного мало. Отец был механиком-самоучкой, этаким крымским Кулибиным, имевшим шестнадцать авторских свидетельств. В доме было много разных книг, и с самого раннего детства я увлекся Бремом, Фабром… А еще я любил рисовать.
Эти две привязанности Гребенников сохранил на всю жизнь.
Не прекращает Виктор Степанович исследовательской работы. Ее результаты изложены в сорока научных статьях. Большинство посвящено проблеме… одомашнивания шмелей.
– Домашние шмели… Кому они нужны? – удивится горожанин.
Оказывается, очень нужны. Важные кормовые культуры – клевер, люцерна – опыляются, главным образом, шмелями. А животное это прихотливое, для его успешного развития нужны определенные условия. Человек мешает шмелю, всё больше вытесняя его. Следствие – снижение урожаев семян клевера и люцерны. Чтобы возродить шмелиное «поголовье», нужно научиться выращивать его в искусственных условиях. Над этим и работает Гребенников. Работает серьезно. Эффективность его научных исследований высоко оценена в ВАСХНИЛ.
…Слышали ли вы когда-нибудь о заповедниках и заказниках… для насекомых? Оказывается, существуют и такие. В нашей стране их два: в Омской и Воронежской областях. Оба открыты по инициативе Виктора Степановича. В обоих он проводил исследования. Сейчас готовится создание еще одного – в Иркутской области.
…Об этом я давно хотел спросить его. И, наконец, выбрав, как мне казалось, подходящий момент, сказал:
– В статье о вас Песков приводит такой пример искусной работы: в человеческом волосе высверлен тоннель, а в нем размещен миниатюрный железнодорожный состав. Он утверждает, что вы смогли бы выполнить это. Нет ли здесь преувеличения?
– Скорее всего, нет. Препарирование, исследование насекомых под микроскопом развили во мне навыки тонкой микротехники. Только зачем тратить время на такие поделки? Я люблю, чтобы моя работа имела смысл…
Смысл работы, смысл всей жизни Гребенникова прежде всего в служении природе. Еще ни слова не сказано о его огромной популяризаторской работе – многих десятках статей в газетах и журналах, иллюстрировании книг о природе, сценариев передач и фильмов для Омского телевидения (надо думать, сейчас его работа продолжится на Новосибирском телевидении)… Всё это – о бережном отношении к окружающей среде, о необходимости уважать ее законы.
Материалы Виктор Степанович собирает не в библиотеках. За каждой его работой стояли многокилометровые походы, дальние поездки, рытье глубоких «окопов», укусы, несмотря на всю любовь к насекомым, все равно неприятные… А в квартире, кроме семьи, обитало еще многотысячное население пятнадцати (!) муравейников, в шесть утра начинали деловито гудеть сорок шмелей.
…Есть у Виктора Степановича большая мечта: создать музей охраны природы Сибири. Ведь это очень важно – неожиданно представить в «полном собрании» всё ее волнующее многообразие, о котором человек обычно и не догадывается.
«Вечерний Новосибирск», 19 марта 1976 г.
Свидетельство о публикации №215020501521
Борис Готман 23.10.2015 15:13 Заявить о нарушении
Олег Костман 24.10.2015 09:32 Заявить о нарушении