Поэма Храм Сердца. Часть 25

Вещий сон принцессы Ангелины.

Вот вереница дней промчалась;
Скоро весёлый грянет бал;
Ночка последняя осталась;
И замер в ожиданьи зал.
Принцессе вечером не спалось;
Она с подушкой обнималась;
Вертелась, нежилась, кружилась
И одеялами накрылась.
Лель смежил девушке ресницы,
Пропевши тихим голоском
Ей песню; погрузивши дом
И челядь в сон. Он небылицы
Принцессе спящей навевал
И о грядущем вспоминал...

Вокруг леса непроходимы,
Болота чёрные стоят;
Деревья, глазом еле зримы,
Сокрыли бледный, лунный взгляд.
Девушке местность не знакома,
Она дрожит вдали от дома;
Не знает - куда ж ей пойти
И где ж тропиночку найти?
Принцесса прыгает по кочкам;
Приподымает платье вверх;
Держится ручками поверх;
Но, оступившися носочком,
Скользит в холодную воду
И вязнет ножкой на беду;
Пытается рукой схватиться
За куст, растущий на брегу,
Но мало сил - она боится
Пропасть в трясине на веку;
Кричит на помощь; к ней подходит
Мужчина; он её находит
В жиже, погрязшею по грудь,
Поднявшей с дна песок и муть,
И предлагает:"Помогу вам,
Но вы должны мне слово дать,
Его исполнить - передать
Записку батюшке. Я ж подам
Её вам в руки в тот же час,
Когда спасу из грязи вас."

Принцесса слово мужу дала
И поклялась самим Христом,
Что выполнит, что обещала,-
Записку передаст потом.
Мужчина протянул ей ветку
И спас страдающу кокетку.
Она ступила каблучком
И обошла его бочком;
На сушу выбралась; упала;
Рыдала на сырой земле
В сгустившейся, туманной мгле;
Глаза прикрыла; засыпала;
И, отдохнувши, поднял`ась
И на мужчину оперл`ась.

Они шли дикими лесами,
Переступали дерева,
Смещали ветви древ руками
И мяли листья и трава.
Платье принцессы изорвалось
О сучья; хоть она старалась
Его руками оберечь.
Там ветви начинают сечь,
Там в темноте яв`ится яма,-
Она оступится, падёт;
Там ножка бугорок найдёт,-
И стукнется, споткнётся дама;
Но вот - сквозь тучи лунный свет
Забрезжил; и оставил след

На кронах, на траве, на ножках
И спас принцессу от беды;
Остановился на дорожках;
И осветил лицо мужчины,
И скинул тайные личины.
Девушка, очи приподняв,
Вскричала, в путнике узнав
Невежду; и его спросила:
"Не ты ли, витязь подарил
Нам ожерелье? Угодил
И мне и матери? Носила
Я каждый вечер жемчуга,
Чей блеск пьянил глаза слегка."

"Да! Это - я,о, Ангелина!
Давайте ж время не терять,
А перейдём реки стремнина
Во брод. Мы будем продолжать,
Пока луна на небе светит
И взгляд тропу  в лесу заметит
Путь дальний к дому; там вас ждут,
Без Ангелины не начнут
Бал, посвящённый вам, принцесса!"-
"Я больше не заговорю,
Пока до дома не дойду!"
Они пришли к опушке леса.
За ней бурлящая река
Им приоткрыла берега.

Через поток мост переброшен.
Туман клубится над водой.
Вдали за берегом - дом брошен
Застыл забытою верстой.
Путники вышли к стару дому.
На крыше сгнившую солому
Видать хозяин позабыл
Сменить и ветхою покрыл.
Стены на бок перекосились
И щели в них обнажены,
И дыры кое-где видн`ы,
И окна грязные явились.
Кто жил в нём? Им не угадать,
Покуда в дом не постучать.

Они уж очень приустали
И постучались. Тишина.
Ни звука. Дверь не открывали.
Лишь в небе полная луна
Им освещала: дом, долину
И мост, и речку, и стремнину.
Принцесса оперл`ась рукой
И дверь открылась сам собой.
Они в прихожую уж входят
На ощуп; за руки держась
И потихоньку устремлясь
К двери второй. Там тени бродят
От света, что за ней горит
И в зал войти гостям велит.

Гости вошли и поразились,
Увидев бесподобный зал.
Их рты восторгом приоткрылись,-
Дом ветхий был, а тут сиял
Простор паркетный; освещённый
Огней свечами; становлённых*
На канделябрах, на стенах;
И отражались в зеркалах
Лица гостей, всех приглашённых
На бал: вельмож, царей, купцов,
Замужних женщин и вдовцов;
Блистали речи благовонных,
Изящных, утончённых дам
И улыбались тут и там.

Все были в масках маскарадных:
Кто - арлекином, кто - царём,
Кто - палачом, до денег жадных,
Кто - казначеем, кто - купцом.
Маски скучали от безделья,
Ждали открытия веселья,
Шутили, глазками верт`я,
В беседах время проводя.
Когда ж принцесса появилась
Да с кавалером удалым-
Невеждой Хамским пожилым
И в ангелочка превратилась,
Одев свой праздничный наряд,
Маску и крылышки подряд;

Когда ж Невежда маску чёрта
И два рога и чёрный плащ
С атласной ткани перва сорта
Одел; став стоен и изящ
И проводил во зал принцессу,
Пуская в глаз её завесу:
Словами, мимикой, рукой,
Чаруя девушку игрой,-
Бал грянул музыкой старинной.
Звучал любимый полонез,
Пленяя музыкою пьес;
И пары чередою длинной,
В позах торжественно застыв
И части танца пропустив,

По зеркалу паркета плыли.
Сменяли кавалеры дам.
Ножки манящие скользили
По глади зальной. По глазам
И шее, в бусы украшённой,
Вырезам грудь приобнажённой,
Красавиц бальных взор летал
Мужской; соблазном привлекал
Он женщин, страстью упоённых.
Так легкомысленно они,
Мудрость девичью урони,
В прозрачных платьях облегчённых
Плоть выставляли на показ,
Торгуя честью каждый раз.

Окончен танец. Ангелину
Позвал отец в маске царя,
Облегшийся во ткань-пучину,
Трезубцем власти потряся,
И попросил:"О, дочь! Со мною
Кружите вальс! Я вам открою,-
Коль вы мне танцем угодите,
О чём хотите попросите;
Исполню прихоти все ваши;
Желанье в слово облеку,
А слово делом завершу;
Наполню праздничные чаши
В честь именинницы вином
И выпью за неё потом.

Звук вальса белого раздался.
Женщины стали приглашать
Мужчин. Царь не заждался
И стал с принцессой танцевать.
Они кружились, как снежинки,
Которы гонит на былинки
И вихрит ветер озорной;
И обходили стороной
Танцующих, скользя по залу.
Резвилась, словно лань, она,
К отцу головку наклоня;
И была рада очень балу;
И улыбалась, как дитя,
В глаза отцовские глядя.

Царь стал принцессой восхищаться
И после вальса вопросил:
"Что пожелаешь, дочь? Сбываться
Станут мечты. Я подтвердил
Их словом царским. Я исполню
И содержаньем их наполню."
"Отец! Записку передать
Желаю вам я и сказать-
Её прочесть."-"Я выполняю!
О, эта просьба, дочь, не в счёт,
Она исполнится вот-вот!
Другая будет?"-"Я желаю
Представить знатного купца
И удалого молодц`а

"Невежду Хамского. Царице
Он преподнёс богатый дар-
Жемчужины нашей светлицы
И ожерелье ярких чар."
Невежда пред царём явился
И в ноги льстиво поклонился.
"Я рад знакомство с вами весть,
Невежда! И прошу учесть,
Что я вас завтра приглашаю
На званный ужин. Вы придти
Ко мне обязаны к пяти."-
"Ваше Величество! Желаю
Я посетить ваш царский двор
Уже с давно заветных пор!"

"Я жду вас в пять!"- царь удалился
В другую комнату; читал;
Коварный замысел открылся,
какой Невер насочинял;
Царь хмурил брови; свёл ресницы;
Придумал жизни небылицы;
Весь побледнел, как полотно;
Главой коснулся он окно;
Велел Степану собираться,
Скакать в Ямагор, привести
Главу Виктора; навести
Порядок в граде; наряжаться
В доспехи воина и взять
В дорогу воинскую рать.

Любдур Обманыч воротился
Обратно в залу. Дочь ждал`а.
Он подошёл и обратился:
"О, дочь! Тебе благодаря
Раскрылся замысел зловредный-
Князь Виктор, сей вассал мой вредный,
Хочет попрать мой царский трон,
Скипетр забрать и выгнать вон
Меня из царства; и отправить
С презренными в леса бродить;
А вас - во тюрьмы заточить.
Он чернь на эту мысль наставить
Решил мечами и огнём,
Опустошая земли днём."

Вот воевода возвратился;
В руке болталась голова;
Он к Любодуру обратился:
"Ваше Величество! Вдова
Осталась порыдать над телом,
Мной обезглавленным меж делом.
Она просила воротить
Главу и мужа схоронить,
Но я, указ ваш выполняя,
Сказал вдове, что не смогу,
Что царь велел привесть главу
И показать. Ваш гнев смиряя,
Указ я должен воплотить
И доказательство явить.
 


Рецензии