ИЗО. Эпоха Возрождения...

                ЧИТАТЕЛЯМ!

                Это не научная статья, а часть поэмы «Грамматические сферы:  Тайна», и я стремился быть ближе к поэтическому написанию: ритмика текста и  Вдохновение...  Соблюдая при этом правдивость и верность воззрений на Творчество  Всех кто, на мой  взгляд, сделал этапные шаги в развитии творчества Эпохи  Возрождения... а также моё видение сути всего Вдохновленного и Творческого – создаваемого на Земле Человеком Художником, как в литературе так и в искусстве... Это Песня Великим и Славным – в человечестве.  Всем, Доброго!               



                Фрагмент из поэмы «Тайна»


                IV.

                ***
             
                ПОСТСКРИПТУМ…

                ИЗО.  Эпоха Возрождения.
                (Второй семестр, актерская подготовка, ГТУ, 1973 – .… гг.)

                Светлейший князь Таврический Потёмкин
                Григорий Александрович на светском приёме
                у императрицы Екатерины II, поэту: «Завидую
                я тебе, говоришь, что хочешь, пишешь о том,
                что думаешь…»


            Флоренция… Эпоха Возрождения. Проторенессанс –  XIV век, раннее Возрождение – XV век, высокое Возрождение – XVI век, позднее Возрождение – XVI-XVII. 

             Предтеча – вторая половина 13-го века. Человек принадлежит Богу, феодализм ослабевает, буржуазия созревает к социальному перелому, импульс к освобождению от старого – к новому. Новая культура, новая история. Эпоха требует Титанов! По силе мысли и учености. Сбросив оковы средневековья, человек почувствовал себя легче. На смену теологии приходит – божественное земное, гуманистическое. Рост городов-коммун. Флоренция – первые победы нового реалистического искусства. Художественный язык условный, язык символический. В искусстве – Джотто, в литературе - Данте.
               
                «Тот страждет высшей мукой,
                Кто радостные помнит времена
                В несчастии людей…

                Не действуй против божества влюбленных:
                Какое бы ты средство не привлек,
                Ты проиграешь битву, будь уверен…».

            Данте Алигьери (1265-1321) – «Сомнение доставляет мне не меньшее наслаждение, чем знание!». «Божественная комедия» написана им на пороге эпохи, требующей перемен.

   Джотто… Основоположник Флорентийской школы. Родился в 1267 или 1277, Колле-ди-Веспеньяно, Тоскана, завершает свой творческий путь 8 января 1337 года во Флоренции…  Собственное имя Джотто ди Бондоне. Работал во Флоренции, Неаполе, Милане, Риме. Его новаторское искусство – ценности реальной жизни. Значительно опередил свое время, как в передаче трехмерного пространства, так и в передаче округлости и весомости человеческого тела. Сюжеты библейские, христианской мифологии. Сцены из человеческой жизни. Полное и живое чувство материальности бытия. «Поцелуй Иуды», «Бегство в Египет», «Сон святого Иокима»... Немногим больше метра фрески. Скромно, просто, не владея техникой реалистической живописи, светотеней и линий; не знает анатомии человека, но всё это перекрывает трогательно снисходительное чувство доброго. «Обручение святого Франциска с бедностью»… Цельность и сила героев Джотто – детскость. «Поцелуй Иуды» – столкновение двух характеров. Простота и ценность чувств обрели двойственность, противоречивость. Хотя и работает ограниченными приемами, в цвете свежесть. Цвет локальный – определенный не меняющийся. Его «Мадонна на троне» воплощается совсем по-иному – материнская. Обычная  флорентийская крестьянка – счастье в материнстве.  Джотто закладывает те традиции, которые использует Мазаччо (второй Джотто), зодчий Брунеллески, скульптор Донателло...

Донателло. Собственное имя Донато ди Николо ди Бетто Барди (ок. 1386, Флоренция – 13.12.1466, там же), – основоположник скульптуры Возрождения. Первый скульптурный портрет – конный памятник кондотьеру Гаттамелати в Падуе (бронза,1447-53). Первое изображение человеческой наготы в ренессансной культуре - скульптура "Давид" (1430-е,Флоренция). Ввёл в употребление «сплющенный рельеф»… В архитектуре первый решающий шаг к ренессансу был сделан тоже во Флоренции.

 Архитектор Брунеллески. Собственное имя Бруноллеско Филиппо (1377, Флоренция – 15.04.1446, там же). Постройка купола над хором собора Санта-Мария дель Фьоре (1420-36, Флоренция), восьмигранный сомкнутый свод. Новые выразительные средства найдены в античной ордерной системе, как художественное переосмысление существующей в античности стоечно-балочной конструкции в строительстве…   

Его ученик Мазаччо работает во фреске. Родился 21 декабря.1401, Сан-Джованни-Вальдарио, Тоскана – завершил путь, осень, 1428, Рим. Зачинатель Возрождения в Италии.  Собственное имя Томмазо ди Джованни ди Симоне.  Фреска «Троица» в церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции (1427). Капелла Бронкаччи, церковь Санта-Мария дель Кормине – «Чудо со статиром» (1427-28) и другие фрески. Был пожар, чудом уцелела. Владеет анатомией, обнаженное тело, ощущение силы! Властные и сильные старики Мазаччо и юные дерзновенные юноши, готовые бороться за себя. Пафос героический, энергия Мазаччо… В живописи прогресс, в литературе равных Данте нет. Леонардо да Винчи, позже, сравнивая поэзию с живописью, скажет: «Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат!».

Леонардо да Винчи родился 15 апреля.1452, в местечке Винчи, Тоскана.  Рождение человека атлетического сложения с серо-голубыми глазами в бывшей Римской империи… Живописец, скульптор, архитектор, инженер и ученый. Основоположник Высокого Возрождения. Работал во Флоренции, Милане, Риме,  Франции. Его учитель Верроккьо (Андреа ди Микеле Чони), – яркий художник раннего Возрождения (1435/36, Флоренция – 7.10.1488, Венеция). Картина «Крещение» (1470) написана Верроккьо в соавторстве с восемнадцатилетним  учеником, имя которому – Леонардо да Винчи! Первые самостоятельные работы – темы Мадонны, тема материнства, тема любви. «Благовещение» (1974), портрет «Джиневры Бенчи» (1478),  «Мадонна Бенуа» (1478). Чтобы понять Время, в которое жил и трудился Леонардо да Винчи, следует обратиться к творчеству другого Флорентийского художника – Сандро Боттичелли (1445, Флоренция – 17.05.1510, там же).

Собственное имя Боттичелли - Алессандро ди Мариано Филепепи. Живописец раннего Возрождения. Развитие бытового жанра, обращение к античности.  Самостоятельный путь в конце 60-х годов. Первый этап – счастливый период. У власти семья Лоренцо Медичи. Лоренцо Великолепный! Умный и  ловкий политик. Поэт и меценат. Флоренция город праздников, карнавалов. Средневековый мужской костюм туго приталенный, узкие чулки-штаны, пристегивались ремешками. Верхняя часть пурпуллен – разновидность камзола, позолоченные пояса, подстеганные ватой плечи, груди. Графически – четкая стройность. Штанины разных цветов – одна красная, другая синяя. Женский костюм более просторный, более тяжёлый. Греховно открывать тело. Платья длиннее роста хозяйки, много складок перехватывающихся. Под грудью приподнятые складки. Модно быть беременными, стране нужны солдаты. Рукава или узкие длинные, или широкие с защемом на запястьях. Мягкие туфли. Модно открывать лоб, выбривается передняя прядь волос и брови. Женская мода устойчивая. Леонардовская «Джоконда», верхнее платье плащ. Разрешается в год не более двух платьев. Дворянки – золоченые пояса, не могут носить горностаевый мех. Это привилегия короля. Королевская мантия. Творчество Боттичелли гармоничное, тема века – обращение к библейским и античным сюжетам. «Мадонна с Иоанном Крестителем» (1467-70), «Юдифь» (1470-72). Идеи независимости и героический дух – «Святой Себастьян». Нет игры тонов, у него определённость цвета и контраст красок. Холодные тона. Творчество Боттичелли – это музыка линий, музыка движения.

Следующий период, вторая половина 70-х годов – литературные сюжеты. Пишет историю Моисея, портреты Лоренцо и Джулиано Медичи (1475-76). Создается кружок неоплатоников, куда входит вся Флорентийская аристократия. Неоплатониками, во главу всего – сам человек. Обращение к  земной реальности и обожествленному человеку. Леонардо да Винчи тоже входит в один из таких кружков. Изучает математику и физику, труды флорентийского гуманиста Альберти (Лион Батиста Альберти, 18.11.1404, Генуя – 25.04.1472, Рим), учёный, теоретик искусства, архитектор-самоучка. Самые ранние труды по теории искусства эпохи Возрождения, его трактаты: «О статуе», «О живописи» и «О зодчестве». Берет за основу античный принцип – поэзия царица искусств. Художественный образ воспринимается, как текст. Люди этого периода тонко чувствуют красоту. Идея – красота не материального, а духовного. Смысл жизни – стремление к красоте. Идиллия мечтателей – тонкий лирик. Интересует не действие, интересует состояние. Картина «Весна» (1477-78), – символ весны, прославила Боттичелли. Получает много заказов. Папа Юлий II приглашает  Боттичелли в Рим. Боттичелли едет расписывать Сикстинскую капеллу (1481-1482); Леонардо да Винчи (1481) – постигать свои высоты в Милан.

Римский и последующий период Боттичелли – «Мадонна дель Маньификат» (1482-83), «Рождение Венеры», «Марс и Венера» (1483). С 84-го года перелом в творчестве. «Мадонна с гранатом» (1487), «Мадонна на троне со святыми» ((1488). В конце  80-х  во Флоренции наступает время разлада, мятежей, нападает Франция, начинается война, к власти приходит Пьеро Медичи. Вскоре к власти приходит, пользуясь своим влиянием на паству, монах Сованаролла. Его приход к власти приносит Флоренции несчастья. Сжигают книги, сжигают праздничность. Лирик неожиданно обращается к работе над рисунками к «Божественной комедии» Данте (1492-97), «Мистическое рождество» (1500). Причина  перелома в творчестве Боттичелли – обращение к драматическим сюжетам. Линия становится взвинченной, ломкой, теряется гибкость. Последняя работа «Жизнь святого Зиновия» (1505) утомленным лириком. Боттичелли был забыт своими современниками…

Леонардо да Винчи. Миланский период Леонардо да Винчи (1481-1500) самый плодотворный. Долгих семнадцать лет работает как портретист. Творчество его – предельная концентрация духовной энергии! Неизвестно, сколько портретов написанных им по заказу кануло в лету. Если ранее портрет был статичен – в его работах построение глубже. Фигуры органично вписываются в пейзаж – мир распахивается, пространство размыкается. Настаивал на развитие других жанров. Всё, что он изобретал,  конструировал и творил – познать, участвуя в опыте, и постигнуть. «Знания, не рождённые опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок!». Как естествоиспытатель и творчески мыслящий, – верил только в личный опыт, эксперимент. Во всём, что он конструировал, писал, творил – был новатор. «Дама с горностаем», «Мадонна в гроте», «Мадонна в скалах» (1483), «Мадонна Литта» (1485-90)… В 90-х расписывает стену в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие, пишет фреску «Тайная вечеря». Многое начинал, но не заканчивал. Те средства, которыми владела его эпоха, не давали ему возможности завершать. Было недостаточно их… Мы потеряли в количестве, не потеряли в качестве. Искусство периода Высокого Возрождения тесно связано с наукой. Композиция – одно из ключевых понятий художественной системы эпохи Возрождения. Время систематизации творческого процесса. Поиски в Божественном – совершенства человеческого, божественной геометрии. Язык живописи Возрождения складывается, в противовес средневековой традиции:  «изображение, как текст». Ориентирован на зрительный образ земного мира. Леонардо да Винчи,  постигая новые пласты в изобразительном искусстве, называет живопись царицей искусств! «Живопись затмевает поэзию во всем! так как служит более благородному чувству – зрению, показывает предмет в целом, а не по частям…». Но так как композиция в живописи осмысливается через теорию красноречия (понятие художественной композиции, и её характеристики, взяты Альберти из теории античного красноречия), Леонардо всё же соглашается, что оба искусства – поэзия и живопись, хоть и различны (как бы самостоятельны), всё же равноправны.

Позже, Леонардо да Винчи (по свидетельствам современников искусный музыкант «человек всеми совершенствами одаренный») в поисках научного осмысления изобразительного искусства, соотносит и музыку с живописью: «Живопись сестра музыки! так как обе они изучают математические интервалы»... Особенным в его творчестве – образ Монны Лизы «Джоконда». Картина на доске из тополиного дерева, 77х53 см. Картина, годами могла лежать не распакованным багажом. До конца дней своих считал работу над картиной не завершённой. Образ таинственной Госпожи… Улыбка и взгляд. Всё остальное перспектива. Всё естественно: женщина в повседневном платье, сидящая на лоджии, на фоне горного пейзажа, как бы говоря, – настоящая творческая мысль, без загляда художника в неведомые дали – бесплодна и мертва! Фон – всеобщий таинственный облик природы… Верх и низ, космическая прохлада и земное тепло. Границ нет, всё в движении! Игрой света и тени сумел подчеркнуть движение… живой контакт между прошлым и будущим. Настоящим. На нас смотрят из прошлого… Необъяснимо.

 Леонардо-Леонардо, Леонардо!.. «Где дух не водит рукой художника, там нет искусства!». Будучи человеком, одарённым от природы, – таинственное внутреннее чувствование, заложенное в человеке изначально, указывающее уму правильное направление. Считал, что человеческая рука не способна достичь художественного совершенства, но продолжал поиски. Гениальность Леонардо да Винчи в том, что всё же создал красками жизненные энергии на холсте. Невидимые, но чувствованные, дышащие. Работая с энергиями красок – создал неподвластное нашему пониманию отображение кистью одухотворённого… живой слепок. Есть сведения, что два года Леонардо да Винчи путешествовал по России. Что он искал: секреты владения русскими мастерами иконописи эпохи Андрея Рублёва безмерным владением гамм красок и передачей их на полотно, или поиски истоков рода своей голубоглазой матери, библиографы умалчивают. Знаменитая дымчатая светотень «сфумато». В своем трактате о живописи: «Тень происходит из двух вещей – одно телесное, другое – духовное...». Средство пластичности и усиления жизненности художественного образа. Как известно, материальное и духовное размещается одно в другом, но не смешивается. Тонкая грань. Сумел. Тайна одного – всегда ведёт к тайне двух…  Мысль Леонардо – в материальном мире управляет двоичная система, трех – работает, четырех – созидает… Взгляд таинственной Женщины, разглядывающий нас. Вот-вот, скажет, произнесёт. Но нет, только глаза, улыбка. Что?.. Людей разделял на три категории: «те, кто видит; те, кто видит, когда им показывают; и те, кто не видит». И пожалуй, самое удивительное открытие, которое сделал Леонардо да Винчи – это: «Краски выцветают, а энергии остаются»... 

Удивительная "Мадонна Бенуа" прозванная "Мадонной с цветком" найденная в России. Выходящая по сюжету за пределы религиозных канонов. След материнства... и поиски материнских корней, ребёнка оторванного от родной матери в раннем детстве...  Единственное, что он так и не раскрыл - это секрет замешивания почв, минералов и растительных масел - в краски для изображения цвета серо-зелено-карих глаз своих персонажей на картинах: "Небесному - небо, земному - земное...". Как и не одному художнику до и после него.

 Ушел 2 мая 1519, Франция, замок Клу, около Амбуаза, оставив после себя множество загадок... 

Следующий по вкладу в развитие искусства Высокого Возрождения – Микеланджело Буанорроти. «Благодарение Богу за то, что я всегда желаю большего, чем могу достичь!». Родился 6 марта 1475, Капрезе, Тоскана. Собственное имя  Микеланьоло ди Лодовико ди Лионардо ди Буонаррото Симони. Скульптор, живописец, архитектор и поэт Высокого и позднего Возрождения. В 13 лет начинает заниматься живописью в мастерской Гирландайо, ди Томмазо Бигорди (1449, Флоренция – 11.01.1494, там же),  живописца раннего Возрождения, но через год покидает мастерскую. Художник трагического горения. Путь был нелёгким. В 14 лет в мастерской скульптора Бертольдо ди Джованни (1489-1490). Изучает  возможности камня, мрамора. Работал во Флоренции, Болонье, Риме.

 Первые его работы –  рельефы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров» (мрамор, 1492). Все его скульптурные работы в мраморе. Микеланджело возвращает, возрождает в скульптуре язык обнажённого тела. Он и язычник и христианин. Уезжает из Флоренции, когда умирает Лоренцо Медичи. В Болонье первая пьета: «Положение во гроб» (1497—98), – воплощение милосердия, скорби. Запрещено препарировать трупы, он преступает закон. Гигантская скульптура «Давид» (1501-04, Флоренция), – поворотный этап в скульптуре. Папа Римский Юлий II заказывает гробницу со статуями, росписи Сикстинской капеллы. Не владея фресковой живописью, хотел передать работу Рафаэлю, но Юлий отказывает. Микеланджело четыре года висит в люльке и заканчивает работу (1508-12). Сонеты Микеланджело.      
                «Творенье может пережить творца:
                Творец уйдет, природой побежденный,
                Однако образ им запечатленный,
                Веками будет согревать сердца…

                Я тысячами душ живу в сердцах
                Всех любящих, и, значит, я не прах,
                И смертное меня не тронет тленье…».

         После Сикстины, возвращается к работе над гробницей Юлия II. Два года спокойствия. Время, когда он создает рабов и Моисея. Умирает Юлий, приходит Лев. Работы во Флоренции… Делает фасад Сан Лоренцо, гробницу Лоренцо и  Джулиано Медичи в Новой санкристии (капелла Медичи) церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (1520-34). Символические фигуры на саркофагах на валютах: «Ночь, утро, день и вечер». Мужские фигуры – вечер, день, – оставляет шероховатую поверхность. Резкая игра света и тени, трагические лица. В тот же период «Мадонна Медичи» (1524-31). Во второй половине 40-х, должен снова возвратиться к живописи. Приглашают в Рим расписывать Сикстинскую капеллу, пишет фреску «Страшный суд» (1536-41). В самом низу автопортрет Микеланджело, – угловатость, экспрессионизм. Лицо, испещрённое сомнениями. Ушел 18 февраля 1564, Рим, так и не сказав – сумел ли достичь тех высот, которые предопределены были ему... Микеланджело, склонный к религиозному самоосуждению, жил бедняком, прикованным к работе, как лошадь к мельничному жернову. Леонардо да Винчи, отстаивая решающее значение опыта во всём, не успевая  воплощать, и претворять в жизнь свои идеи, – жил и работал вразброс…

Рафаэль… Рафаэль  (1483, Урбино – 6.04.1520, Рим). Собственное имя Раффаэлло Санти. Живописец и архитектор Высокого Возрождения. Работал во Флоренции и Риме. Портреты Рафаэля «Анджелы Дони» (1505),  религиозные темы «Обручение Марии» (1504), «Мадонна Грандуке» (1505)… Благозвучие колорита, единство фигур и архитектурных фонов. В 1508 году двадцатипятилетний Рафаэль приглашен для росписи залов папского дворца в Ватикане. Творческие пути двух гениальных творцов – Микеланджело и Рафаэля – тесно переплетаются. Микеланджело пишет фрески плафона Сикстинской капеллы Ватикана: «Сотворение Евы», Обнаженный», «Пророк Исайя» (1508-1512); Рафаэль проектирует Станцы делли Саньятура, пишет фрески «Диспут», «Афинская школа», «Парнас» и «Мудрость. Умеренность и Сила» (1509-1511), – соответственно: богословие, философия, поэзия и юриспруденция. А также станц «Мадонна со щегленком» (1509-11), портреты «Юлия II» (1510-11), «Фредерико Гонзаго» (1515), «Бадассаре Костильоне» (1515-16), «Льва Х» (1519). Безупречное чувство меры, ритма и пропорций. В его творчестве, чувствуется влияние Леонардо да Винчи и Микеланджело. Следует также упомянуть имя его земляка живописца и архитектора Высокого Возрождения Браманте, задумавшего воздушность архитектуры Собора святого Петра в Риме, и в значительной мере повлиявшего на становление молодого Рафаэля, и как художника и как  архитектора.

Браманте. (Браманте, 1444, Монте-Аздрувальдо, Марке – 11.03.1514, Рим).  Собственное имя Паскуччо д Антонио Донато. Живописец и архитектор. Был другом Леонардо да Винчи (Миланский период), тесно общался с ним... Браманте проектировал восточный фасад и средокрестие с куполом, хор и клуатр церкви Санта Мария делле Грацие, Леонардо да Винчи писал «Тайную вечерю» в трапезной монастыря… Если Природа удивительным образом обустраивает нашу планету, создавая горы, реки, долины, моря, океаны и небо – то, чтобы не нарушать воссозданную Природой Гармонию своими искусственными постройками и сооружениями, – человеку необходима универсальная математическая точность. Расчет, вдохновение и творческая мысль! И Леонардо да Винчи: «Где мысль не работает вместе с рукой, там нет художника!», и Микеланджело: «Искусство ревниво: оно требует, чтобы человек отдавался ему полностью!», и Браманте, и Рафаэль, – обладали такими качествами. Время иногда идёт навстречу! Сводит блестящих мастеров вместе, одаривая и обучая их и другим способностям. Поэт и художник Микеланджело – трудился как скульптор и зодчий, Рафаэль проектировал здания и писал замечательные картины, Леонардо да Винчи был универсалом во всём, Браманте тоже внес свой вклад… Судя по фреске «Афинская школа», Рафаэль, как и Леонардо да Винчи, был хорошо знаком с музыкальным искусством. В частности с античной музыкальной теорией. Эти знания не только обязательны для образованного человека того времени, но многие живописцы сами играли на музыкальных инструментах. На фреске – на скрижали перед Пифагором рисунок в виде диаграммы составленной из должным образом соединенных и пронумерованных струн античной лиры VI, VIII, IX и XII. Соотношение длины этих струн выражает Пифагорову теорию музыкальных интервалов. Последний период помимо других работ, за год перед уходом из жизни, Рафаэль напишет удивительную  «Сикстинскую мадонну» (1515-1519). Ушел из жизни рано и трагически. 37 лет…
 
          Венеция… Колористические возможности Венецианской школы: внутренняя взволнованность красок. Цвет формирует настроение. Праздничное направление в искусстве. Венеция самый крупный порт в Италии. Венеция процветает. Дух свободы. Многоязычное гедонистическое мировосприятие. Позднее приходит Возрождение, но и уходит слишком медленно. Город открыт, свойственен атеизм. В начале шестнадцатого века чувствуется то удовольствие от живописи, – они хотят видеть картины у себя дома. Направление – в развитии жанров. Формируется бытовая живопись.

 Джованни Беллини (1430, Венеция –  29.11.1516, там же). Живописец раннего Возрождения. Его творчество на рубеже пятнадцатого и шестнадцатого века – спокойная просветлённая созерцательность, без сомнений, разладов душевных. Гармония колорита, поэтичность пейзажных мотивов. «Мадонна озерная», «Мадонна с деревцами». «Коронование Марии» (1473-75), «Мадонна на троне со святыми» (1488)…  Джорджоне и Тициан пройдут через его школу. Кажется, немного архаичен… Чтобы рассмотреть Венецию того периода, обычаи, костюмы, и бытовавшие в то время у большей части населения воззрения, следует окунуться и в творчество
 мало замеченного искусствоведами, Карло Кривелли (1435-1495).

"Веницианец" так именито называл он себя. Учился в мастерской Виварини и Якопо Беллини. Искусствоведы лишь отмечают в его художественном творчестве склонность к новшествам  присущими раннему Ренессансу. Но следует отметить, что его творчеству присущ свой взгляд, отличный от всех. Единственный, правильно изобразил распятие Христа на Тау кресте (что соответствует временам Иисуса: распятие на тау-крестах), обнажает грудь Мадонны при кормлении Иисуса. Светловолосая и голубоглазая Мария Магдалина, как и избражение матери Иисуса (тоже русоволоса и голубоглаза), разрушают представление о происхождении Иисуса. Она в пурпуре одеяний со всеми оттенками белого, зеленного, тёмно-синего и золочением. Вообще его творчество даёт отчётливое представление о моде тех времён всех слоёв Венеции и не только.

Джорджоне… Собственное имя Джорджо Барбарелли да Кастельфранко Родился в 1477 году, Кастельфранко, Венето –  ушел в 1510 году, Венеция. Зачинатель Высокого Возрождения в Венеции. С Джорджоне – начинается шестнадцатый век Венеции. Художник многогранный. Дух Венецианской школы. «Юдифь» (1502). Работает над пейзажем. Первый художник – гармонию человека и природы. «Гроза»,  первый пейзажный образ в искусстве, «Сельский концерт» (1508), введение – пейзаж и человек. «Спящая Венера». Нагота Джорджоне – показывает чувственную линию женского тела, пейзаж как самостоятельный жанр. Красота одухотворённая. Жанровая живопись в области портрета, – великолепный характер современников: «Юноша с перчаткой», «Портрет старухи», «Автопортрет». Джорджоне воплощает, первый в Венеции не воспринимает форму цвета. Совершена мера письма, ощущение стихий света, свобода мазка. Образованный, глубоко просвещённый человек, – отсюда многогранность, острая характерность. Он работает над религиозной темой: «Мадонна на троне со святым Франциском и  Либералием» (1504). Вносит в образы живопись светского…

Тициан… Собственное имя Тициано Вечеллио. Родился в 1476/77, Венеция – ушел 27 августа 1576, там же. Художник, пишущий во славу жизни. Тончайший красочный хроматизм, свободное письмо открытым мазком, мощное звучание цвета. Героический оптимизм, дионисийские торжества жизни. Учится у мозаичиста – Цукатто, затем переходит к Джованни Беллини, третий этап – мастерская Джорджоне. Творчество, период Джорджоневский, во многом связано с Джорджоне. Более темпераментный.

Десятые  годы шестнадцатого века – первые портреты. Портрет «Ариосто». Тициановские мадонны: «Мадонна с вишнями», «Цыганская Мадонна». В 1515 году для церкви Санта-Мария Глориаза Деи Фрари создаёт «Вознесение Марии» (Ассунта), – гимн во славу жизни. Картина станковая, явление монументального полотна, пафос и динамика монументальных композиций. Микеланджело, только он может сравниться! Для вакханалий Тициана: «Праздник Венеры», – прославление жизни, праздник плоти. Образы полные обострённого ощущения красоты жизни, трепетной чувственности. В эти же годы: «Любовь земная и небесная» (1515-16), – многогранность восприятия жизни, безмятежная ясность.

Двадцатые годы работает в области портрета. «Юноша с печаткой» (1520). Знакомится с Карлом V. Испания хозяйка Мира. Италия окончательно потеряла независимость. Сближение. Он много создаёт работ для Филиппа II  и Карла V. Более суровый и твердый взгляд на жизнь. Портрет Карла V (на коне с копьем). Герой корыстолюбивый, размышляющий. Беспощадно правдив в понимании человеческих характеров. Тридцатые и сороковые годы. Портрет «Ипполито Риминальди» (1548). Сродни с Гамлетом Шекспировским. Рефлексия, разлад с жизнью, своеобразный этический поединок благородства: трагическое одиночество и духовная стойкость. Религиозная тема, драматические сюжеты:  «Кающаяся Мария Магдалина» (1560), «Коронование терновым венцом» (1570), «Се человек», «Св. Себастьян». К античным темам: «Пастух и Нимфа». Меняется техника, темнее становятся картины, напряженней, драматичней строй. Фактура полотна очень подвижна, техника сродни второй половине девятнадцатого века, полнее выражает жизнь. Шестидесятые годы – Тициановский «Автопортрет». Жизнь усложнилась, но не потеряна.

С угасанием эпохи Возрождения в Италии, – творчество живописцев Венецианской художественной школы позднего Возрождения – Веронезе (Кальяри), Паоло (1528, Верона – 19.04.1588, Венеция) и Тинторетто (Робусти), Якопо (29.09.1518, Венеция – 19.04.1594, там же), учился живописи у Тициана. Следует полагать, что Веронезе также был учеником Тициана.

В картинах Веронезе обособленная композиционная изысканность серебристого колорита. «Весна» (девушка на облаке), «Оплакивание Христа» (их трое). Он будто старается внести очищение серебристыми тонами, уповая на светлое будущее. Творчество Веронезе можно охарактеризовать его же изречениями: «Наиболее ценные свойства в художнике – искренность и скромность. Заниматься  живописью, не имея врожденного таланта, то же, что бросать семя в волны». В картине «Брак в Кане» –  изобразил себя, Тинторетто, Бассано (живописец, их современник) и Тициана музицирующими. В руках Тициана – басовая виола… Музыка занимала в их творчестве не последнее место.

Творчество Тинторетто… В его полотнах дышит взволнованное искательство, насыщенное динамикой, контрастами света и тени. Повышенная одухотворенность образов. «Распятие» (один уже, второй, – ещё, третий только лёг на крест), «Тайная вечеря» (стол не так), «Происхождение млечного пути» (искры от груди), «Автопортрет»… Творчеством Тинторетто (1594 год), завершается эпоха Возрождения в Италии…

Ренессанс. Ранее, Среднее, Высокое, Позднее... Время дышало! Искусство эпохи Возрождения, истоки и смысл, таится в более древнем. Идя вперёд, не забывали опыт прошлого. Было, у кого учиться! Античный мир, – мудрость и знание. Многие ваятели древнего, владели и берегли своим творчеством знания об истинном значении вибраций цвета и форм в созидательном плане физического Мира Природы. Художники, архитекторы, скульпторы, – творцы Итальянского Возрождения, стремились осмыслить и возродить утраченное звучание тонких энергий красок, камня и форм. Их действительным резонирующим Вселенским свойством. Оплодотворение вероятного – всегда совершается путём скрещения идеи с опытом. Особое свойство любой творческой мысли…

Эпоха Возрождения в Италии уходит вместе с плеядой одарённых и талантливых  художников, завершается с окончанием шестнадцатого века, но путь не окончен. Северное Возрождение. Развитие городов, стремление остановиться, – сродни природе Итальянского Возрождения. Искусство Ренессанса складывается в XV веке, расцветает и достигает зенита. Гуманизм; взамен теологии. Наследие античного. Все, что окружает человека – Венец Творения! Леонардо да Винчи в поисках научного обоснования художественного творчества, сделал замечательный вывод: «Живопись спорит и соревнуется с природой!». И, наверняка, говоря это – имел в виду и скульптуру и архитектуру, и вообще любой творческий процесс – где у человека проявляется дар, именуемый удивительным словом в русском языке, – Вдохновение! Любое творчество – это выход на сцену созданную Высшим Творцом, с благоговейным трепетом, чувством восторга и обостренного ощущения материальности цифр, слов, цвета, форм и звуков, – облаченных в энергии Вдохновения.  А истинное Творчество – это блистательный танец в неведомых пространствах космизма своей души; с преодолением, с опасностью; огорчением и радостью. Танец с неведомым и необъятным, но животворящим. Творческая элита эпохи Итальянского Возрождения, чувствуя интуитивно, что энергетика их творчества работает наравне с энергиями Природы, оглядывалась назад, разглядывала настоящее и пыталась проникнуть в глубокое будущее. В своем творчестве каким-то особенным образом видели и прошлое, настоящее и будущее, отображая его на своих полотнах. И зачастую почти фантастические видения. Удивительные бытовые, религиозные и мифологические сюжеты, персонажи, – срисовывание с прошлого действующего… Явно существующего и почувствованного. Способность художника достоверно в тончайших деталях изобразить удивление, озарение, – особенное фотографическое свойство настоящей творческой художественной мысли. И, что самое удивительное – тема, объединяющая почти всех художников эпохи  Возрождения – тема Мадонн и персональное виденье каждого… Тема Мадонн, обожествление женского образа, – виденье почти всех одаренных Детей эпохи Возрождения. Мадонны Джотто, Мадонны Боттичелли, Мадонны Леонардо да Винчи; Мадонны Микеланджело, Мадонны Рафаэля, Мадонны Джованни Беллини, Мадонны Джорджоне, Мадонны Тициана, Мадонны Веронезе…
            Художники эпохи Возрождения – работая с энергиями земных красок и  энергиями «тонкого»…
             
                ***

                –   Бог, Бог! – взывал я в полуясном беге,
                –   Бог, Бог! – взывал к Тебе, взывал,
                –   Бог, Бог! – парил на невесомом бреге,
                –   Бог, Бог! – потоки я потоками считал,
                –   Бог, Бог! – парил и чувствовал паренье,
                –   Бог, Бог! – мы в приземленье! бег-бег,
                –   Бог, Бог!.. – я не единожды повторял
                Трассируя, вибрируя, скользя…

                С Природой Матушкой дружил!
                И как во сне купался в грёзах –
                На утренней заре травой любви
                По-детски во Вселенских росах…


Полная версия «Грамматические сферы "Тайна"» http://www.proza.ru/2013/11/26/1205


Рецензии
На это произведение написано 46 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.