Кто верен был в малом...

   «Я бы сказал так: русская литература, даже при всех своих взлетах, христианских, мистических, пророческих, проглядела русского священника, а Чехов не проглядел.
Есть в этой области заслуги у Лескова, конечно, но подать русское духовенство с той глубиной, с которой явил нам его Чехов, — этого в русской культуре просто нигде ни в каком другом месте нет.»
   Эти слова из доклада протоиерея Александра Шмемана мне очень близки. Чехов не был верующим человеком, он был агностиком, но сила его художественного дара феноменальна. Но я бы не стала об этом говорить, если бы не очень интересное наблюдение о.Александра:

   «Мой предмет в богословии — литургика. Когда-то я забавлялся тем, что ставил отметки по литургике русским писателям, проверяя их знания. Ведь у каждого проглядывает то молебен, то панихида, то свадьба, то еще что-нибудь. И, увы, этот экзамен мало кто из русских писателей выдержал. Пушкин написал о том молебне, который, зевая, слушают люди в Троицын день, забыв, что это не молебен, а вечерня. Для литургиста это невыносимая ересь, и Пушкин проваливается. Тургенев миропомазал Базарова на смертном одре. Лев Толстой употребил кадило на свадьбе Левина (хотя оно в требнике стоит, но давным-давно бытом вытеснено, потому что напоминает похороны, как известно). И так далее. Я могу продолжить. И есть только один человек, который получает, не претендуя на большую веру, круглую пятерку по литургике, — это Чехов. Он ни разу нигде не ошибся.»

   Не сомневаюсь, что это взаимосвязано.


Рецензии
Здравствуйте, Христина!

Как всегда отдохнул и подзарядил "душевные батарейки" на вашей странице. Спасибо.

Да, по-моему. Чехова никто из русских писателей не превзошел. Вот уж чистый писательский гений со всеми вытекающими из этого качества последствиями.

Рад был снова побывать у вас в гостях.

Удачи.

Александр Доков   10.08.2015 15:12     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр!
Для меня Чехов самый любимый.

Христина Либенсон   10.08.2015 18:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.