История любви

В гостях у Нурсии апа Яруллиной.
История любви.
В 2006 году Фанис Яруллин написал поэму «Нурсия», посвященную своей жене, в которой рассказывает о своей любви к ней. Начинается поэма следующими строками: «В небе летят две птицы, впереди у них еще столько весен и холодных зим. Не поломают ли им крылья ветры, не опалят ли огненные молнии? Посмотришь с виду – простые птицы, но как высок их полет!»

В прошлом году в газетах «Альмет таннары» и «Знамя труда» были опубликованы мои публикации о переписке Фаниса Яруллина и моего отца Рафаила Тухватуллина.  Я позвонил Нурсие апа и попросил разрешения зайти к ней, чтобы передать газеты. Она обрадовалась и моему звонку, и известию о том, что в Альметьевске вышли публикации о Фанисе Яруллине.
Подходя к дому, где жил Народный поэт Татарстана, лауреат премий им. Г.Тукая и М.Джалиля Фанис Яруллин, я обратил внимание, что на доме напротив  висит мемориальная доска с именем композитора Фарита Яруллина. Мемориальной доски с именем Фаниса Яруллина пока нет. Когда заходил в подъезд и поднимался на второй этаж, невольно подумал, как же тяжело было Нурсие апа и ее племяннице Савие выносить на руках Фаниса Яруллина, чтобы вывезти его на дачу или в родную деревню Кызыл яр. Ни пандуса, ни лифта в доме нет.
Нурсия апа оказалась худощавой пожилой женщиной с доброй улыбкой и большими глазами с уставшим, немного строгим, одновременно светлым взглядом и тихим мягким голосом. Она очень приветливо встретила меня и пригласила в комнату, где лежал, работал, принимал многочисленных гостей, отвечал на телефонные звонки Фанис Яруллин. Она сказала, что всегда покупала книги Рафаила Тухватуллина и приносила Фанису Яруллину, и он с удовольствием их читал.
Нурсия апа разрешила мне фотографировать ее, убранство комнаты, и согласилась сфотографироваться со мной. Первое, что бросилось в глаза – на стене возле кровати висит большой ковер, на котором закреплены вышитые платочки. Эти платочки вышивали своими руками девушки, и дарили Фанису абый. Нурсия апа с некоторой ревностью рассказала, что Фанис абый очень любил девушек и радовался, когда они приходили. Он даже полушутя ей говорил: «Ты иди-ка на кухню, приготовь чай», а сам обнимал пришедших к ней девушек.
Еще я обратил внимание на большое зеркало, закрепленное на противоположной стене под потолком под таким углом, чтобы Фанис абый в зеркале видел уголок двора. Это зеркало – как окошко во внешний мир. Еще Нурсия апа сказала, что в прежней их двухкомнатной квартире Фанис абый видел больше, так как окон там было два, и обзор с верхнего этажа был больше. А эту трехкомнатную квартиру с высокими потолками в центре Казани им дали после посещения Зили Валеевой.
Видел я и подставку, на которой Фанис абый лежа писал свои произведения.
Я сказал Нурсие апа, что скоро состоится литературный вечер под названием «Истории любви татарских писателей», который организует внучка Абдрахмана Абсалямова – Альбина Абсалямова, и попросил рассказать об истории их любви. Нурсия апа вначале немного замкнулась, а через некоторое время воскликнула: «Я же любила Фаниса, Рустам!» и рассказала, как они познакомились. Это было в 1962-м году. Нурсия апа работала в то время бетонщицей в бригаде. Работа была тяжелой, заработок маленький. Вечером она училась в вечерней школе. Молодой Фанис в это время лежал в больнице в Казани и к нему приходили преподавать учителя этой же вечерней школы рабочей молодежи №18. И  учительница Виктория Михайловна Зайцева ругала девушек в школе: - вот вы плохо учитесь, не стараетесь, а в больнице лежит парень, учится на одни пятерки, берите с него пример. Однажды Виктория Михайловна заболела и  попала в ту же больницу, где лежал молодой Фанис. Нурсия решила посетить учительницу, а заодно и взглянуть на Фаниса. Она подговорила подругу по бригаде и они пошли. Как сейчас помнит Нурсия апа, она купила два огурца как гостинец учительнице. Когда пришли в больницу, оказалось, что к Фанису большая очередь, и дежурная ругалась, что отбоя от посетителей к нему нет. Нурсия в тот день посетила учительницу, к Фанису она не попала. Ей уже было интересно, какой же там лежит парень, к которому такой интерес посетителей. И вскоре она с подругой опять пошла в больницу. Опять много посетителей, дежурная не пускает, тем более без халата, а свободных дежурных халатов нет. Но тут вышел молодой парень по имени Зиннур из Чистополя, который оказался соседом Фаниса по палате. Он их по очереди  тайком провел в палату к Фанису, завернув их в простыню вместо халата. Там они познакомились с Фанисом, в тот день они были последними посетителями, кроме  них в палату зашел только брат Фаниса.  На этом Нурсия апа ненадолго примолкла и начала разговаривать на другую тему. Я осторожно спросил ее, что же было дальше. Она сказала, что они дальше знакомились с шутками и смехом (шаярышып колешеп). Журналист и писатель Марс Шабаев так написал о них в журнале «Казан утлары» в 1998 году: «Отдельно надо рассказать об ангеле и подруге жизни Нурсие. И у Нурсии каждый день, каждая ночь требуют такого же героизма, большого сердца, как и у Фаниса.
Как я уже говорил, возле Фаниса было много молодежи и особенно – девушек. Среди них – Нурсия. Худощавая, подвижная красивая девушка… Стройная девушка. Почти каждый раз, когда я приходил к Фанису, видел возле него Нурсию. Они уже могли объясняться взглядами… Привыкнув к друг другу, объяснившись в любви, Нурсия несколько лет жила возле Фаниса. Эти годы были годами испытаний для них обоих…
О свадьбе Фаниса и Нурсии сообщила газета «Молодежь Татарстана». Там же была напечатана их очень красивая фотография. И вот Нурсия все время рядом с Фанисом. Она стала равной Фанису по силе духа и силе воли. Судьба не ошиблась, соединив их вместе. Нурсия – вдохновение Фаниса.Если бы ее не было, достиг бы писатель Фанис Яруллин таких высот в литературе? Нурсия, эта худенькая девушка, вывела Фаниса из тесной комнаты в широкий мир. Она выучилась и получила водительские права. И машину приобрели. Появилась возможность ездить в родную деревню, к друзьям-знакомым. И сад-огород взяли, домик построили. Фанис может теперь отдыхать и писать в своем саду. На основе впечатлений от приобретения машины Фанис написал смешную комедию «Вон идет автомобиль», ее с удовольствием смотрят зрители. Спасибо тебе за самоотверженность и преданность, Нурсия!»
Дальше Нурсия апа рассказала мне несколько интересных подробностей и историй их совместной жизни. 
Как-то в гости к Яруллиным пришли четыре девушки – студентки, будущие журналистки. Нурсия апа поставила в духовку большой бялеш, а на столе были колбаса, хлеб т.п. Разговор получился очень интересным, пили чай, ели колбасу, смеялись, шутили. Потом девушки ушли. И только потом Яруллины вспомнили про бялеш в духовке. Позвонили девушкам, уговорили их прийти снова, и на следующий день ели бялеш, опять разговаривали, смеялись, шутили. Нурсия апа говорит, что Фанис любил есть только свежеприготовленную еду, вчерашнюю еду ел только тогда, когда не было времени или возможности сварить обед, а также хорошо разбирался в выпечке. Даже, когда приезжали в гости к родственникам в деревню, полушутя ворчал: «две коровы держите, а масло в тесто пожалели».
Чтобы возить Фаниса на дачу, или в деревню к родственникам, Нурсия апа выучилась водить автомобиль, выносила его из дома на руках. Но водить машину она не любила. Позже ее племянница  Савия тоже получила водительские права, она любила автомобиль и ей нравилось за рулем. И если они были втроем и Нурсия апа по привычке садилась за руль, Фанис абый прогонял ее на заднее сидение, говорил, что ты машину не любишь, что у Савии лучше получается. Нурсия апа с удовольствием подчинялась и отдыхала на заднем сидении.
Фанис абый очень любил свою Нурсию и переживал, что доставляет ей столько испытаний и страданий. Приведу несколько выдержек из его дневниковых записей, опубликованных в журнале «Казан утлары»:
«… Когда не было телефона в квартире, я чуть не погиб, оставшись 3 – 4 раза в подобной ситуации. Один раз, когда мы жили на ул. Волгоградской, на плите осталась кастрюля с варившимся супом. Нурсия пошла то ли за молоком, то ли за маслом. А в советское время за всем были очереди, и она забыла о супе. Когда она вернулась, вся квартира в дыму, я лежу на полу. Весь ободранный, окровавленный. Будто грудью закрыл вражескую амбразуру. Нурсия сразу подняла меня, положила на кровать и заплакала. В другой раз я скатился с кровати и дополз до кухни. Рядом со мной  постоянно лежала длинная палка, которой я включал телевизор, вот этой палкой я и сбил с плиты дымящуюся кастрюлю. Никому не могу позвонить, телефона нет. Мы 15 лет мучились без телефона. Если бы я тогда погиб, задохнувшись в дыму, Нурсию обвинили бы. Ладно еще в то время не было пультов дистанционного управления телевизорами. Длинная палка - советский «пульт» - спасла меня от смерти.
27 декабря 1984 г. У Нурсии тоже проблемы со здоровьем, на днях она заплакала от болей в ногах… И у нее, после хождения пешком начинаются боли в почках. Бандаж уже носит. Ей постоянно приходится носить тяжести, меня ведь по частям не поднимешь. Вон телевизор понесла на ремонт, назад надо принести.
29 января 1985 г. Нурсия сегодня пошла в больницу. И она постоянно прибаливает. То позвоночник болит, то ноги. Про почки и не говорю…
1 февраля. Нурсии дали направление лечь в больницу. Сказали, как бы не выявилась язва желудка… Позвонил родственнику Баяну, чтобы сообщили маме. Когда приедет, кто ее привезет? Что я буду делать, если Нурсия серъезно заболеет? Бог знает. За мной ведь просто посторонний человек ухаживать не может…
8 февраля. С разных сторон бьет судьба. Не приближается ли финиш? Ладно, если финиш не будет мучительным. Нурсия почти каждый день звонит из больницы. У нее в больнице поднялось давление, и нервы сильно расшатались. Ей сказали, что боли в желудке тоже от нервов. Конечно, у нее нервы не в порядке, она сильно переживает за каждые мелкие неурядицы в моей жизни.
12 марта. Нурсия все еще в больнице.Очень тоскую. Выйдет ли живой? Пишу повесть «Разбойник». Довольно хорошо пишется. За дневник браться времени нет. Пришлось несколько дней и приболеть.
25 марта. 21 марта Нурсия выписалась из больницы. 19 марта закончил повесть. Нурсия начала печатать на машинке. Завтра мама уезжает. Дни стоят красивые.
10.05.1994г. В последнее время у Нурсии состояние не очень хорошее. Жалуется на боли в позвоночнике. Меня поднимает с трудом. До этого не жаловалась, что ей тяжело меня поднимать. И работы у нее много. Сад, машина, я, и вдобавок к этому вся домашняя работа. Плюс надо напечатать на машинке мои произведения, отнести их в редакции, в издательства, и вдобавок ко всему она переживает за судьбу каждого моего произведения даже больше меня.  Вот и стареем. И ей в этом году будет 55 лет. Какая у нее будет пенсия? И об этом беспокоится. Дело не только в деньгах , она ведь все время на посту. Ей нет отдыха ни днем, ни ночью. Я уж не говорю о праздниках. В праздники ей угощать многочисленных гостей, потом уборка в квартире. В таком режиме никто не смог бы работать. Только Нурсия выдерживает, она одна на этом свете.
22 августа 2001г. Эта бессонница мучает меня и в Бавлах. И в десять ложимся, и в двенадцать, все равно в половине четвертого просыпаюсь. И когда был здоровым, со сном были проблемы. До двенадцати часов бегал за девушками. Придя домой, сразу не мог уснуть, долго ворочался. Мне говорили: «Наверное, днем удается поспать». Но днем я буду спать, наверное, только после смерти. И в Армии я тоже плохо спал. Этой своей бессонницей я мучаю Нурсию. Если бы я мог тихонько лежать без сна, она бы так не мучилась. Меня ведь надо постоянно переворачивать с одного бока на другой. Кроме этого, как проснусь, меня надо умыть, накормить, напоить. Ах, эта бессонница и меня обессиливает.
28 июня 2002г. Этой своей бессонницей я Нурсию, наверное, преждевременно сведу в могилу. Сегодня тоже проснулся в три часа. Попросив сварить кофе, выпил чашечку. Нурсия хоть и легла снова, но под мое шуршание бумагами толком она не сможет спать.
25 августа 2009г.. Нурсия с 18-го августа лежит в больнице. Жаловалась на боли в животе. Врач запретил ей поднимать тяжести. Все врачи запрещают ей поднимать тяжести. Как не будет поднимать? Вместе со мной она ведь несет на себе весь наш мир. Сердце, почки, желудок, вены, короче – весь организм у нее не в порядке. Бог дает ей жизнь только для того, чтобы ухаживать за мной. Видимо, бог взвалил на нее меня как жизненный долг.
28 октябрь 2009г.. Нурсия в больнице, без нее в доме не хватает света, теплоты. На душе пустота. Хотя и Савия хорошо ухаживает за мной. За долгую жизнь любовь, наверное, проходит, но есть другие чувства, связывающие людей. Мы им еще и названия не придумали. Мы говорим «привыкание», «совместные горести». Но только они не заменяют слово «любовь».
В поэме «Нурсия» Фанис абый пишет:
«Сколько стихов я тебе посвятил, в мыслях тысячи раз облетел землю, но не нашел слов, чтобы рассказать о богатстве твоей души. Сколько я не старался, не помещается в стихах твоя душа. Даже сейчас я ищу слова, чтобы сказать тебе о своей любви».
Я попросил Нурсию апа показать инвалидную коляску Фаниса абый. Мы прошли в соседнюю комнату, где стояла коляска. В этой комнате возле окна в кадках росли два больших комнатных цветка, листья которых немного начали желтеть и засыхать. Нурсия апа, погладив руками эти листья, сказала, что когда Фаниса не стало, листья начали засыхать. Она и удобряла, и землю меняла, все равно желтеют.
В поэме «Нурсия» есть строчки:
«Если наша любовь будет огнем, огонь будет гореть вечно. Если наша любовь будет цветком, цветок никогда не завянет». Любовь к своему Фанису в сердце Нурсии апа не погасла и не увяла.
Рядом с цветками на кожаном кресле стоит прислоненный к спинке кресла большой поясной фотопортрет Фаниса Яруллина, на котором улыбающийся Фанис абый проводит рукой по своим волосам. Проходя мимо портрета, Нурсия апа провела ладонью по волосам Фаниса абый на портрете. «Вот так каждый день глажу Фаниса по волосам, не знаю, может и нельзя. Я тоскую по нему». Меня очень тронул этот эпизод и я попросил разрешения сфотографировать ее. Она еще раз провела рукой по волосам Фаниса абый и я сфотографировал. Всю свою взрослую жизнь Нурсия апа посвятила своему мужу Фанису Яруллину, помогала ему в творчестве, хлопотала по редакциям и по издательствам, часто приходила в слезах, и сейчас у нее поврежден позвоночник, язва желудка от частых нервных переживаний и много других болячек, она много времени проводит в больницах и поликлиниках. Сейчас она скучает по своему Фанису, занимается организацией юбилейного вечера Фаниса Яруллина.
Заканчивается поэма «Нурсия» следующими строками:
«Ты давно превратилась в песни. Ты памятник, сложенный из песен».
Когда я еще раз пришел к ней в гости, Нурсия апа сказала, что в Бавлах собираются поставить в этом юбилейном году памятник Фанису Яруллину, и что ей принесли на согласование эскизы будущего памятника. Я раньше, когда представлял себе будущий памятник Фанису абый, всегда представлял себе, что рядом с ним будет стоять Нурсия апа. Поэтому и попросил показать мне эти эскизы. И на эскизах действительно Фанис и Нурсия Яруллины вместе. Они всю жизнь были вместе, и в памяти народа останутся вместе как пример жизненной стойкости, любви, человеческого духа.


Рецензии