прп. Пётр ордынский

Преподобный Пётр ордынский
РОСТОВСКИЙ ЧУДОТВОРЕЦ
(память 30 июня/13 июля н.ст.  и 5 июня н.ст.)

(+ 1290 г.)

     В 13 веке во времена татаро-монголького ига, епископ ростовский Кирилл отправился в Золотую Орду к хану Берке просить на храм святой Богородицы. От него хан услышал рассказ о епископе Леонтии, родом греке, который крестил Ростов в православную веру, получив на то благословение патриарха и князей русских, а еще раньше – благословение от греческого царя, от патриарха и от вселенского собора. Рассказал епископ Кирилл и о чудесах, которые доныне совершаются от мощей святого Леонтия у его гробницы. И много проповедовал епископ Кирилл евангельское учение. Хан Берке охотно слушал эти поучения, полюбил епископа Кирилла, пожаловал ему все, чего тот просил, и отпустил его домой. Напомню здесь, что по повелению хана Берке ярославские князья после смерти епископа Кирилла ежегодно присылали дары на украшение его гробницы.
В то время заболел единственный сын хана. От врачей не было никакой пользы, и тогда хан послал за ростовским епископом, обещая ему богатые дары, прося вылечить сына. Епископ велел служить молебны о здоровье больного по всем ростовским церквам, а сам освятил воду и отправился в Орду; там, окропив святой водой ханского сына, исцелил его. Обрадовался хан Берке, и весь дом его, и вся Орда его, и приказал каждый год посылать дары в Ростов на храм святой Богородицы.
     В награду за это епископу Ростовскому Кириллу также были даны богатые дары и ярлык, по которому ежегодная дань с ростовских князей должна была идти «в дом Пресвятыя Богородицы».
     Один молодой татарский князь, племянник хана Берке, правнук Чингисхана, находившийся всегда в свите хана, слушал поучения епископа Кирилла и был взволнован ими до слез. Он убегал в степь, чтобы наедине размышлять о слышанном, и думал так: «Наши ханы веруют в солнце и месяц, в звезды и огонь. А где же истинный Бог?» Он рассуждал так же, как когда-то праотец Авраам. Но тот был потомком благословенного рода, а этот юноша – благородный отпрыск злого племени. Решил он уехать из Орды вместе с епископом, посмотреть храмы Русской земли, увидеть чудеса, производимые святыми. «Ведь в наших краях не бывает чудес от солнца, от месяца, от звезд или от огня», – говорил он. В то время отца у него уже не было, а овдовевшая мать распоряжалась всеми богатствами их дома. Узнав о замысле сына, мать залилась слезами; она показала ему отцовские сокровища, чтобы отвлечь его от страшного намерения. А он роздал эти богатства бедным татарам, много сокровищ отдал епископу Кириллу. Он скрылся от своих близких, снискав тем Божию благодать еще раньше, чем принял крещение. Так древний Мельхиседек, царский сын, убежав из дворца, стал священником. О таких сказано в Евангелии: «Многие из первых станут последними, а из последних станут первыми».
Еще на пути из Орды царевич рассказал о себе следующее. "После первого посещения Орды тобой и по отшествии твоем мысль о вере христианской не давала мне покою ни днем, ни ночью. Она всюду преследовала меня, и даже в уединенных прогулках я более всего размышлял о суете мира и о поклонении солнцу, которое, по словам твоим, есть творение Бога иного. В одну ночь я увидел дивный сон: мне представилось великое поле, беспредельная даль которого озарена была каким-то дивным светом. Там я ходил среди многочисленного народа, мечтая о христианской вере. Вдруг вижу: вдали появилось стремящееся на меня страшное чудовище на четырех лапах и о семи головах, каждая из которых' пожирала мгновенно человека и не была сытой, и снова начинала пожирать находящихся тут людей. Много из народа того разбежалось в разные стороны для своего спасения. Только я один оставался уже на том поле. И вот чудовище спешит ко мне. Смерть кажется мне неизбежной. Помощи к спасению нет мне ниотколе, сердце мое в груди замерло. Страшные пасти чудовища, полные смертельных серповидных зубов, разверзлись так, что им оставалось только поглотить меня с головой и  ногами. Вдруг пришли мне на память имена святых апостолов Петра и Павла, которые часто повторял ты в своей беседе с ханом. Тут я ради спасения своего закричал: "Святые апостолы Петр и Павел, помогите мне!" И тотчас от этих слов чудовище стало неподвижным. Вдруг с восточной стороны я увидел двух идущих ко мне благолепных мужей в одеждах блестящих, осиянных дивным светом. Один из них имел в руке своей ключи, а другой - меч. При виде их чудовище встало смирно с поникшей головой, хотело бежать вспять, но не могло: взгляд одного из апостолов остановил его. А тот, что был с мечом в руке, стал им отсекать головы чудовищу одну за одной. Отсекая последнюю голову, он сказал чудовищу: "Это друг наш, а ты хотел пожрать его!" Тогда я, избавленный от чудовища, спросил их: "Кто вы?" - "Мы - слуги христианского Бога, в которого верует Кирилл и о котором проповедуют друзья Кирилловы, - отвечали оба мужа. - А имена наши - Петр и Павел!" Сказав это, они стали невидимыми, и тут я пробудился ото сна.

В непродолжительном времени после этого сна хан собрался на охоту, на которую был взят и я. И там, при истоке одной большой реки, окруженной со всех сторон высокими горами, стремнинами и великими ущельями, на поляне, замкнутой со всех сторон дремучим лесом, остановился хан, остановилась с ним и вся свита его. Здесь искони веков было обиталище различных лютых зверей. Здесь, доколе чинились нужные к ханской охоте приготовления, я улучил свободное время для своей любимой "охоты", т.е. размышления над твоими словами, касающимися христианского учения. Обуреваемый такими мыслями, я удалился далеко от ханской ставки в дремучий лес и там в глубокой думе шел все дальше вглубь, куда мои глаза глядят, и нечаянно нашел на пещеру, где было логовище семьи лютых зверей. Почуяв мой приход, звери страшно заревели и с яростью устремились оттоле на меня с разверстыми пастями и огненными взорами, намереваясь растерзать меня. Сердце мое замерло при виде такой опасности уже не во сне, а наяву. Не ожидая себе спасения ниоткуда, не надеясь на скорую помощь пророка, я опять вспомнил будто во сне друзей твоих, о Кирилл, которых уже однажды видел, и теперь только успел проговорить: "Друзья Кирилловы, апостолы Петр и Павел, помогите мне!" Слова эти как громом поразили зверей. Они все остановились на одном месте и стояли неподвижно. Видя это, я пришел в немалое удивление, недоумевая, как одни имена друзей твоих остановили стремление лютых зверей напасть на меня и укротили их ярость. Я не знал, что мне делать, как удалиться от лютых зверей. Находясь в таком недоумении, я вдруг увидел не во сне, а наяву идущих ко мне друзей твоих. Подойдя близко ко мне, они спросили: "Зачем ты позвал нас?" Я рассказал им, что побудило меня позвать их, показав им рукою на стоявших тут же зверей. Здесь старший из друзей твоих, имеющий ключи, оборотясь к зверям, сказал: "Это друг наш! Не прикасайтесь к нему. Идите все в свое логовище и будьте там, доколе здесь охотится хан. Логовище ваше от них будет скрыто". Звери по слову его, как овцы, тихо и кротко пошли в свою пещеру. Когда звери удалились, то говоривший с ними сказал мне: "Если хочешь быть нашим другом, то приходи с Кириллом на Русь и ожерелье жемчужное принеси туда же. Там мы еще с тобой увидимся". После этого апостолы показали мне дорогу к ханскому лагерю и вдруг стали невидимыми. Я пошел по указанной дороге и вскоре повстречался с ханскими людьми, посланными отыскать меня.
Прошло немного времени. Однажды в столице ханской Сарае были устроены дивные игрища. Скоморохи и лицедеи перед лицом хана делали дивные дела. В числе зрителей был тут и главный блюститель ханских сокровищ, вельможа и князь, по имени Узбек, с малолетней дочерью своей. Вдруг княжна по неосторожности оступилась и упала с крутоярого берега в глубокий омут Волги. Она сразу же стала тонуть, однако охотников к спасению даже за великие дары не оказалось. Тут я, стоявший ближе всех к князю, видя гибель его дочери, стремглав бросился в воду ради ее спасения. На самой быстрине я ухватил красавицу за волосы и вытащил из воды. Обещанную Узбеком награду за спасение дочери я отвергнул. Тут князь Узбек снял с шеи дочери жемчужное ожерелье и протянул его мне со следующими словами: "О, царевич Даир! Прими на память ради самоотвержения твоего и спасения погибающей!" Я это ожерелье принял и стал сам носить его. Красота спасенной дочери Узбековой не изгладилась из памяти моей, что бы я ни делал, куда бы ни ходил. Хотя после этого я уже не видал ни князя, ни его дочери, потому что князь Узбек был послан со своим семейством в Ростов главным баскаком и там остался жить в подаренном ему князем Глебом Васильковичем тереме. Тот терем стоял за Сохатским болотом и позднее был дан им в приданое за своей дочерью".
    Приехал он в Ростов, в 1253 году, увидел храм великолепный в своих золотых и жемчужных украшениях, сверкающий драгоценностями, как невеста. Услышал церковное пение, подобное хору ангельскому. В те времена в храме Богородицы левый клирос пел по гречески, а правый по русски.
      После церковной службы юный татарский княжич, воспламенился верой: огонь был в его сердце, свет луны в мыслях, солнце засияло в душе. Он упал к ногам епископа и сказал: «О праведник Божий, я размышлял о вере моих родителей и моего государя – о солнце, луне и огне, я понял, что это сотворено Богом, что ваша вера правая и благая, что ваш Бог истинный. Прошу тебя, дай мне святое крещение!»
      Епископ с почетом выслушал его, беседовал с ним, велел ждать: он еще подумает о желании юного княжича.
      Епископ передал его на руки сроднице его, княгине Феодоре Татарке, супруге князя Глеба Васильковича, у которого тот в тереме и поселился жить. От нее и от епископа, Даир Кайдагул стал учиться христианской вере.

      Вскоре после этого умер хан Берке, в Орде началась смута, и там забыли о племяннике умершего хана. Тогда владыка крестил юношу и назвал его Петром. Долго жил княжич Петр у епископа, учась христианской вере. Скончался владыка Кирилл, похоронили его с почестями, вечная ему память. На епископский престол в Ростове вступил владыка Игнатий. Он принялся перестраивать собор Богородицы, крышу перекрыл оловянными плитами, а полы – мраморными. Потом епископ Игнатий отправился в Орду за дарами для своей епархии. А Петр, княжич татарский, день и ночь молился и соблюдал пост, как научил его епископ Кирилл.
Прошло немало времени. Даир Кайдагул, ныне царевич Петр, жил благополучно в Ростове и забавлялся охотою. Его любимая охота, была соколиная тешь. В одно время находился он со своими соколами близ речки Гды и ее устья, на тихих заводях Ростовского озера, на Нечаевом мысу, в Черном Левском плаву, в Наволочной трети и в Базановом броду. Неожиданно он увидал на последнем броду дивной красоты юную охотницу, тоже пришедшую сюда со своими соколами. Петр, видя, что это место занято, пошел было охотиться на Черный Левский плав, но в какое он пришел тут удивление, когда чудная эта охотница с зардевшимся от румянца лицом подошла к нему, победив свою девичью застенчивость, и назвала его своим спасителем.

     Удивленный таким поступком красавицы, царевич долго стоял безгласен и смотрел на стоящую перед ним девушку. Он едва мог собраться с мыслями, чтобы ответить: "Прекрасная дева! Ты, вероятно, ошиблась и принимаешь меня за кого-нибудь другого. Я никогда не был твоим спасителем, хотя, может быть, и мечтал бы им быть". - "Истинная моя благодарность никогда не может ошибиться. Тобою я спасена от смерти, за что моя беспредельная благодарность к тебе останется на веки вечные! Ты - мой спаситель!" Удивленный этим царевич попросил незнакомку пояснить свои слова, требуя назвать тот подвиг, который он совершил, спасая ее. Тут юная охотница пришла в такое состояние, что стала свободно и бойко говорить с ним, как со старым знакомым. "Знаешь, - резко сказала она, - это мое ожерелье, которое я вижу на тебе! Откуда оно у тебя? Не в Золотой ли Орде на берегу реки Волги получил ты его из княжеских рук? Вспомни спасенную тобою дочь князя Узбека, которую теперь судьба привела на встречу с тобой, чтобы лично поблагодарить своего спасителя! Теперь я вижу взятое тобою на память жемчужное ожерелье на тебе, моем спасителе, и недоумеваю, как, каким образом спаситель мой оказался на соколиной теши возле меня?" Теперь царевич вспомнил уже было забытое им событие. Спасенная им малолетка подросла и пленила его теперь своей красотой и девичьей скромностью. Он скрыл свое настоящее происхождение, назвав себя слугой князя Глеба Ростовского, с которым он там и был и оттоле приехал с ним сюда. "Это ожерелье, - добавил он, - теперь я с великой радостью возвращу том, кто украшался им прежде". Незнакомка не хотела принимать от него ожерелье, но царевич настоял на своем и сам надел на нее ожерелье и условился с нею, когда им одновременно быть на охоте на Нечаевом мысу.
     Соколиная охота на Нечаевом мысу была причиною тому, что царевич избавленную им от смерти красавицу позже избрал себе в супруги.

     Как то выехал царевич на соколиную охоту в леса, что вокруг Ростовского озера. Раз, утомленный охотой, помолившись, как обычно, он уснул. Был поздний вечер, совсем стемнело, – тут явились ему два человека, лица их светились как два солнца; они разбудили княжича и сказали:
– Друг Петр, щедрая милостыня твоя и молитвы твои дошли до Бога.
    Разве не чудо, язычник роздал все богатства, а приняв веру христианскую ,услышан милостивым Господом. Так же в древности Евстафий Плакида щедро подавал милостыню, когда еще был язычником, а приняв христианство, вознагражден был за подвиги и при жизни, как Петр, и после смерти царством небесным. Сказал об этой милости Божьей сам Христос так: «За одну денежку продаете вы пять этих птичек, но ни одна из них не забыта Богом». За щедрые подаяния татарского княжича бедным услышал Бог молитвы его после крещения. Проснулся Петр, увидел двух исполинов, высотою чуть не до облаков, сияющих как небесные светила. Упал он пред ними, объятый ужасом, потом встал, но в страхе опять пал на землю. И в третий раз поднялся и еще поклонился им до земли. Тогда светлые мужи подали ему руки и сказали:
– Друг Петр, не бойся! Мы посланы Богом, в которого ты уверовал и крестился. Бог укрепит род-племя твое и потомков твоих до конца мира, он вознаградит тебя за милостыню, а за труды свои удостоишься вечных благ!
Потом дали они ему два кошеля и говорят:
– Возьми эти кошели, в одном тут золото, в другом – серебро. Завтра пойдешь в город и выменяешь три иконы: пресвятой Богородицы с младенцем, святого Дмитрия и святого Николы. Отдашь за иконы столько, сколько спросит иконник.
     Петр поглядел на них, показалось ему, что они действительно люди, взял кошели, подумав, что хотят они возвеличить в Золотой Орде его род-племя, ибо не мог он сразу понять смысла их речи. Подумал и, набравшись смелости, спросил:
– А что же я отвечу, господа мои, если иконник спросит, откуда у меня кошель золота? Кто вы такие?
Они отвечали:
– Кошели эти спрячь за пазуху, чтоб никто не знал о них. А попросят у тебя за иконы девять серебряных монет, а десятую золотую, так ты отсчитаешь им по одной. Потом ступай к епископу с иконами и говори ему так: «Петр и Павел, Христовы апостолы, послали меня к тебе, чтоб ты построил церковь над озером там, где я спал. А эти иконы  знамение от них, и вот дали они мне кошели с золотом и серебром; что велишь с ними делать?» Как он прикажет, так и сделаешь. А мы – Христовы апостолы, Петр и Павел.
    И не стало их. В ту же ночь и епископу явились оба апостола, приведя его в трепет. Они сказали: «Ты должен построить на средства епархии церковь княжичу Петру, он много золота пожертвовал епископу Кириллу на церкви. Новую церковь освятишь нашим именем. А если не сделаешь, как мы велим, то смертью казним тебя!» И, сказав это, стали невидимы. Встал епископ Игнатий и стал размышлять о ночном видении. Много было у него в епископской казне серебра и золота.
    Велел вызвать к себе князя Ростовского и сказал ему:
– Не знаю, что и делать. Явились мне Петр и Павел – точь-в-точь как на иконе и устрашили меня. Приказали строить церковь их имени, а где строить, так я и не уразумел!
– Вижу, что ты, владыка, от страха голову потерял! – говорит ему князь.
      Поглядел он в окошко и видит, из собора святой Богородицы идет к дому епископа княжич ордынский, Петр, несет иконы, а от тех икон сияние, как огненный столб, выше колокольни. Испугался князь, говорит:
– Гляди, владыка, что там за огонь! Им показалось, что Петр объят пламенем, но кроме них никто не видел этого огня. А Петр еще рано утром вернулся в город, выменял иконы и понес их к епископу. Принес, поставил перед епископом и князем и говорит так:
– Вот, владыка, иконы, посланные тебе апостолами Петром и Павлом, чтобы ты построил церковь там, над озером, где я спал, когда они мне явились. А эти иконы – их знамение тебе, да еще вот дали они кошели эти, что велишь с ними делать?
      Время было раннее, перед службой церковной. Князь и епископ встали и поклонились святым иконам, дивясь, откуда они, ибо не было в их городе иконописцев. А Петр был еще юношей, не мог он их написать, да и знали они, что он из татар. Спросили его:
– У кого же ты добыл эти иконы? На базаре выменял!      
     Задумались они о ночном видении епископа: значит, являлись апостолы. И снова иконы засияли таким светом, будто солнце вошло в палату, где они были. И снова ужас охватил всех от этого знамения.
      После утрени владыка Игнатий пел молебны святой Богородице, святому Дмитрию и святому Николе. Потом запрягли колесницу по повелению епископа, княжич Петр вынес иконы и поехал к тому месту, где он спал. А владыка, князь и весь город шли за колесницей с пением. На месте сна Петрова они отслужили молебен апостолам, призывая их со слезами, и пожертвовали дому их окрестные хутора и поля. Отслужив молебен, горожане по повелению князя поставили часовню, перевезенную из города, а Петр внес туда иконы. Потом огородили часовню забором и вернулись в город.
    Садясь на коня, князь промолвил в шутку:
– Вот владыка построит тут тебе церковь, а я земли не дам! Что ты тогда будешь делать?
     Петр ответил:
– По повелению святых апостолов Петра и Павла, князь, я куплю у тебя земли столько, сколько выделит для этого твоя милость.
       А князь еще в доме епископа видел Петровы кошели с деньгами, вспомнил о них теперь и подумал: «Надо бы у тебя побольше выделить из дара святых апостолов, пока не опомнился епископ от ночного страха и не прибрал его себе». И пришло ему на ум: «Может ведь и так быть, как Илья-пророк сказал:
– И у нас горсть муки на каждый день не умалится, и ушат воды не опустеет, и горшок с маслом все полон будет».
Подумав так, ответил он Петру будто в шутку:
– Скажи-ка, Петр: можешь ты за землю отдать мне, как за иконы, – девять гривен серебра, а десятую – золота, только выложи их так, чтоб всю межу покрыть? Согласен так?
Петр ему в ответ:
– Приходившие ко мне апостолы наказали – как повелит, так и делать. Как изволите?
Епископ благословил своим крестом Петра и говорит:
– Господь нас учил, дитя мое Петр: всякому просящему у тебя дай. Так не жалей ты богатств родительских, для чего они, ведь сказано: «горшок с маслом полон будет, и горсть муки не умалится». А за щедрость твою по молитве святых апостолов – род твой будет благословен. Отдай за землю князю столько, сколько он хочет.
Петр земно поклонился владыке, слова его принял покорно, подошел к князю и говорит:
– Пусть исполнится воля святых апостолов – и твоя, князь! И приказал князь окинуть мерной веревкой место под церковь: от озера до ворот часовни, от ворот до угла, а потом опять до озера, место просторное. Петр и говорит:
– Прикажи, князь, чтобы все это место рвом окопали, как мы в Орде всегда делаем, чтобы потом не урезывали участок церковный.
Так и сделали. Горожане, что с крестным ходом пришли, провожая иконы, принялись за дело и быстро окопали рвом ограду. Тогда Петр начал выкладывать монеты одну к другой – от самого озера, сначала девять серебряных из одного кошеля, потом десятую золотую – из другого. И когда выложил он по всей меже девять гривен серебра и десятую золота, то княжьи слуги, собрав их, наполнили воз Петровыми деньгами, да еще и ту колесницу, на которой часовню с иконами везли. Кони едва с места сдвинули эту поклажу.
    Увидев такое множество серебра и золота, в десять раз больше, чем следовало выплатить за этот участок, князь и епископ изумились: столько монет он выложил, а кошели его все так же полны, и подумали: «Что же это такое! По нашим грехам мы бы того не получили, а этот человек дивную милость Божью заслужил помощью святых апостолов!»
    С великим почетом посадил князь Петра Ордынского на коня; проводили его в город всем народом, принесли ему многие дары, возле дома его поставили стражу. Город радостно праздновал этот день, много дней служили молебны и восхваляли Бога и святых апостолов за чудо, а Петр щедро раздавал милостыню и кормил убогих.
      После чуда с деньгами Петру начали оказывать в городе необыкновенные почести, так что он вынужден был уклоняться от них и жить в уединении.
      Княгиня Феодора стала замечать частые отлучки царевича на охоту, чего прежде с ним не бывало. Утрата ожерелья навела ее на мысль, что царевич ходит охотиться не без причины. Сказала она об этом и супругу своему князю Глебу. А тот стал просить совета у владыки. Епископ в свою очередь, опасаясь, что царевич, соскучившись в Ростове, уедет обратно в Орду и оставит христианство, присоветовал князю Глебу женить его, приискав ему приличную невесту.

      Княгиня Феодора хорошо была знакома с князем Узбеком и его дочерью, по имени Кончак. Последнюю она считала достойной невестою. По совету владыки, княгиня Феодора сообщила царевичу Петру о ней. А тот отвечал, что уже нашел себе невесту, которой и отдал обратно ее ожерелье, и что не желает себе другой. А кто была его избранница, он умолчал.

       Немало труда стоило княгине Феодоре уговорить царевича, что она пойдет и сосватает дочь князя Узбека. Он только и говорил об ожерелье и прекрасной незнакомке. Наконец дело уладилось. Княгиня Феодора поехала к князю Узбеку вести речь о добром деле, о сватанье, и была весьма рада тому, что уговорила царевича забыть ожерелье и незнакомку. Князь Узбек принял предложение княгини Феодоры как великую честь для себя. Ему только оставалось объявить об этом дочери своей и узнать у нее, довольна ли она будет его выбором.

       Княжна знала, зачем ее зовут. Она шла к отцу объявить о своем собственном выборе суженого. А когда она вошла, каково же было удивление князя Узбека и княгини Феодоры: они увидели на Кончак ожерелье ее матери, которое было отдано в Орде Даиру Кайдагулу за ее спасение.

       Княжна свободно отвечала им, что получила драгоценность обратно от того, кому она была дана. Тут князь Узбек сказал ей: "Тот же самый человек просит у меня руки твоей. Что ты на это скажешь?" - "Отец мой, я скажу тебе то же самое, что ты говорил прежде всем: "Отдаю дочь мою за ее спасителя!" Теперь я думаю, что ты слово свое не изменишь, а я буду послушной твоей дочерью. Жалко, что я досель не знаю имени моего спасителя. Кто он?"
     Тут княгиня Феодора не выдержала и все рассказала: "От него мы только с родителем твоим и вели речь о тебе!"
     В непродолжительном времени из княжны Кончак сделали христианку Феодулию. Вскоре владыка обвенчал их, и построил над озером церковь, и освятил ее во имя святых апостолов.
Князь Ростовский часто брал Петра с собой на ханскую забаву на ястребиную охоту за озеро, чтоб не тосковал он по родине, чтоб в нашей вере остался.
Раз как-то говорит ему князь:
– Великая благодать Божья на тебе и на нашем городе из-за тебя. Сказано в святом Писании: «Отдам Богу от всех благ, как он дал нам». Подарю я тебе надел земли небольшой из своей вотчины против церкви святых апостолов, у самого озера, и напишу тебе дарственную грамоту!
Отвечал княжич Петр:
– Я ведь, князь, сроду не владел землею, и предки мои никогда не владели. А зачем еще писать грамоты?
Говорит ему князь:
– Я все сделаю, Петр, как у нас водится. А грамоты надобны вот зачем, – чтоб не отнимали твоих поместий мои дети и внуки у твоих детей и внуков.
– Пусть будет, князь, по-твоему, на то воля Божья! – поклонился Петр.
И распорядился князь, чтобы перед епископом были составлены грамоты Петру на владение многими землями вдоль озера, и водами, и лесами. И настроили Петру хором по его землям. А Орда тогда в набеги не выходила многие годы.
     Такой хороший нрав и обычай был у Петра, так обходителен и учтив он был, что князь полюбил его, как родного, всегда его при себе держал и за стол без него не садился. Попросил он владыку, чтобы связал он их в церкви обрядом побратимства. И стали звать Петра братом князя. А у Петра тогда уж и дети подрастали.
    Через несколько лет умер епископ Игнатий и получил царство небесное, вечная ему память! А несколько дней спустя после владыки умер и князь Ростовский. Дети его звали всегда Петра дядею до самой его старости.
    В конце жизни своей Пётр основал Ростовский Петровский монастырь. Царевич Петр дарил монастырю многие имения, церковную утварь, иконы и книги.
      Мирно прожил Петр свою жизнь. Только в глубокой старости Петр, после кончины супруги, принял постриг в монастыре, который сам основал на берегу озера Неро. Скончался преподобный Петр в глубокой старости в 1290  году. Тело его погребено в созданной им обители, на том самом месте, где спал он, когда явились ему апостолы, в соборном Петропавловском храме, где мощи его почивали под спудом и в начале XX века. При гробе его совершались и теперь совершаются исцеления с верою просящим у него помощи.

      Внуки же старого князя Ростовского стали забывать, чем обязан был их род Петру, княжичу Ордынскому, и начали отнимать луга, угодья и земли у Петровых детей. Тогда сын Петра поехал в Орду, рассказал там, что он внук хана – по его брату. Обрадовались его дядья, одарили его богатыми подарками и попросили хана отправить с ним своего посла. Приехал ханский посол в Ростов, позвал на суд внуков ростовского князя: показаны были ему грамоты Петра Ордынского, данные старым князем, и по этим грамотам уставил он рубежи владений сыну Петра, дал ему грамоту с золотой печатью, какая давалась по повелению хана, и уехал в Орду.
     А молодые князья, злобствуя, вели меж собой и своими боярами такие разговоры: «Слыхали мы, что наши родители звали дядей его отца, Петра, что дед наш получил от него много серебра, что он братался с Петром в церкви. Да ведь род-то их татарский не наша кость! Какая ж они нам родня! Серебра ведь нам их него не досталось от родителей наших!».
     Вот такие у них были речи, и не думали уж о чуде святых апостолов Петра и Павла, позабыли о дружбе и любви прародителей своих. Долгие года завидовали они тому, что Петровых детей в Орде принимали с большим почетом, чем их. А сын Петра дожил до глубокой старости и умер, окруженный большой семьей, сыновьями и дочерьми.
       Внук Петра, Юрий, как и его родители, много жертвовал собору святой госпожи Богородицы в Ростове, устраивал пиры владыке и клиру в поминальные дни по своим родителям и прародителям и в праздник святых апостолов Петра и Павла.
    Замечено было, что Юрьевым рыбакам удаются большие уловы, не то что остальным ловцам. Будто играя, рыбаки петровских мест чуть заведут невода – и вытаскивают несметное число рыбы, а городские рыбаки как ни бьются – все впустую!
И пошли городские рыбаки с жалобой к своим князьям:
«Господа наши, князья! Если Юрьевы ловцы не перестанут ловить, запустеет Ростовское озеро! Они всю рыбу переловят!»
Тогда правнуки старого князя Ростовского призвали Юрия и говорят:
– Давно слыхали мы, что дед твой получил владенные грамоты от прародителя нашего на место под монастырем, на земли и угодья, но озеро Ростовское – наше, на озеро грамоты вы не получили. Потому запрещаем ловить вашим рыбакам!
     Так сбылось предсказание старого князя, побратима Петрова, об обидах, что будут чинить его внуки, из-за которых он и велел писать грамоты.
     Выслушал их Юрий, внук Петра, и отправился в Орду – искать правды. Дядья его приняли с честью, одарили богатыми подарками и снарядили с ним ханского посла.
      Приехал ханский посол в Ростов, остановился у озера в монастыре Петра и Павла и позвал князей на суд с внуками Петра Ордынского. Испугались князья ханского посла. А Юрий положил перед послом все Петровы грамоты. Переглядел посол эти грамоты и спросил князей:
– Не ложно ли эти грамоты написаны? Ваша ли вода в Ростовском озере? Есть ли под вашей водой земля, которую продал прародитель ваш? Можете ли вы свою воду снять с той земли?
И отвечали князья:
– Ей-ей, не ложны эти грамоты, господин! И вода тут наша, и земля под нею есть! А снять ее с земли не можем, господин!
Тогда приговорил ханский посол так:
– Если снять эту воду с земли не можете, почему же своею ее называете? Создана она Богом на службу всем людям! Если куплена земля, то и вода на ней куплена!
     Так присудил он воды озера по границам земельных владений Петрову внуку, Юрию. И дал Юрию грамоту с золотой печатью по повелению хана, да с тем и уехал. Так и не могли князья Ростовские никакого зла причинить Юрию. Присмирели они на долгие годы. А Петровы внуки праздновали чудо святых апостолов, как повелось в роду их, и поминали каждый год своих родителей раздачей большой милостыни беднякам.
    И вырос уже правнук Петра, сын Юрия – Игнат. В его время пошел как-то походом на Русские земли из Орды Ахмыл. Сжег он Ярославльскую крепость и повел свои полчища на Ростов. Ужас овладел всеми, бежали от него князья Ростовские, побежал и владыка ростовский Прохор. Тогда Игнат настиг владыку, извлек свой меч и говорит:
– Если ты не пойдешь сейчас со мною навстречу Ахмылу, я сам изрублю тебя! Там наше племя, там мои сродники!
     Послушался его владыка, вернулся в Ростов и вышел навстречу Ахмылу в ризах с крестом, со всем клиром, с хоругвями. А Игнат вышел вперед крестного хода с горожанами, вынес потеху ханскую – охотничьих кречетов, вынес шубы и хмельные меды, стал на колени перед Ахмылом у самого Ростовского озера и приветствуя его, как потомок брата древнего хана, сказал:
– Здесь вотчина ханская и твоя, Ахмыл! Купил эту вотчину прадед наш затем, что тут чудеса совершались!
      Смело говорил он, а горожане и церковный люд с ужасом озирали несметное войско Ахмылово. И спросил его Ахмыл:
– Ты меня утехой ханской даришь, – а кто же те, что в сверкающих одеждах с хоругвями стоят, не хотят ли они биться с нами?
Игнат объяснил ему:
– Нет, господин, они Бога молят за хана и за тебя, а вынесли они божницу, чтобы благословить тебя по закону здешней веры!
     У Ахмыла как раз в то время под Ярославлем тяжело заболел сын. Он вез его при своем войске на возу. И приказал подвезти его сюда, чтобы владыка благословил его. Епископ Прохор освятил воду, дал испить ее больному и благословил его крестом. И выздоровел сын Ахмыла. Увидев это чудо, сошел с коня Ахмыл, поднял руки к небу и говорит:
– Благословен верховный Бог, что внушил мне мысль идти к этому городу. Праведник ты, владыка Прохор, раз молитва твоя воскресила моего сына. Благословен и ты, Игнат, за то, что спас людей своих и этот город. Ханской ты крови, наше племя, если будет тебе здесь от кого обида, не ленись прийти к нам в Орду!
      И дал Ахмыл сорок мер серебра владыке, да тридцать мер серебра его клиру. Взял кречетов у Игната, поцеловал его, поклонился епископу, сел на коня и ушел назад в Орду. Игнат проводил Ахмыла вместе с владыкою и с горожанами. Потом вернулись в Ростов и служили молебны, прославляя Бога за чудесное избавление.
      Почитание преподобного царевича Петра началось с XIV века. Сохранилось несколько списков житий ("сказаний") о "блаженном" Петре, древнейший из которых, по мнению В. О. Ключевского, относится к началу XIV века. Одно время местная память святому Петру творилась 29 июня, но затем закрепилась память 30 июня 

     Пошли, Господь, утешенье читающим и пишущим о делах древних наших прародителей! Дай им здесь покой и в будущей жизни! А всему роду Петрову дай умножение и береженее! И не оскудеет в нем радость без печали, не исчезнет его память до кончины мира.
Господу Иисусу Христу слава, честь и поклонение ныне и во веки веков. Аминь.

    Почитание преподобного Петра, царевича Ордынского, установлено на соборе 1547 года при митрополите Макарии.

     Впоследствии потомки царевича Петра известны истории под фамилией Чириковы.

      В 1910 году записаны происходящие чудеса, от мощей Преподобного Петра.
1. У раки преподобного Петра Царевича исцелилась девица Клавдия из деревни Новоселок, привезенная после 6-летнего расслабления и сама возшедшая по ступенькам в храм Петра и Павла, наружное описание храма она видела во сне;
2. У Преподобного же исцелился человек немой из-за озера Неро, о котором свидетельствует старец монах Ананий;
3. У раки Преподобного исцелилась девочка, страдавшая падучей болезнью, проживающая в Ростове. Девочка слышала голос призывающий к святому «из татар». Потом умиленно было видеть, как детка сидела, прижимаясь к раке, осияемая улыбкой;
    Еще чудо: 9 января дал письменное показание крестьянин Павел Григорьевич Петруков об исцелении у него при раке преподобного Петра царевича больной ноги, которую предстояло ампутировать.
     Было записано удивительное чудо исцеления крестьянки Вятской губернии Сарапульского уезда Ксении Григорьевны Богатыревой, занявшее в рукописи несколько страниц. У этой девушки отнялись ноги. В ее приходе находилась икона преподобного Петра. После молебна перед этой иконой Ксения получила облегчение. Она рассказала, как ночью на 21 сентября 1909 года ей явился «св. угодник Петр Царевич вместе с преподобным Авраамием ростовским (которые по моему вопросу назвали себя по именам). Преп. Петр взял меня за руки и сказал: – Когда получишь исцеление, тогда иди с миром ко мне в Ростов». В конце концов девушка прибыла в Ростов и рассказала потрясенным монахам о совершившемся исцелении. Здесь примечательно явление преподобного Авраамия Ростовского вместе со святым Царевичем Петром. В этом же рукописном блоке имеется любопытная запись. «Мещанка города Ростова Дарья Петровна Родионова заявила, что месяца три тому назад она заболела глазами, сделалась резь, и она перестала видеть. Проболев недолго она стала просить помощи у Господа, чтобы он исцелил ее от болезни, в виду того, что у нее пятеро детей, а она служит сама на фабрике. Затем она стала прилечивать глаза водой, что у колодца при часовне преподобного Петра царевича и получила исцеление в тот же день. Сейчас она здорова. За свою мать расписалась Ольга Николаевна Иванова». Мы видим здесь, как обыкновенная вода из водокачки при дороге приобрела целебную силу.

Монастырь. На 2014 год, действует.   
Год основания:  приблизительно между 1250 -1300.
Адрес:
152120, Ярославская область, г.Ростов Великий, ул. Ленинградская д. 13 тел./факс: (48536) 6-42-53

Проезд: от автовокзала на любом городском автобусе до первого микрорайона, далее автобусом №4 до конечной остановки
Cайт http://www.petrov-mon.ru


    

 

 
 
Место погребения святого Петра. 2006 год



 

Чудо на скоропослушницу 22.11.05
Съемка сделана фотоаппаратом OLIMPUS TRIP 505 (пленка Кодак 200)
  22 ноября 2005г примерно в 15.00 в день праздника обители в честь чтимой иконы Пресвятой Богородицы именуемой Скоропослушница. В этот день, после Божественной Литургии, совершено освящение новосооруженного Креста над местом, где находилась рака над мощами преподобного Петра царевича Ордынского. Подсветка и другие дополнительные источники света не использовались, погода была пасмурной, солнце не показывалось. Съемку производил бригадир Седешев Юрий Юрьевич.





С момента основания, Петровский монастырь был деревянным. В 1608 году обитель постигла большая беда: в лихое время она была ограблена и сожжена литовцами и русскими изменниками. Сгорели все исторические документы непередаваемой важности. После сожжения монастырь был восстановлен, но уже в камне, и просуществовал три столетия, до того времени, как был разрушен и полностью разграблен большевиками. На начало 21 века на месте Петровского монастыря сохранился только храм Похвалы Богородицы, четыре башни и настоятельский корпус. 24 декабря 2010 года повторное открытие монастыря было благословлено Священным Синодом.

 (составлено 2012-2014)
 




Тропарь, глас 8
Отечества своего, блаженне Петре, удалився, и богомерзкую веру отнюд возненавидев, от тьмы во свет пришел еси и вселился еси во славный и многонародный град Ростов, в немже житие честно пожив, церковь во имя святых апостол Петра и Павла воздвигл еси Христовою благодатию, и сию чудными иконами, яко невесту, украсив, святителя же, и князя, и вся люди житием своим удивил еси, темже и по смерти твоей Христос даром чудес обогати тя. Поминай нас, чтущих пресветлую память твою, преподобне отче Петре, и моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак, глас 4
Явися велие солнце Христовой Церкви, просвещая учения светлостьми, всечестне, яко черпалом златым, от кладязя неиско¬паннаго чудес почерпл еси, от источника неистощимаго, на память успения твоего пришедшим, всеблаженне Петре, ныне всем подаваеши грехов прощение, славо преподобным.
Молитва
О преподобне Петре царевиче, Ростовский чудотворче! Якоже из мрака языческаго во свет евангельскаго учения Господь тя призва, тако умоли Его, да и нас по неизреченной Своей благости и человеко¬любию измет всесильною Своею десницею из тьмы греховныя и осияет сердца наша к деланию Его Божественных заповедей. Якоже ты, избег мятежа мирских волнений, во ангелоподобное безпечальное житие сподобился еси достигнути, тако сподоби и нам, грешным, моря сего, влаемаго страстьми, пучину безмятежно преплыти, имея тя, отче, кормчаго о Господе нашем, и достигнути чистым покаянием ко пристанищу спасения вечнаго. И якоже имел еси споспешников тебе, верховных апостолов Петра и Павла, в созидании обители, так и подвигни их умилосердитися и о нас, недостойных, и даровати нам от сугубыя апостольския благости дерзновение ко Христу Богу. Веруем бо, яко аще мощи твоя святыя и сокровенны в земли, но ты царствуеши со избранными Божиими на небеси. Исходатайствуй убо, да и нам, грешным, молитвами твоими отверзется дверь Царствия Небеснаго в безконечныя веки. Аминь.
тропарь, кондак, молитва. офицыальные


Рецензии