К перу от карт

Рецензия на спектакль "Пиковая дама" - Малый театр, т/к "Культура", 2014

Дама ваша убита - славный Чекалинский снова тасует, игра идёт своим чередом. Дважды воскресшая дама пик подмигивает Германну. Бьёт самонадеянного валета, возомнившего себя королём и метившего в тузы. Но и сама не выигрывает.

Властной графине вечно служить теперь тёмным силам. Цена сделки, тяжким бременем тяготившей её всю земную жизнь. От этой страшной участи спасала она детей и внуков, отказываясь открыть им свою тайну. И до конца играла честно. Германн же сшулерил - не выполнил условие, не посватался к Лизе. Алчность заглушила голос не только совести, но и разума. Несчастный ввергнут во мрак безумия - с тёмными силами шутки плохи.

Кто же, всё-таки, выиграл? В повести Пушкина - дама треф, Лиза, обретшая счастье в удачном замужестве, и червонный король Чекалинский. В спектакле Андрея Житинкина - только последний.

На сцене Малого театра в игре участвуют и новые карты. Бубновый марьяж горничной Маши с поистине королевской стати дворецким - отдельная сюжетная линия. Компания игроков во главе с Томским - четыре валета. Пятый - лишний, а пиковым королём Германну не стать. Джокером выпадает он из колоды прямиком в семнадцатый нумер Обуховской больницы.

Текст тоже основательно дополнен диалогами и монологами, причём, очень органично. Как иначе показать, что графиню одолели на старости лет скупость и холодный эгоизм, но она не зла душой? Как выразить чувства Лизы, Германна, Томского?

Образы героев за счёт новых нюансов стали несомненно ярче и глубже. Германн уже не "лицо истинно романическое", а временами сущий демон во плоти. В первоисточнике он азартен, подвержен предрассудкам, не блещет ни умом, ни отвагой. Если бы не одержимость жаждой наживы, казался бы даже скучным. В спектакле он предстаёт невероятно страстной натурой, личностью загадочной, учёным, философом, каббалистом. Если всё это, чтобы, так сказать, поставить его вровень с графиней, то ход вполне оправданный. Но намёки на иудейские корни, по моему скромному мнению, уже перебор. У Пушкина "Германн немец: он расчётлив, вот и всё!" Стоит ли усугублять внутреннюю противоречивость персонажа такими средствами?

Два главных героя вместо одного - очень, по-моему, удачное и интересное решение. Более того, знакомя графиню с Германном в самом начале действия, а не в момент его кульминации, как в повести, создатели спектакля задают ему направление развития сразу с двух сторон. Эти двое идут навстречу друг другу, ведут даже на расстоянии диалог, помогают узнать друг о друге главное. Они рассказывают историю вместе, перекликаясь на два голоса.

"Пиковая дама" написана Пушкиным, как известно, по мотивам реальных событий. Образчик чистого романтизма на мистической основе, повесть, тем не менее, избавлена автором даже от намёка на высокий стиль. Прежде всего, через нарочитую приземлённость повествования. Описания персонажей лишены всякой поэтики. Лиза - самая обычная девушка, отнюдь не воздушное создание. И графиня совсем не готическая ведьма. Живая, типичная и в молодости, и в старости женщина своего круга. Предельно земная - как гоголевская Солоха. Дети, дом, хозяйство. Кто подумает, что у неё чёрт в мешке (или в прошлом)? Зло умело прячется в обыденности, и тем сильнее пугает, принимая свой истинный облик в самый неожиданный момент. Очень действенный приём и у Гоголя, и у Пушкина.

В спектакле он применяется даже с нажимом. Графиня мелочно капризничает, язвит, грубо шутит. Говорит всё о румянах, нарядах, светской суете. Но неслучайно Венера Московская на старом портрете держит маску. У неё, в отличие от тёзки-статуи, длинные руки. И, вопреки первоисточнику, бабушка Томского до сих пор красавица.

Иначе и быть не может - ведь в роли Пиковой Дамы великолепная Вера Васильева. Не зловещая старуха, не трагический персонаж, а страдающий. Её графиня обаятельна, ребячлива, временами даже ласкова. Улыбается - всем тепло. Вокруг неё смеются, шутят. Так рассказать эту историю может, наверное, только актриса Театра Сатиры.

Совершенно пушкинскую Пиковую Даму сыграла в фильме 1982 года легендарная не только актриса, но и личность Малого театра Елена Гоголева. Представить её в нынешней постановке не получается никак.

Повесть Пушкина, по сути, страшная сказка. Их рассказывают шёпотом, в темноте. И читается "Пиковая дама" на внутренний слух вполголоса. У спектакля совсем другое звучание. Он, в буквальном смысле, очень громкий. Не только в звуковом - интонации, музыка - но и в визуальном оформлении. Яркие цветовые акценты, пышные костюмы от знаменитого Вячеслава Зайцева. Насыщенно, броско, смело.

Германн - Александр Дривень. Вместо холодного, бессердечного дельца, скорее не влекомого страстью, но планомерно идущего к цели, на сцене пленник бесовских сил. Мечется, борется с ними и с самим собой. Он так силён в расчётах, а сил не рассчитал. Разве человеку устоять против такого врага? Душа его в западне, бренное тело в клетке Обуховской больницы. Роль невероятного накала. Сильнейшего эмоционального, нервного напряжения. Артист справляется с ней мастерски.

Любовь Ещенко в роли Лизы - почти Татьяна Ларина. Столько любви, столько души! Сама нежность. И тоже обманута. Бедняжка теряет всё, не ропща, покорная судьбе и чужой недоброй воле. До бедной ли Лизы в кипении таких страстей?

Однако, не всем же плакать. Ольга Жевакина смешит зрителя и смеётся сама. Её Маша - образ явно собирательный. Вписан в сюжет вполне удачно.

Томский - эмоциональный противовес Германну. Без него было бы совсем мрачно. Александр Вершинин умело "разбавляет краски". Его герой обаятелен, лёгок, весел. Добр ко всем. Впрочем, баловню судьбы это нетрудно.

Владимир Сафронов и Борис Клюев даже в маленьких ролях не остаются на втором плане. Мастерство, опыт, знание нюансов жанра. Точное попадание не только в образы, но и в настроение каждой минуты действия.

"Пиковая дама" Андрея Житинкина - спектакль, по-моему, сильный именно эмоциями. Обращение к классике всегда чревато тем, что может быть расценено как вызов. Оно требует смелости. В данном случае режиссёр, на мой взгляд, нашёл удачное решение. Сумел подать всем известное произведение свежо, ярко, интересно, не исказив при этом сути, с полным уважением к его великому автору. 


Рецензии