Сочинение ко Дню Победы Предисловие

Я не случайно в заголовок поставил название фильма Сергея Урсуляка «Сочинение ко Дню Победы». Он вышел на экраны в 1998 году. В самый разгар борьбы с коммунистическим прошлым. Тогда под раздачу попадали и ветераны-коммунисты: мол, раз вы такие, значит, вы не с нами, идущими дорогой перемен (как оказалось спустя несколько лет, дорогой далеко не лучшей). Парады Победы хотя и проводились, но такого бурного внимания к ветеранам, как в советское время и сегодня, не было. Напоминанием о том, что они есть, что именно они отстояли мир в 45-м, и стало «Сочинение ко Дню Победы».
В фильме много сатирических сцен, грустного юмора, но во всём этом чувствуется тоска по уходящей эпохе, которая к концу трагифантастической истории заполняет тебя, что называется, до краёв. И многозначительным многоточием для размышления становятся последние сцены, когда ветераны проходят перед камерой, отдают честь и уходят… уходят навсегда…
После этого у меня и родилась идея создать цикл документальных фильмов, основанных на воспоминаниях ветеранов. Я тогда работал редактором службы информации телекомпании «ТВ Экспресс» (г. Балаково Саратовской области), так что добро на съёмки от руководства получил быстро, тем более, что дополнительной зарплаты я не попросил, посчитав этот проект делом чести.
Общее название цикла родилось само собой - «Дорогами войны»: ещё в детстве прочитал несколько выпусков воспоминаний ветеранов, которые издавались под такой «шапкой». Мелодию для заставки тоже долго не искал: «Эх, дороги…» - что же ещё? Проблема заключалась только в документальных кадрах: тогда ведь хроника Великой Отечественной не была такой доступной, как сейчас. На первых порах помогали видеокассеты с документальными фильмами: один – по истории немцев Поволжья, другой – по истории Красной Армии. Благодаря им и была сделана заставка. А в дальнейшем я использовал и кадры из художественных фильмов о войне.
Была проблема и с музыкой. Тогда ещё компьютеров не было, а значит, и не было музыкальных дисков. Поэтому подбирал музыку не всегда такую, какую хотелось, а такую, какая была под рукой.
Монтаж тоже шёл намного сложнее, чем сейчас. Монтажка была линейная, и фильм приходилось собирать с видеокассет. Порой я даже не знал, что получится в итоге. Монтаж затягивался на несколько часов. Иногда монтажёр не выдерживал такой нагрузки и всё бросал. Поэтому пришлось освоить азы монтажа, чтобы ни от кого не зависеть. Порой брал в руки и видеокамеру, потому что видеооператор не мог выезжать на съёмки тогда, когда это было нужно. Так что среди первых фильмов несколько сделанных мной от и до.
Ветеранов старался подбирать разных, чтобы получилась своеобразная энциклопедия войны. Среди моих героев и партизаны, и артиллеристы, и связисты, и тыловики, и блокадники, и узники, даже бывшую беспризорницу военных лет нашёл. Долго думал, стоит ли придумывать название каждому фильму, и решил, что в этом нет необходимости. Поэтому получилась многочасовая видеоэпопея о Великой Отечественной войне.
Я раскручивал ветеранов так, что они говорили о том, о чём до этого никому не рассказывали. В 1999-2000-м гг., к 55-летию Победы успел сделать 23 фильма. Потом наступил перерыв, и в 2003 году я решил продолжить работу, теперь уже к другому юбилею Победы. Проект задумал грандиозный: к 60-летию Победы – 60 фильмов. Здесь уже стало полегче. По НТВ прошла знаменитая документальная эпопея «Неизвестная война», и я практически все фильмы списал с телевизора. Теперь у меня был огромный выбор кадров военной хроники. Я расписывал каждую секунду, и это очень помогало при монтаже: я уже заранее знал, куда какой кадр вставить.
Появились компьютеры – стало легче и быстрее монтировать. Да и музыку, уже на дисках, можно было подбирать, какую хочешь. Правда, работать приходилось по выходным, потому что в будничные дни монтажки были заняты. Но монтажёры не сопротивлялись, даже если знали, что им за это не заплатят. Они говорили: "Дело святое! Мы готовы с тобой работать".
Проект нашёл финансовую поддержку у местной администрации (тогда её возглавлял Алексей Саурин) и у областного правительства (во главе него стоял Дмитрий Аяцков). Если бы этого не было, вряд ли генеральный директор «ТВ Экспресс» Сергей Елизаров позволил продолжать работу. Для него на первом месте была прибыль (как, наверное, у любого бизнесмена в то время).
Проект осуществлялся тогда, когда ещё не было телеканала «Звезда», когда ещё не было такого огромного количества документальных фильмов о войне, тем более мемуарного характера. Причём в центре моих фильмов – судьба человека. Меня интересовали не только факты, но и восприятие войны обычным человеком, его психологическое состояние. Поэтому фильмы получились искренние, душевные.
Когда проект закончился, я задумался, а как его сохранить. Ведь кассеты, на которые он был записан, со временем просто бы осыпались. Надо было их цифровать. Обратился за поддержкой к руководителю балаковского филиала банка «Экспресс-Волга» Олегу Белову. Он деньги и подкинул. Рассказывал, что сидел с друзьями в бане, рассказал им о проекте, - они и скинулись. Вот так удалось привести проект в законченный вид. Получилось 14 дисков, оформленных соответствующим образом: спасибо моему коллеге, видеооператору и компьютерщику Владимиру Долотину. Теперь их можно было смело дарить. И первым, кто их получил в подарок, стал музей боевой славы на Соколовой горе в Саратове. Там прошла и презентация, 2 февраля 2006 года.
Музейные работники пригласили представителей ветеранских организаций и военкомата. Конечно, я с гордостью представил им свой проект. Но такой бурной реакции не ожидал. Несмотря на то, что я показал только отрывки, одна женщина-ветеран буквально встала передо мной на колени. Я был просто в шоке!
В 2006 году я получил за этот проект премию им. саратовского журналиста Александра Никитина (только что учреждённой) и ещё несколько грамот: от Совета ветеранов, от военкомата, от международного проекта «Живые голоса истории». Казалось успех эпопее гарантирован. Но не тут-то было.
Все мои попытки продолжить проект не увенчались успехом. Куда я только не писал: в правительство области и России, депутатам, бизнесменам. Ни ответа, ни привета. Откликнулась только депутат Саратовской областной Думы от Балакова, справедливоросс Людмила Савочкина. Но на другое предложение: сделать копии фильмов для всех школ и библиотек города и района. Сделали. Надеялся, что получившие подарок обрадуются: прекрасное же видеопособие и для уроков истории, и для внекласснных мероприятий. Тем более, что многие из моих ветеранов ещё были живы. Как было бы здорово: посмотрели фильм и встретились с его героем. Что может быть лучше такого, «живого», патриотического воспитания?! Но диски были просто поставлены на полки. Совершенно необъяснимое равнодушие! Команды сверху, что ли, ждали? Но команды сверху не поступало. Хотя я ежегодно накануне Дня Победы напоминал и отделу культуры, и управлению образования, что у них под носом есть такой уникальный проект.
Сейчас, накануне 70-летия Победы, вроде начали шевелиться. Но героев-то фильмов уже почти никого не осталось. Увы…
Правда, за эти 10 лет удалось осуществить ещё один проект. У меня сохранились рабочие съёмки воспоминаний почти половины ветеранов, и я предложил Государственному архиву Саратовской области их отцифровать, чтобы создать отдельный фонд. Её директор Наталья Широва согласилась. И теперь в областном архиве есть не только фильмы, но и более 40 часов рабочих съёмок. Далеко не каждое региональное архивохранилище может этим похвалиться. Архив разрекламировал этот проект на своём официальном сайте, но никакого отклика так и не получил: ни от власти, ни от общественности.
Я это рассказываю для того, чтобы читатель увидел, с каким скрипом продвигался проект. И от этого его значимость возрастает в несколько раз. И не потому, что его делал я, а потому, что теперь, когда ветеранов, которые могли бы подробно рассказать о своих военных переживаниях, почти не осталось. И теперь ценно каждое слово, сказанное ими ещё при жизни.
Я планировал выпустить к 70-летию Победы отдельный сборник, но понял, что спонсоров для него не найду. Поэтому решил рассказать о своих героях на страницах портала Проза.ру. Это тексты сценариев. Почти все сопровождаются постскриптумом, т.к. со многими из ветеранов я общался и после съёмок, некоторых провожал в последний путь, а сейчас, благодаря интернет-ресурсам, по некоторым из них отыскал и дополнительную информацию.
Эти люди достойны того, чтобы о них помнили…


Рецензии
Юра, за очень нужное и благородное дело ты взялся! Бог тебе в помощь!
Кое-что буду отсюда брать, если ты не возражаешь.

Зевс   16.02.2015 17:48     Заявить о нарушении
Да пожалуйста

Юрий Каргин   17.02.2015 22:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.