Der Besuch

 
Распространилась эта весть мгновенно. Мы ожидаем "Безух", что в

переводе на человеческий язык, обозначает "посещение".

 Не подумайте, что мессии. К нам приезжаю евреи из Николаева. Почему именно из

Николаева? Всё очень просто. У нас здесь уже три семьи из этого города

 Особенной популярностью пользуется ребе Каин. Почему не Авель,

надо спросить его давно усопших родителей, которые были очень

набожные люди, и всем своим детям давали только библейские имена,

что приносило им в той жизни немало развлечений. Но здесь его звали,

собственно говоря, Хаим, это наши острословцы так его прозвали.

А почему ребе? Тоже очень просто: раньше он был учителем в школе для

слабоумных, а теперь здесь тоже всех учит, как надо жить. Приехал

Хаим сюда Николаем, а здесь вернулся к своему родному имени.

 Его жена, Надежда Ивановна, поёт в еврейском хоре, готовит кидуш после

молитв и проверяет кошерность еды, приготавливаемой для еврейских

праздников в синагоге. Хаим и Надя и пригласили оставшихся евреев

их родного Николаева посетить нашу общину. Пригласили так просто,

для приличия, а те неожиданно приняли приглашения и приезжают.

Начались приготовления к встрече. Сколько приедет, никто не

спрашивал, но, на всякий случай, приготовили жильё на 20 человек.

Выбрали самые кошерные семьи и предложили им потесниться.

Не скажем, чтобы все были довольны, но когда евреи бывают

довольными? Если нет никого, им скучно, а тут приезжают, может быть,

последние верующие евреи с их прежней родины, так они морщатся.

 Но после того, как синагога пообещала кое-что подбросить, чтобы

облегчить бремя приёма своих единоверцев, ропот постепенно утих и

начались приготовления к встрече. Во-первых, пригласили на это

время знаменитого кантора из соседнего города. Собственно говоря,

раньше он был инженером- программистом, но здесь, в Германии,

переквалифицировался, закончил ускоренные курсы и поёт. Надо

сказать, что совсем неплохо поёт, не хуже местных, которые и деньги

дерут сумасшедшие и гонору у них на десять канторов хватает.

Во-вторых, разработали кошерное меню с вином из Израиля.. Откровенно

говоря, кислятина ужасная, в рот взять страшно, но почти святое! На

этикетке об этом написано, хотя никто из наших прочитать не смог,

так как с ивритом и немецким у нас пока не очень. В общем

приготовились. Хор наш выучил по такому случаю песню на иврите и

одну на идыш. Вот с идыш у большинства всё оказалось в порядке.

Ещё бы! У многих родители, бабушки и дедушки говорили только на

идыш, и хотя за время советской власти, идыш напрочь забыли, но

приехав сюда, всё сразу вспомнили! Что значит наследственность!

Наступил день приезда. Вся община собралась перед синагогой. Мужчины

в кипах, женщины в платочках А как же, ведь приезжают хранители

веры, остатки евреев, живущих в условия постояного геноцида, и свято

соблюдающих все заветы Моисея. Показавшийся вдали двухэтажный

автобус, на котором мы обычно выезжаем в далёкие страны, несколько

смутил наши предположения о количестве приезжающих, но радость

скорого свидания с единоверцами затмили не к месту возникшие

сомнения. Чем больше, тем лучше! Автобус, наконец, подъехал,

стали видны приплюснутые к стёклам носы и радостные улыбки. Дверь

отворилась и оттуда выскочила молодая женщина. Она радостно

закричала: "Шолом Алейхум, евреи! Мы, жители города Николаева

сердечно приветствуем вас и приподносим вам наш скромный подарок".

Из-за её плеча показался хлопец в папахе и украинской вышитой

рубахе. На вытянутых руках он нёс огромный самовар и поднос с

бубликами. Вперёд выдвинулись Хаим и Надежда. Надежда поцеловала

девицу, а Хаим взялся было за самовар, но поднять его не смог,

не растерялся, схватил баранки и гордо понёс их в синагогу.

За ним из автобуса попрыгали все приехавшие. Их было ровно 64.

В основном, это были здоровенные дядьки в украинских рубахах,

синих шароварах. Было и несколько бойких девиц, одетых так, как

одеваются участники народных танцевальных коллективов. Как оказалось

впоследствие, они и были артистами ансамбля песни и танца города

Николаева. Евреев среди них не оказалось. Может быть евреи не

захотели приехать, а возможно приглашение до них просто не дошло.

Приехавшие сразу же запели "хаву нагилу", а наши не ударили лицом

в грязь и запели "Ты ж меня подманила, ты ж меня подвела...".

Громче всех пел новоиспечённый кантор и Хаим с Надеждой. На столах

оказалась горилка, наше кошерное вино, украинское сало и хала,

усыпанная маком. Скоро все перемешались, громко звучали еврейские

и украинские песни, а когда приехавшие пустились в пляс, то наши

тоже показали, что ещё есть порох в запасе. До глубокой ночи шло

празднество, а затем гостей развели по домам, где еще долго

продолжались задушевные беседы "за жизнь". Быстро пролетело время,

гости побывали на нашем фломаке, посмотрели, как мы живём, какие

магазины, порядок и чистота на улицах. Настало время уезжать,

обменивались адресами, обещаниями посетить друг друга и заверениями

 в вечной дружбе. Ничего, что евреев среди не было, успокаивали

Хаима с Надеждой! В следующий раз и евреи приедут, но сала такого

вкусного не привезут. А жалко!


Рецензии