5. 055 П. М. Третьяков достойный гражданин России

Великие меценаты и филантропы

5.055 Павел Михайлович Третьяков — достойный гражданин России


Еще до передачи Третьяковым своего собрания картин Москве, галерею посетил император Александр III. Государь сдержанно поблагодарил коллекционера «за его собирательную деятельность и патриотическое намерение принести галерею в дар Москве, затем, обратившись к свите, гневно заметил: «Вот что один гражданин России мог сделать. Счастливая Москва! У нас в Петербурге ничего подобного нет» (http://fond-vsg.narod.ru/).

Всплеск эмоций монарха, радеющего прежде всего о стольном граде, был вполне объясним — в конце XIX в. галерея Третьякова стала самым большим собранием полотен русских живописцев и первым в России общедоступным художественным музеем.

Вполне вероятно, что это была обычная ревность одного собирателя к другому, т.к. Александр III, не чуждый живописи, тратил огромные деньги на приобретение предметов искусства, и Третьяков был для него достойным соперником за право называться великим коллекционером. При императоре Николае II сокровища Гатчинского замка, собранные его отцом, стали основой Русского музея.

Когда же Александр III захотел отметить заслуги московского купца на поприще российской культуры и возвести его в дворяне, Павел Михайлович отказался: «Я родился купцом, купцом и умру».

Будущий промышленник и меценат родился 15 927) декабря 1832 г. в семье небогатого купца 2-й гильдии Михаила Захаровича Третьякова, торговавшего льняным полотном, и Александры Даниловны, в девичестве Борисовой. С братом Сергеем Павла не разлучала судьба всю его жизнь. Получив домашнее образование, они вместе помогали отцу торговать в лавке и вести учет, были завсегдатаями Большого и Малого театров, унаследовали отцовский бизнес, занимались благотворительностью и коллекционированием.

После смерти отца в 1850 г. братья 9 лет вели дела под управлением матери, а затем занялись предпринимательством на свой страх и риск. Образовали Торговый дом по торговле полотняными, бумажными и шерстяными товарами; создали Ново-Костромскую льняную мануфактуру и ее филиалы в Санкт-Петербурге, Харькове, Ростове-на-Дону и Варшаве; учредили «Товарищество Большой Костромской льняной мануфактуры» с капиталом 270 тыс. руб. золотом.

«Фабрика, где 748 человек работали на 4809 веретенах, со временем превратилась в крупнейшее в мире (и самое современное. — В.Л.) предприятие по переработке льна. К концу века она давала столько льняной ткани, сколько выпускалось во всей Западной Европе» (http://lib.rus.ec/).

Ткани много раз удостаивались российских наград, а после смерти братьев дважды получали Гран-при на всемирных выставках в Париже и Турине. Главную контору «Товарищества» в Москве возглавил Павел Михайлович, которому все купечество «верило на слово».

Его брат, Сергей Михайлович добился серьезных успехов на общественном поприще. Избранный Московским городским головой, он проводил Всероссийскую торгово-промышленную выставку, отремонтировал памятник А.С. Пушкину, построил несколько мостов через Москву-реку.

Будучи председателем Общества поощрения художников, вкладывал свои деньги в издание «Художественного журнала», собрал коллекцию картин (87 полотен) западноевропейской живописи (Ф. Добиньи, Руссо, Депре, Жерик, Делакруа), которые после его смерти стали частью Третьяковки.

Павел Михайлович к 1890-м гг. стал известным деятелем банковской сферы, выборным Московского биржевого общества, акционером многих крупных предприятий, почетным гражданином г. Москвы, членом правления Московского купеческого банка, Московского купеческого общества, Попечительства о бедных в Москве, Московского художественного общества, Русского музыкального общества, действительным членом Петербургской академии художеств.

Состояние П.М. Третьякова — 5 московских домов, деньги, векселя, ценные бумаги (не считая подаренного им в 1893 г. Москве собрания картин изначальной стоимостью 1,5 млн руб.), по разным оценкам составляло от 4,4 до 8,8 млн руб. серебром.

«Работаю потому, что не могу не работать», — любил повторять Павел Михайлович, являя собой пример ревностного отношения к делу и уважительного к своим подчиненным.

Увеличив за 40 лет свой капитал в 80 раз, Третьяков половину прибыли вкладывал в культуру, образование, медицину, социальное призрение Москвы. Содержал Арнольдо-Третьяковское училище для глухонемых детей, при котором возвел трехэтажный дом и больницу; построил богадельню. Входя в попечительские советы ряда учебных заведений, перечислял на их нужды крупные суммы и т.д.

«Заботился П.М. Третьяков и об улучшении бытовых условий рабочих. На фабрике “Товарищества” были устроены школа, больница, родильный дом, дом престарелых, ясли и потребительское общество. Фабрика Третьякова считалась одной из самых передовых и благоустроенных фабрик России того времени» (http://www.architecture-in-ukraine.uamir.ru/).

Значительные средства Павел Михайлович переводил нуждавшейся в помощи экспедиции Н. Миклухо-Маклая, на стипендии в коммерческих училищах, на военные надобности в Крымскую войну.

Третьяков помогал художникам, находящемся в нужде и болезнях: покупал их картины, давал деньги, оплачивал лечение, опекал их семьи, поддерживал Московское училище живописи, ваяния и зодчества; внес ощутимый вклад в создание Музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).

Коллекционированию живописи меценат посвятил 42 года жизни. История Третьяковской галереи началась в 1856 г., когда Павел приобрел картины художников Н.Г. Шильдера «Искушение» и В.Г. Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами».

За 4 года коллекционер убедился в верности избранного им пути и уже по первому «завещательному письму», составленному им в 28 лет, весь свой капитал в 150 тыс. руб. серебром он завещал «на устройство в Москве художественного музеума» — «национальной галереи, состоящей из картин русских художников». В последующие годы на покупку живописных работ коллекционер затрачивал иногда до 200 тыс. руб. в год.

В собрание Третьяков включал самые ценные на его взгляд (как показало время, он не ошибался) произведения, главным образом членов Товарищества передвижных художественных выставок — Г.Г. Мясоедова, Н.Н. Ге, В.Е. Маковского, В.Д. Поленова, И.И. Шишкина, Н.А. Ярошенко, А.И. Куинджи и др.

Знаток всех европейских памятников культуры, Павел Михайлович мог с первого взгляда оценить картину, мастера и их будущность, как оценил он в начале своего собирательства Н.Г. Шильдера и В.В. Пукирева, а в конце — В.И. Сурикова, В.А. Серова, И.И. Левитана, А.Н. Бенуа, К.А. Сомова, Н.К. Рериха, М.В. Нестерова.

Картины покупал Павел Михайлович на выставках и в художественных мастерских, порой целыми собраниями. Так, например, он приобрел поразившую его туркестанскую серию В.В. Верещагина (13 картин, 133 рисунка и 81 этюд), отдав за нее 92 тыс. руб.

Наиболее полно у Третьякова представлены художники И.Н. Крамской, И.Е. Репин, В.С. Суриков, В.Г. Перов, В.Н. Васнецов, И.И. Левитан, В.А. Серов. Но у него немало картин и этюдов мастеров XVIII — первой половины XIX в. — В.Л. Боровиковского, Ф.С. Рокотова, К.П. Брюллова, А.И. Иванова, В.А. Тропинина, А.Г. Венецианова, есть памятники древнерусской живописи, иконы, скульптуры.

Для «Русского пантеона» — портретной галереи знаменитых соотечественников он заказывал портреты деятелей русской культуры Крамскому, Репину, Перову, Ге, которые создали портреты А.Н. Островского, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Ф.И. Тютчева, М.Е. Салтыкова-Щедрина, С.Т. Аксакова, Н.А. Некрасова, М.П. Погодина, В.И. Даля, А.Г. Майкова, П.И. Чайковского, А.Г. Рубинштейна и др.

Скульптурный раздел выставки включал работы П.К. Клодта, Н.А. Лаверецкого, М.М. Антокольского и др.

Надо учесть, что вклад Третьякова в русскую культуру не ограничивается фактом создания картинной галереи. По словам М.В. Нестерова, «в России… не было бы ни Сурикова, ни Репина, ни Врубеля, ни Васнецова, ни сотен других имен в нашем искусстве, если бы не было Павла Михайловича Третьякова».

Без Третьякова в истории русского искусства, быть может, не было бы места и целому жанру реалистической живописи, не было бы уникальной портретной галереи, наверняка остались бы неизвестными Серов, Левитан и др. художники. Как правило, встреча Третьякова и начинающего художника была для последнего судьбоносной, поскольку за этим неизменно следовало его общественное признание.

Картины занимали все жилые комнаты дома Третьяковых, из-за чего не раз здание перестраивалось, возводились новые специальные залы для галереи.

В начале 1880-х гг. галерея была открыта для посещения всеми желающими.

В 1892 г. Третьяков передал свое собрание (1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков западноевропейской школы, 15 скульптур и коллекции икон) и особняк с 22 выставочными залами в дар Москве.

15 августа 1893 г. состоялось официальное открытие музея под названием «Городская художественная галерея Павла и Сергея Третьяковых».

На съезд любителей художеств в честь открытия галереи скромнейший Павел Михайлович «от невыносимого для него чувства — быть центром внимания и чествования» не пришел.

До конца жизни Третьяков оставался попечителем галереи, неустанно заботясь о ее пополнении, успев собрать еще 348 картин.

Половину своих средств Третьяков завещал на благотворительные цели: на устройство приюта для вдов, малолетних детей и незамужних дочерей умерших художников (построен в 1909—1912 гг.), для раздачи рабочим и служащим своих предприятий, а также на финансирование галереи. На содержание своего дома Третьяков оставил московской Думе 150 тыс. руб.

Умер Павел Михайлович от обострения язвы желудка 4 (16) декабря 1898 г. «Берегите галерею», — произнес он под конец. Похоронили его на Даниловском кладбище, в 1948 г. прах перенесли на Новодевичье кладбище.

P.S. «Он один вынес на своих плечах вопрос существования целой школы русской живописи. Беспримерный, грандиозный подвиг!» (И.Е. Репин).


Рецензии