5. 058 Друг художников из Абрамцево

Великие меценаты и филантропы

5.058 Друг художников из Абрамцево


Миллионер Савва Иванович Мамонтов был артистом в высшем смысле этого слова, как по дарованиям, так и по жажде купаться в лучах славы. При этом Савва Иванович чурался государственных наград (не за артистическую, разумеется, деятельность, а за предпринимательскую), но те сами находили его. Обладал Мамонтов и даром режиссера — подмечать таланты вокруг и приближать их к себе.

Будущий меценат родился 3 (15) октября 1841 г. в Ялуторовске, уездном городке Тобольской губ., в многодетной купеческой семье Ивана Федоровича Мамонтова и Марии Тихоновны, в девичестве Лахтиной.

Как человек весьма состоятельный, владевший с 1849 г. винно-откупным хозяйством Московской губ., Иван Федорович мог позволить себе нанять для воспитания чада гувернера, не разлучного с розгой. Савву сей предмет не усмирил — он рос весьма своевольным подростком. В 16 лет юноша серьезно увлекся театром, чем мало порадовал отца, но определил свою дальнейшую судьбу.

Окончив в 1860 г. без особых успехов 2-ю Московскую гимназию, Савва также, особо не утруждая себя, учился и на юридическом факультете Московского университета (все свое время студент посвящал пению и театральному кружку, которым руководил драматург А.Н. Островский). От греха подальше Иван Федорович в 1862 г. забрал сына из университета и отправил его в Баку и в Персию, где тот занялся добычей нефти и торговлей.

Через год И.Ф. Мамонтов привлек отпрыска к строительству железных дорог. Но и на посту руководителя центрального Московского отделения товарищества Московско-Троицкой ж.д. Савва не забросил театральное искусство; более того, когда отец отправил его на лечение в Италию, брал уроки вокала (у него был приличный бас) в Милане и живописи в Риме.

После кончины отца в 1869 г. Савва получил изрядное наследство, встал во главе семейного бизнеса и занял место директора общества Московско-Ярославской ж.д. Дальше пошло по накатанной колее — Мамонтова избрали гласным Городской думы, действительным членом Общества любителей коммерческих знаний…

В 1876 г. Мамонтов выиграл тендер на проведение Донецкой каменноугольной ж.д. и через 6 лет построил дорогу. Поскольку Савва Иванович в железных дорогах разбирался хуже, чем в разновидностях и элементах оперы. строили на его деньги наемные люди, руководимые учителем Саввы — Ф.В. Чижовым. Мамонтов же был незаменим в части идей, согласований «на верхах» и вообще был магнитом, притягивавшим к себе одаренных людей.

Как бы там ни было, строительство дорог принесло Мамонтову огромное состояние, которое он легко и щедро расходовал на меценатство. Такая «бездарная» трата капитала злила сановных чиновников и миллионеров-купцов и нажила ему немало недоброжелателей.

Началом же благих дел послужила покупка Мамонтовым в 1870 г. обветшавшей подмосковной усадьбы писателя С.Т. Аксакова в Абрамцево. Отремонтировав и обустроив усадьбу, он для гостей построил флигели, а для крестьян «Культурный поселок» с больницей и школой со столярной мастерской, воздвиг церковь Спаса Нерукотворного образа.

Вскоре дом Мамонтовых, располагавший к приятному отдыху и творчеству, стал центром художественной жизни России. К хлебосольным хозяевам зачастили люди искусства, задерживаясь на недели, а то и на месяцы.

Летом поместье кишело «дачниками» — кто-то спасался тут со своей семьей по бедности, кто-то истово трудился. Большинство гостивших у Мамонтова живописцев написали немало видов Абрамцева и портретов Саввы Ивановича и членов его семьи.

Художники Н.В. Неврев, В.Д. и Е.Д. Поленовы, В.М. и А.М. Васнецовы, И.Е. Репин, В.А. Серов, И.С. Остроухов, К.А. Коровин, М.В. Нестеров, М.А. Врубель, И.И. Левитан, архитекторы В.А. Гартман, И.П. Ропет, скульптор М.М. Антокольский, историк искусства А.В. Прахов, композитор В.В. Иванов и др. деятели культуры в 1878 г. объединились в Абрамцевский художественный кружок, эпицентром которого и инициатором всех проектов был «Савва великолепный».

Деятельность этого объединения положила начало русскому модерну в архитектуре; открыла новую страницу в истории русского декоративно-прикладного искусства; возродила русские народные ремесла — резьбу по дереву, изразцы, вышивки; способствовала собранию коллекции произведений народного искусства, созданию столярно-резчицкой, вышивальной и керамической мастерских, изучению древних памятников архитектуры, иконописи, декоративно-прикладного искусства.

Все это, включая экспедиции художников в города и веси Севера, оплачивал Савва Иванович. Продукция мастерских пользовалась небывалым спросом, экспонировалась на всероссийских и международных выставках, завоевывала золотые медали, в т.ч. на Всемирной выставке в Париже (1900). (http://tululu.ru).

Не проходило дня в Абрамцево, чтобы в ком-либо из художников не родился замысел очередного произведения. Как-то на одном из чаепитий Репин услышал письмо запорожцев к турецкому султану. Крайне заинтересованный темой, художник сделал первый карандашный набросок своей будущей картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», на котором проставил: «Абрамцево. 26 июля 1878 г.» (http://esaulidruzya.ucoz.ru).

В этом месте художники создали свои шедевры: В. Поленов — «Заросший пруд» и «Бабушкин сад», Репин — «Крестный ход в Курской губернии» и «Не ждали», В. Васнецов — «Аленушку» и «Богатырей», Серов — «Девочку с персиками», Нестеров — «Видение отроку Варфоломею», Левитан — «Абрамцево» и «Раннюю весну в Абрамцево», Врубель — «Принцессу Греза» и др.

«Мамонтовский художественный кружок заложил основу национального, неорусского направления стиля модерн и во многом определил творчество объединения «Мир искусства», Художественного театра К.С. Станиславского и Русских сезонов С.П. Дягилева на рубеже XIX—XX столетий». (http://www.abramtsevo.net/).

С 1878 г. кружок стал ставить любительские спектакли, декорации и костюмы к которым создавали сами художники, часто пробовавшие себя и в качестве актеров. Режиссером выступал сам Мамонтов.

Русская художественная критика рубежа веков отдавала должное Мамонтову-меценату. Скажем, Я.А. Тугенхольд писал: «Другие коллекционировали искусство, он же его двигал. Можно говорить о целом мамонтовском периоде русской литературно-художественной жизни, ибо Мамонтов был ее средоточием в 80-90-х гг.» (http://www.dslib.net/).

«Он не меценат, а друг художников, — добавлял В. Поленов. — В этом его роль и значение для нас». Кстати, Савва Иванович и сам занимался керамикой, скульптурой, писал пьесы.

В Абрамцево же родилась идея Московской частной русской оперы в Москве. Опера пережила три периода. Первый — под вывеской «Частная опера Короткова» она без особого успеха давала спектакли на протяжении трех лет (1885—1888), после чего была закрыта.

В 1896 г. меценат вторично открыл свой театр («Театр Винтер»). Этот трехлетний период стал триумфом мамонтовской оперы. На сей раз, она покорила сердца всех слушателей, поскольку в ней «московский Садко» собрал лучших русских оперных певцов, музыкантов, «абрамцевских» художников, дал репертуар, немыслимый в тогдашней официальной прозападной музыкальной культуре.

Встретив на Нижегородской ярмарке Федора Шаляпина, певца «с приличным, но совершенно неотесанным голосом», работавшего тогда в Мариинском театре, Савва Иванович тут же пригласил его в свой театр.

«Не знаю, был бы ли я таким Шаляпиным без Мамонтова», — писал много лет спустя великий бас» (http://lib.rus.ec).

Именно на сцене частной оперы расцвели таланты певцов, композиторов, дирижеров — Ф.И. Шаляпина, Н.И. Забелы-Врубель, И. Секар-Рожанского, В.Н. Петрова-Званцева, С.В. Рахманинова, М.И. Ипполитова-Иванова и др.

Н.А. Римскому-Корсакову меценат заказал две оперы — «Царскую невесту» и «Сказку о царе Салтане». Мамонтов-режиссер поставил также другие оперы этого композитора: «Псковитянка», «Садко», «Майская ночь», «Кащей бессмертный». Зрители услышали «Бориса Годунова» и «Хованщину» М.П. Мусоргского, «Князя Игоря» А.П. Бородина, «Рогнеду» А.Н. Серова, «Русалку» А.С. Даргомыжского, «Ивана Сусанина» М.И. Глинки и др.

На третьем этапе (1901—1904) театр существовал уже без Мамонтова как «Товарищество русской частной оперы» под руководством М.И. Ипполитова-Иванова.

Между вторым и третьим этапами в жизни предпринимателя случилось несчастье. Искусство требует жертв, и Савва Иванович стал таковой в конце 1890-х гг. Безграничная щедрость (по слухам, Мамонтов потратил на театр 3 млн руб.) привела мецената к краху — состояние растаяло как дым, коммерческие же предприятия требовали очередных финансовых вливаний.

Решив создать промышленно-транспортное объединение, Мамонтов приобрел и арендовал несколько заводов, нуждавшихся в модернизации, во время которой была расхищена значительная часть средств. Дабы уберечь дело от банкротства, предприниматель продал 1650 акций Московско-Ярославско-Архангельской ж.д. Международному банку, а под залог акций и векселей, принадлежащих ему и его родственникам, получил специальную ссуду. При этом Мамонтов нарушил закон, переводя деньги для объединения и реконструкции заводов со счетов других предприятий. (http://www.peoples.ru/).

Чтоб расплатиться с кредиторами, Мамонтову денег не хватало, и министерство финансов назначило ревизию. Мамонтов не успел распродать имущество, чтобы погасить задолженности, был арестован и на несколько месяцев посажен в Таганскую тюрьму. Имущество его описали. Следствие не нашло никаких злоупотреблений обвиняемого, адвокат Ф.Н. Плевако с блеском провел защиту, присяжные полностью оправдали его.

Освобожденный в зале суда Савва Иванович прослезился, но слезами помочь горю уже было нельзя. Имущество предпринимателя распродали, железную дорогу реквизировало государство, акции разошлись по рукам, нагревшим (пардон за каламбур) на этом деле руки. Абрамцево, переписанное в 1880 г. на Е.Г. Мамонтову, осталось за семьей.

Долги были погашены. Погасла и жизнь великого мецената. Мамонтову уже было не вернуть ни денег, ни репутации, ни здоровья. Последние годы Савва Иванович, затянув пояс, жил в небольшом деревянном доме, трудился в гончарной мастерской. Скончался Мамонтов 24 марта (6 апреля) 1918 г. в Москве, похоронен в Абрамцеве у Спасской церкви. Смерть его прошла незамеченной.


Рецензии
Алексей Шереметьев в Украине занялся реконструкцией старинной усадьбы. Хорошие дела живут вечно.
А на Смитсонианс я подписана, всегда с огромным интересом смотрю новости от них, и от Гетти.
С уважением. Наташа.

Укрната Киевская   05.02.2015 10:08     Заявить о нарушении
Спасибо, Наташа, за рецензию и информацию!
Удачи Вам и здоровья!
С теплом,
Виорэль.

Виорэль Ломов   12.05.2015 10:13   Заявить о нарушении