Разум глубин

Дневник капитана Кирова С.И…
Будущему поколению оставляю эти записи как завещание. Сегодня на дне океана я встретил удивительную подводную цивилизацию. Благо со мной был экипаж, иначе расскажи я её товарищам меня бы точно сочли за сумасшедшего. Впрочем, судите сами было ли это реальностью или коллективным безумием. Итак, я   капитан исследовательского корабля и мы прибыли на планету Глизе с целью исследования для последующей колонизации. Не стану вдаваться в подробности описания планеты, ибо на это уйдёт много времени. Вкратце Глизе похожа на Землю, с той лишь разницей, что всё было здесь гигантским – деревья, цветы, растения. Странные звери, рептилии населяли планету и никакого намёка на аборигенов. Планета вращается вокруг красного карлика. На второй день я решил исследовать океан.
Я, пилот Пётр Иванов, старпом Фёдор Маслов и бортинженер Роберт Крамер, сели в батискаф.  Он поднялся над лужайкой, и Пётр направил аппарат к океану. Он, блистая в лучах солнца кровавым отблеском, был уже виден вдали. Холмы плавно перешли на песчаный берег. Океан разбивал волны о берега. Немного пролетев над водой, я отдал приказ к погружению.
Медленно стал опускаться в пучину огромный батискаф. Дыхание замерло. Сердца забились учащённо. Тревожные ожидания встречи подводных обитателей, не давали покоя. Волна накатывала на кабину, и вот вода сомкнулась над головой. Вокруг раскрылось подводное царство.  В водном пространстве плавали стайки пестрых рыбок. Парили   медузы. Кроваво-алые цвета поверхности уступили месту зеленовато-синим цветам, по мере погружения. То тут, то там мельтешили подводные жители. Здесь в отличие от Земных океанов, фауна была однообразной и бедной. Кроме мелких рыбок и медуз, не удалось никого обнаружить. Но до поры до времени.
 Мимо проплыли десяток больших ярких рыб с огромными плавниками, за ними ещё несколько более мелких.
На глубине 500 метров мы попали в зону полной темноты. Здесь начиналась другая жизнь, и открывался путь в другой космос. Пётр включил свет. Прожекторы включились и пронзили тьму, словно стрелой в сердце. Свет (возможно) впервые за миллионы лет проник в вечную тьму океана. И подводные жители, никогда не видавшие свет, привлечённые любопытством дадут о себе знать, так решил я. Но видимо со мной были не согласны.
Чёрная пустота, лишённая звука и жизни, окутала батискаф. Он медленно погружался на дно. Надежда не умирала.
- Петр, какова глубина океана? – спросил я пилота.
Он взглянул на приборы и ответил:
- Если аппаратура не врёт, то 15000 метров.
- На какой мы сейчас глубине?
- 2000 метров, капитан.
- Продолжай погружение, Петя.
- Мрачное место, однако, - выразил впечатления Крамер, - не пахнет здесь рыбой, мужики. Не пора бы нам вернуться Семён, а?
- Нет.
Внезапно в свете прожекторов мелькнула чёрная тень, и что-то сильно ударило в батискаф. Всех слегка тряхануло.
- Все целы? – спросил я, оглядывая экипаж.
- Да. Что это было?
Снова удар.
- Видели? – воскликнул Фёдор, - это гигантская рыба или что-то типа того. Я только успел увидеть хвост.
- Где же он? – заволновался я, - необходимо его увидеть вновь. Пётр дай больше света.
Пётр включил вспомогательные прожекторы. Свет зажегся по всей окружности батискафа. Стало светлее.  Мелькнула тень и снова мощный удар. Один из прожекторов разбился вдребезги. Теперь было ясно. Этот некто гасит свет. Свет, который он никогда не видел и потому он возможно неприятен этому существу. Он напуган.
- Он идёт мужики, - припал к стеклу старпом, - смотрите!
В свете прожекторов появилось огромное иглокожее существо с громадной пастью  с длинными загнутыми назад острыми зубами. На миг показалось, что все животное состоит из одной пасти. Маленькие миндалевидные глаза глядели на батискаф. Я успел сделать несколько фотографий, прежде чем существо снова атаковало батискаф, а точнее прожекторы.
- Пётр отключи  свет, - приказал я, - оставь один на минимуме.
Свет потух, и полумрак опустился на глубину. Батискаф погружался. Существо  отступило.
Опускались на минимальном свете, в страхе быть атакованным более крупным хищником. Видимость была слабая. Петру приходилось вести погружение аккуратно, что не наткнуться на рифы, или подводного жителя. В поле зрения неожиданно замельтешил планктон. Океан был наполнен жизнью, возможно среди представителей фауны можно встретить и более древнюю форму жизни. Это облегчит исследования, поможет понять, как зарождалась жизнь на Глизе как на дне, так и на её поверхности.
В мистическом танце проплывали мелкие ракообразные, членистоногие, странные беспозвоночные создания. И каждый из них таинственно светился, словно звёзды упали с небес и утонули в океане. Так хотелось протянуть руку и прикоснуться этих дивных созданий. Невольно мы почувствовали себя Богами держащие мир на ладони.
 Время в Царстве вечной тьмы шло медленно. Казалось, всё замерло в этом мрачном однообразном мире, где жизнь идёт уже миллионы лет, пока к ним не нагрянули незваные гости.  Да и здесь как-то забывалось само понятие о времени.
 Батискаф медленно опустился на песчаное дно, взбаламутив песок и потревожив покой странных существ, которые тучкой ринулись прочь. Пётр включил все прожекторы. Свет проник в чёрную пустоту и наполнил чуждый ландшафт мрачными красками. Здесь на глубине раскинулся дивный мир с удивительным пейзажем населённый самыми невероятными созданиями природы.
Насколько хватало глаз, возвышались шпики высотой до ста метров. Это выделяется тепло из недр земли и, застывая, образуют сталактиты. Балансируя между этим каменным лесом, проплывали прозрачные ракообразные создания.  Внезапно выскочило гигантское подводное чудовище. Оно проплыло над батискафом и исчезло во тьме, пожирая планктон.
- Ух ты! Видели! – воскликнул Фёдор.
- Особенность жизни на глубине формируют внешний облик подводных жителей, - заметил Крамер. 
- Пётр, давай вперёд, низко над поверхностью, - приказал я, - нужно изучить этот чуждый мир.
Пётр поднялся на высоту около полутра метра и поехал. Датчики делали записи, радары фиксировали малейшее движение, в случае если нападёт монстр глубин. Видимость была отличная.
- У меня предчувствие, -  обратился к экипажу Крамер.
- Мрачное место, - заметил Пётр, не сводя глаз с пустоты.
- Это чужой мир и мы здесь чужие, - сказал Крамер, - я думаю…
- Боже мой, взгляните туда, - воскликнул  Маслов.
Впереди показались странные ленточные создания, совершая волнообразные движения, они поднимались вверх, а затем опускались вниз, сворачиваясь в спираль. Их тут было сотни. Через несколько минут они снова вытягивались в длину и как потом мы узнали, существа заглатывали ракообразных и беспозвоночных.  Вдоль их тела полоской тянулись светящиеся полоски, возможно, чтобы привлечь добычу. По дну бродили серые бесцветные длинноногие  существа. Передними клешнями-руками они отправляли в пасть грунт.
- Грунтоеды, - сказал Фёдор, - они поглощают грунт большими порциями, используя его органические вещества и бактерии. Я читал о них на земле.
Грунтоеды маршем прошли и исчезли в темноте. Внезапно таинственный голос пронзил тишину «Стойте! Не плывите дальше»
- Кто это сказал? – встрепенулся я, - Вы Крамер?
- Нет. Я думал это вы?
- Я тоже слышал этот голос, - сказал Пётр.
- Мать честная,  это ещё что за хрень! – вырвалось у Фёдора.
Прямо по курсу мы увидели нечто прекрасное, которое доселе не встречали.   Прозрачные,  бесцветные, бесформенные создания глубин плавали низко над поверхностью, словно брошенная на дно вуаль.  Ни головы, ни тела, ни рук и ног не наблюдалось.  Размером они были меньше полуметра. Возможно, свет прожекторов привлёк этих удивительных созданий.  Десяток существ окружили батискаф. Одни самые смелые подплывали ближе. А потом,  изгибаясь, словно платье невесты на ветру, уплывали прочь.    Мы замерли. Было ощущение, что эти дивные создания не желают, чтобы земляне шли дальше, ибо их стало ещё больше. Прозрачная стена из вальсирующих вуалей преградила нам путь. Там было что-то, чего нам не следовало видеть. А этим они сильнее дразнили любопытство человека. Странные мы люди, вечно нас тянет в неприятности.
- Смотрите! Смотрите! Боже невероятно! – восхищался Маслов, - да их тут сотня, если не меньше.
- Потрясающе! Вот это да! – изумился Пётр.
 «Кто вы?»   
Голос неизвестно кому принадлежавший смутил нас. Он был слышен всем.
Я замер в недоумении. Кто это говорит? Уж не эти ли прозрачные существа?
- Вы слышали? – обратился я к товарищам.
- Ага, - ответил Крамер, - голос спрашивает кто мы.
- Похоже, кто-то общается с нами телепатически, - предположил Пётр.
«Кто вы»
- Вот снова, - встрепенулся Крамер, - капитан при всём моём уважении, но не думаете ли вы, что эти существа инопланетяне, который пытаются вступить с нами в контакт.
- Не знаю Роб, но всё это странно!
- Отвечайте, они ждут, - толкнул меня в плечо Пётр.
- Тьфу, бред какой-то, - выругался я, - мы люди. 
«Люди? Кто такие люди?»
- Мы пришли с поверхности. Мы с планеты Земля, галактика Млечный Путь.
«Поверхность? Что это такое? Ваши мысли и слова не ясны?»
- Понимаете, чёрт бред какой-то как можно говорить, не видя своего собеседника, - выругался я, -кажется, схожу с ума, мужики.
- Тогда это массовый психоз, - заметил Крамер, - погодите, мистер Киров, я попробую.
- Валяйте.
- Вы ещё здесь? Ей!
«Мы здесь. Мы хотим говорить с вами. Вы интересные»
- Я Роберт Крамер. А вы кто?
«Лакарусы. Мы живём. Мы очень счастливы. Мы никогда не встречали таких как вы»
- Отлично. Я человек. Я   прилетел на вашу планету Глизе. Мы спустились на дно океана, чтобы исследовать ваш мир. Мы не хотим причинить вред. Мы ваши друзья.
Крамер говорил медленно, не сводя глаз с прозрачных созданий, которые огромной тучкой столпились недалеко от батискафа. Контакт налаживался. Но с иноземной цивилизацией надо быть начеку  и тщательно подбирать слова, чтобы не спугнуть. С ними как с женщиной, они любят ушами.
- Отлично Роб, - похвалил я бортинженера, - так держать!
«Над нами тоже есть живые существа? Наше царство не едино?»
- Понимаете, там – Крамер указал наверх, - над вами на высоте 15000 метров есть суша. Она населена множеством зверей, людьми. Там растения, цветы, насекомые и много того, чего вы никогда не видели. Там солнце светит над головой и там наш дом.
«Заманчиво. Мы хотим увидеть сушу. Думай про поверхность. Мы будем смотреть сушу»
Крамер откинулся на спинку кресла и, закрыв глаза расслабился. Он представил леса, моря, горы, города. 
«Как красиво наверху. Мы ничего этого не знали. Мы хотим на сушу. Наверху интересно»
- К сожаленью, но морские животные не могут жить на суше. Они погибают, - ответил Крамер.
«Почему?»
- Потому что там воздух. Вы не сможете дышать. Наверху нет воды. Также будет чувствовать себя человек. Если я сейчас окажусь снаружи без водолазного костюма я погибну. Потому что я не могу жить в воде. Вы живете в океанских глубинах. Поверхность погубит вас. Ну, вы понимаете меня?
«Понимаем. Мы сомневались в том, что над нами есть жизнь. Но вы развеяли все сомнения. Мы вам верим»
Глядя на Лакарусов, я невольно задумался, это ваш крохотный космос, ваша микро вселенная, а земляне, словно пришельцы со звёзд в глазах людей. Когда-то и люди считали, что они одиноки в космосе. Но жизнь распространена в безграничной Вселенной. И когда осознаёшь весь этот масштаб, то понимаешь, насколько ты мал и ничтожен среди звёзд. И как ты одинок в этом мире, где нет границ разума. От самых примитивных племён и до самых высокоразвитых цивилизаций протянулась это вечная тропа поиска брата по разуму. Жизни единой не хватит, чтобы достигнуть края Вселенной. Огромный величественный мир, где человечество лишь песчинка в океане жизни…
- Как долго вы обитаете в глубине? – спросил я.
«С тех времён, когда пришла тьма»
- Где ваши города? Где вы живёте?
«Повсюду»
- Вы всю жизнь провели на глубине? – поинтересовался Крамер.
«Да».
- Как вы с нами общаетесь? – неожиданно спросил Пётр.
«Мы настроились на ваши мысленные волны, выучили ваш язык. Это просто»
- Великолепно, - восхитился Киров, - вас можно изучать бесконечно.
«Вы тоже интересные».
- Почему нам нельзя плыть дальше? – спросил я.
«Там, то, что вы зовёте смертью. Возвращайтесь откуда пришли. Мы не держим зла. Уходите».
Лакарусы плотнее прижались, образовав огромную толстую стену.  Там было то, чего нам не дано было увидеть. Как бы меня не распирало от любопытства, я решил отступить.  Сделав пару фотографии и видео материал, я   приказал Петру подниматься. Одна эта встреча говорила уже о многом. Странные создания, обладающие разумом и мышлением, доказывали, что жизнь на Глизе распространена не только на суше, но и на глубине 15000 метров.
«Увидимся ли вновь. Люди»
- К сожаленью Лакарусы. Но нет, - ответил Крамер.
«Мы будем очень скучать. Вы рассказали нам про сушу. И теперь наша жизнь измениться. Мы будем другими».
- Так кто же вы? – спросил я.
«Мы есть мысль. Мы есть разум глубин. Мы живём. Мы очень счастливы»
  Батискаф начал медленный путь наверх. Лакарусы огромной кучкой направились следом.
- Смотрите капитан, - обратился ко мне Пётр, - нас провожают.
- Господи ну куда они. Погибнут же.
«Ради нового мира стоит погибнуть. Мы хотим знать всё» был ответ.
- Боже, это же мои слова, - воскликнул Маслов, - мой девиз, когда мы отправились на Глизе.
- Они всё глубже проникают в наши мысли, - забеспокоился Крамер, - Семён, нужно вспугнуть их торпедой.
- Нет! Никогда, они тоже жизнь. Я не Бог чтобы вершить их судьбы.
- Погибнут же, бедолаги.
 Прошло много времени. Лакарусы не отставая плыли вслед за батискафом. Он притягивал их как магнит, а больше всего та загадочная суша, которую они никогда не видели. Совсем как человечество, когда оно только осваивало открытый космос, решил я. Мчаться в никуда как мотылёк на обманчивый огонёк.  Неизвестность манила в пасть смерти.  Множество трагедий в космосе было на памяти землян…
На глубине 400 –сот метров проник слабый свет и чем выше поднимался батискаф, тем ярче становилось. Лакарусы остановились на глубине 80-ти метров. Здесь им открылся новый мир. Рыбы проплывали мимо и большие и малые. Красный свет солнца проникал через прозрачную призму воды, окрасив всё кроваво-алым сиянием. Под батискафом стелился огромный белый ковёр Лакарусов. И каждый почувствовал на себе их изумление.
Миллионы лет, прожив на глубине во тьме, они и подумать не могли, что над ними есть ещё жизнь, самая разнообразная. Одинокий разум, хозяева глубины, они сами оказались лишь малой шестерёнкой в гигантском механизме океана, как и само человечество в бескрайней Вселенной.
- Дальше вам нельзя, - обратился я к лакарусам, - вы погибните. Возвращайтесь назад.
«Как прекрасно. Как красив свет. Мы не хотим на дно. Мы хотим остаться здесь»
- Что ж это ваше право, - тихо сказал я, -  но вам придётся научиться выживать. Это чужой мир для вас. Вы лёгкая добыча для хищника. Веками, проведя в мирном одиночестве, способны ли вы будете выжить в новом для вас мире.
«Мы хотим жить. Мы будем жить. Мы счастливы».
- Прощайте, Лакарусы!
«Мы никогда не увидим сушу, космос, закат и рассвет»
- К сожаленью, - ответил Крамер, - пленники морских глубин. Ваша мечта останется мечтой. Как жаль, друзья.
«Нам нравиться мечтать. Мы хотим мечтать. Это интересно. Мы будем помнить о вас люди»
Контакт на этом прервался. Лакарусы разбежались в сторону, изучать новый для себя мир.
- Возвращаемся на базу, Пётр.
- Есть капитан…
Прошло уже 12 часов после того нашего возвращения. Но я всё ещё под впечатлением. Много миров я повидал в своём космическом пути, но таких удивительных созданий я нигде не встречал и возможно не встречу. Странная штука жизнь…
 


Рецензии