Уроки Кипра

№68/201310 апреля 2013
Власти Кипра заявили о готовности огласить, сколько потеряют вкладчики, доверившиеся вложить свои средства в банки этой страны. На момент написания статьи предполагалось, что владельцы депозитов свыше 100 тысяч евро в Bank of Cyprus потеряют 60 процентов сбережений, клиенты банка Laiki - 80 процентов. Стоит заметить, что их активы - это половина активов всех кипрских банков, а депозиты в них - 60 процентов всех депозитов на Кипре. Такой нехитрый способ сравнительно честного способа отъема денег стал итогом порочной сущности сложившейся там банковской системы.

Министр финансов Кипра Михалис Саррис на прошлой неделе подал в отставку. О ней было объявлено всего через несколько часов после завершения переговоров по предоставлению финансовой помощи Кипру. По условиям достигнутого предварительного соглашения этот остров получит дополнительные два года на то, чтобы выполнить требования по бюджету, выдвинутые международными кредиторами.

Решение о принудительном привлечении владельцев депозитов к финансированию реструктуризации Банка Кипра принято правительством в качестве условия выделения ЕС и МВФ антикризисной программы в размере 10 млрд евро. Согласно объявленным властями мерам владельцы депозитов получат акции класса "А" в обмен на 37,5 процента своих вкладов с правом голоса и дивидендами. Еще 22,5 процента вкладов заморожены, часть или вся эта сумма также будет конвертирована в акции класса "А". Остающиеся 40 процентов временно замораживаются в целях поддержания ликвидности на депозите владельца вклада до лучших времен.

Принудительный обмен денег на акции, конечно, нарушение прав, но оно санкционировано кипрским законом "Об оздоровлении кредитных и иных институтов". Процесс же окончательной консолидации Банка Кипра и Кипрского народного банка, как ожидается, займет шесть месяцев.

"Метод спасения" кипрских банков стал поворотным пунктом в затянувшейся истории перманентного европейского долгового кризиса. Впервые в истории еврозоны создан опасный прецедент, когда спасение банковской системы велось за счет вкладчиков, обложения вкладов единовременным налогом.

Пока, по словам европейских чиновников, Кипр - это особый случай, так как он являлся налоговым убежищем, но прецедент-то создан. У европейских правительств, чьи страны находятся в глубоком долговом кризисе, такие, например, как Греция, может возникнуть желание применить подобные секвестирования и в собственных странах. Искушение усиливается на фоне заявлений главы Еврогруппы Йеруна Дейсселблума, который выступил против того, чтобы за проблемы и просчеты банков одной страны отвечали своими деньгами налогоплательщики всей еврозоны.

Подобный вывод сразу же привел на биржах к заметному снижению курсов акций банков в таких проблемных странах, как Греция, Италия и Испания. Ведь при любом ухудшении ситуации эти кредитно-финансовые институты могут столкнуться с массовым оттоком вкладов, владельцы которых станут опасаться, что их сбережения обложат однократным сбором.

Беспрецедентно жесткие условия транша помощи Кипру тот же глава Еврогруппы Йерун Дейсселблум кратко объяснил "значительным объемом и особой структурой кипрского финансового сектора, более чем в семь раз превышающего ВВП страны". К 2018 году этот показатель должен быть приведен к среднему по ЕС. То есть ЕС и не скрывает смысла операции: финансовые реквизиции необходимы для того, чтобы прекратить работу Кипра как международного финансового центра в еврозоне. После "приведения к среднему по ЕС" он перестанет быть европейским центром банкинга.

Повторимся, позиция всего Евросоюза по-прежнему состоит в том, что "Кипр - это уникальный случай, причем по многим причинам". Однако в Европе, особенно в небольших государствах со здоровыми государственными финансами, зазвучали голоса в поддержку подхода, который предлагает Дейсселблум. Так, премьер-министр Финляндии Юрки Катайнен считает идею привлекать к санации неплатежеспособных банков его вкладчиков в принципе правильной: "Во всей Европе должна действовать нормальная рыночная экономика, при которой и собственники, и инвесторы банка несут потери в случае его банкротства".

Опрошенные агентством Reuters финансовые специалисты, к примеру, не сомневаются, что спасение Кипра стало поворотным моментом в истории кризиса еврозоны: оно знаменует собой конец гарантированного государственного спасения банков и неприкосновенности вкладов свыше 100 тысяч евро. К такому же выводу пришло и рейтинговое агентство Standard & Poor's, которое такой поворот в европейской политике осуждает.

Обобщая все сказанное выше, отметим главное - наличие секретных налоговых убежищ по миру раскрывает суть проблемы, а именно: система оффшоров представляет собой угрозу демократии, она подрывает основы правового государства, делая ставку на сокрытие нелегальных доходов, способствуя хищению общественных богатств. И это видно на примере демократических стран.

Бывший министр бюджета Франции Жером Каюзак, в марте ушедший со скандалом в отставку, сознался, что на протяжении последних 20 лет пользовался тайным счетом в швейцарском банке. Ярый борец с отмыванием денег хранил свои средства за границей, чтобы не платить налоги.

Несмотря на объявленную в разгар финансового кризиса 2007-2008 годов беспощадную войну оффшорам, мир столкнулся с кризисом на Кипре - популярной оффшорной площадке различного рода олигархов и других любителей непрозрачности в бизнесе. В мире наконец-то начинают понимать, что необходимо ужесточить правила и методы контроля за незаконным передвижением банковских средств, развивая сотрудничество между странами в борьбе с отмыванием денег.

Ситуация на Кипре должна стать хорошим уроком для всех, а также сделать ряд выводов и о нашей стране.

Во-первых, кипрский кризис в очередной раз продемонстрировал стратегическую важность пристального внимания, которое Узбекистан уделяет развитию финансово-банковской системы как одному из краеугольных камней "узбекской модели" реформ экономики. Банковский кризис, как ожидается, подтолкнет экономику Кипра к резкому спаду ВВП страны. По прогнозам самих киприотов, он понизится в этом году на девять процентов.

Во-вторых, под какими бы благостными соображениями не создаются наднациональные структуры с передачей им суверенных прав его участниками-государствами, в кризисных условиях большие державы начинают диктовать свои условия остальным.

- С Кипром поступили некорректно, а переговоры о плане спасения велись нечестно, - заявил экс-президент страны Георгиос Василиу. "В Евросоюзе крупные державы обладают всеми рычагами власти. Иными словами, у них был револьвер с патронами, а у нас - ничего", - сказал Василиу.

Именно поэтому наша страна и настаивает на равноправных и взаимовыгодных условиях межгосударственного сотрудничества со всеми внешнеполитическими партнерами исходя из своих национальных интересов. Мы уважаем интересы государств, с которыми сотрудничаем, но хотим, чтобы и они также относились к нашим интересам.

Еще одним уроком кипрского кризиса является то, что мир увидел провал оффшорных зон, а выведенные из страны средства рано или поздно отнимут. Деньги надо вкладывать в свою экономику, в развитие своей страны.

Посмотрим на нашу банковскую систему. В результате осуществленных в Узбекистане реформ устойчиво и надежно функционирует финансово-банковская система, которая продолжает демонстрировать высокие показатели. По итогам прошлого года совокупный капитал банковской системы увеличился на 24,3 процента, а за последние три года - в два раза. Уровень достаточности капитала составляет 24 процента, что в три раза выше общепринятых международных стандартов. Ликвидность банковской системы по итогам 2012 года превышает 65 процентов, что более чем в два раза выше требуемого минимального уровня.

Выбранная страной собственная модель преобразований, помноженная на самоотверженный труд нашего народа, является прочной базой дальнейшего развития экономики страны. Уже сегодня Узбекистан добился стабильного на протяжении ряда лет профицита бюджета, высокого уровня официальных резервов, низкого государственного долга и стабильной банковской системы. Это защищает страну от прямых последствий глобального кризиса.
http://www.pv.uz/economics/9470


Рецензии