Узбекистану одинаково важны все страны ЦА

Регион Центральной Азии является главным приоритетом внешнеполитической деятельности Узбекистана, так как с ним связаны жизненно важные интересы республики. Узбекистан традиционно выступает за решение всех насущных проблем региона на основе взаимного учета интересов, норм и принципов международного права.
Отмечу, что процесс устранения и недопущения неравноправных взаимоотношений между государствами ЦА, ставшими суверенными, очень часто пытаются представить как отказ от этих отношений или даже как их полный разрыв. Более того, часто выдвигается ошибочный тезис о том, что главным условием социальных, экономических, культурных, научных и других взаимоотношений должно быть согласие новых государств на ограничение или ущемление собственного суверенитета.
Смысл и содержание политики ставших суверенными государств ЦА, на мой взгляд, заключается не в разрыве всесторонних интегративных взаимосвязей, а в преобразовании их в действительно прочные и долгосрочные взаимоотношения на надежной основе доверия, равноправия и взаимной выгоды. Обеспечение независимости и стремление к интеграции в ЦА следует рассматривать в неразрывном противоречивом единстве в качестве различных сторон общего процесса развития.
Это является базой для утверждения о том, что разговоры о "близости" или "дальности" не могут не носить сиюминутный политический оттенок. С моей точки зрения, интеграция стран региона, характеризует меру совпадения целей и интересов государств ЦА. Самая жизнеспособная разновидность складывается из единства разнообразия, формирования целостности на основе совпадения отдельных целей и интересов.
Отсюда вытекает вывод о неправомерности формально-логических принципов подхода "или/или" к внешнеполитическим проблемам взаимодействия стран ЦА. Например, либо интеграция с государствами региона, либо интегрироваться в мировое сообщество. Здесь, правомерно диалектическое единство "и/и", то есть, интеграционную политику с государствами центральноазиатского региона можно и нужно взаимодополнять политикой по интеграции в мировое сообщество.
Никому уже не надо доказывать, что Узбекистан стал полноправным участником глобализационных процессов. Они, с одной стороны, открывают возможности для стабильного развития Узбекистана, но, с другой стороны, порождают явные и скрытые угрозы в сферах экономической, продовольственной, энергетической, экологической, информационной и гуманитарной безопасности. Эти аспекты лежат в формировании приоритетов внешней политики Узбекистана и защите его национальных интересов на мировой арене.
Вместе с тем, по причине отсутствия единой позиции у государств ЦА по вопросу использования трансграничных рек и в результате отрицания отдельными государствами международных правовых норм, регулирующих межгосударственные отношения в сфере совместного использования водных ресурсов, остаются нерешенными жизненно важные задачи эффективного использования водных ресурсов трансграничных рек. Здесь лежит корень основных региональных проблем и противоречий.
Необходимо отметить, что Узбекистан демонстрирует наличие принципиальной позиции по вопросам рационального и эффективного использования трансграничных водотоков в центральноазиатском регионе. Узбекистан исходит из общепризнанных требований обязательного учета интересов всех стран, попадающих под влияние трансграничных водных объектов, до принятия решений о разработке проектов, связанных с трансграничным влиянием.
Мы, в Узбекистане, прекрасно понимаем, что вода является одним из главных источников и факторов социально-экономического благосостояния, достойного уровня жизни населения и развития общества для всех стран ЦА. Поэтому, не секрет, что жизненно важным вопросом для Узбекистана и других государств бассейна Аральского моря является повышение эффективности водопользования, справедливый раздел воды, достижение соглашения между потребителями - государствами, расположенными в верховьях и низовьях рек.
В целом, на мой взгляд, многие проблемы в ЦА возникают там, где отдельными государствами могут игнорироваться нормы международного права, регулирующие межгосударственные отношения в области совместного водопользования. Этот момент, как мне представляется, и является базой для решения стоящих перед странами ЦА проблемных вопросов. Повторю еще раз, Узбекистан всегда был и остается сторонником открытой, дружественной, прагматичной политики в отношениях с ближайшими соседями, поддерживает решение всех актуальных политических, экономических и экологических проблем с учетом взаимных интересов и на основе норм международного права.
Хотелось бы напомнить, что в формировании концептуальных основ внешней политики Узбекистана определяющими факторами развития международных отношений являются защита и продвижение на международной арене его национальных интересов. Укрепление государственной независимости и суверенитета, дальнейшее усиление роли Узбекистана в международной жизни в качестве полноправного субъекта международных отношений, создание вокруг Узбекистана пространства безопасности, стабильности и добрососедства обозначены главной целью внешнеполитической деятельности, основанной на приоритете национальных интересов Республики Узбекистан и равноправном сотрудничестве.
Еще раз сделаю акцент на том, что регион ЦА является приоритетом внешнеполитической деятельности Узбекистана, так как с ним связаны жизненно важные интересы республики. Повторю и то, что Ташкент выступает за решение всех насущных проблем региона на основе взаимного учета интересов, норм и принципов международного права. Это предполагает, что проблемы ЦА должны решаться без вмешательства внешних сил, самими государствами региона. Иначе, очевидно, что вмешательство внешних сил обернется наличием и внешних интересов.
В идеале, принципы интеграции должны основываться на верховенстве национально-государственных интересов, всемерном учете взаимных интересов, добровольности, равноправии и взаимной выгоде. В частности, расширение и углубление межгосударственных отношений Узбекистана на данных принципах способствует реализации политики суверенитета и независимого развития страны. Это соответствует национальным интересам и благоприятствует интеграции страны в мировое сообщество в качестве его самостоятельного субъекта. Фактически это говорит о том, что "центром" сотрудничества и интеграции, на мой взгляд, не должна быть какая-нибудь страна, а - достижение конкретной и реальной цели, например, развития системы транспортно-коммуникационных коридоров.
Реализация, заложенной в Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества, цели, стоящей перед Узбекистаном (войти в число современных развитых демократических государств, обеспечить своему народу достойные условия жизни и достойное место в мировом сообществе), обуславливает необходимость опоры на приоритетные интересы общества, безопасности и устойчивого развития государства. Подчеркну, что, на мой взгляд, интеграция не является самоцелью, а выступает механизмом достижения указанной в Концепции цели.
Развитие глобализации неизменно будет толкать страны региона к региональной интеграции, снимая пограничные и таможенные барьеры на пути торгово-экономических и инвестиционных связей государств, особенно если учесть вызовы, угрозы и последствия все еще продолжающегося мирового финансово-экономического кризиса.
Важным является то, что к внешним угрозам национальной безопасности можно отнести стремление к противодействию процессам расширения и углубления интеграционного взаимодействия стран центральноазиатского региона. Это обуславливает необходимость создания системы прочных взаимовыгодных межгосударственных связей, формирования вокруг ЦА "кольца" безопасности, добрососедства и сотрудничества, недопущения в регионе межэтнического и межгосударственного противостояния.


Рецензии