Книга и её Писатель
– Здравствуйте, – радушно улыбающийся молодой человек вошёл в небольшой кабинет, прикрывая плотно за собой дверь. Он прошёл к столу Ильи Петровича и снял с плеча сумку.
– Простите? – из-под очков глянув на нежданного гостя, Гончарский даже привстал со стула.
Навстречу ему была протянута младая ладонь, чтобы пожать руку.
– Здравствуйте, – ещё раз повторил юноша и кивнул.
– Вы что-то хотели? – мужчина выпрямился, оглядев коричневого оттенка костюм молодого человека и, совсем непроизвольно, оттянул свой пиджак чуть вниз и провёл пальцами по густым усам.
– Я хотел поговорить с Вами, редактор. Вот, держите.
В руки Илья Петрович получил толстую книгу, на месте имени автора которого было лишь три буквы: «С. О. Н».
– Что это?
– Это? Моё творчество, – молодой человек взял и сел посередине кабинета, сложив руки на колени.
– Вы хотите печататься?
– Нет, что Вы. Я дал Вам книгу совсем для другого.
– Но Вы не представились.
– А разве книга – не хороший документ, показывающий личность? Это паспорт писателя.
– Ничего, кроме инициалов, я не вижу, сударь, – Илья Петрович Гончарский вновь удивился, присаживаясь на своё место и всматриваясь в переплёт книги.
– А Вы не по обложке смотрите, Вы загляните внутрь.
Директор прочистил горло, открывая первые страницы и быстро пробегая по строкам глазами.
– Сергей Олегович Невский?
– Николай Осипович Серый, – с той же улыбкой поправил молодой юноша, кивнув.
– Но как же… тут написано.
– Это всё ещё обложка, Илья Петрович. Всё ещё первое впечатление.
Книга закрылась в руках директора типографии, и тот, немного возмущённо, спросил:
– О чём Вы хотели поговорить, Николай Осипович?
– О книге и её писателе, сэр.
– Простите, но… я очень занят.
– Неужели Вам не интересно знать, что Вы печатаете и чему даёте жизнь? Это ведь практически Вы являетесь тем, кто принимает рождение каждого рассказа.
– Вы, Николай Осипович, говорите так, словно книга – живая.
– А разве нет?
Илья Петрович снова замолчал, смотря на юношу, как на того, кто был «немного не в духе».
– Простите, конечно. Но Ваши речи настоль уж красноречивы, что я могу подумать, будто Вы…
– Будто я? – спросил Николай, когда Илья Петрович замолчал.
– Сумасшедший.
Молодой писатель рассмеялся, махнув рукой.
– Каждый сумасшедший – гений, каждый гений – писатель своей собственной истории.
– Стойте-стойте. Это ж что Вы сейчас, всех великих писателей сумасшедшими назвали?
– Я назвал их гениями. А сумасшедшими их назвали Вы, – улыбка юноши стала ещё более радушна, и как будто с сожалением он посмотрел на директора типографии.
– Ладно, я слушаю. Что Вы хотели сказать? – сухо буркнул Илья Петрович, откладывая книгу.
– Скажите, что Вы знаете о том, как пишется книга?
– Я слышал, авторы много мучаются с ними. Фантазия, якобы, то есть, то нет.
– А сами бы Вы написали?
– Я не думаю, что это уж та-ак сложно. Да любой может взяться за ручку и начать писать.
– Начать-то писать может каждый. А вот закончить писать – это уже совсем иное дело.
– То есть, это как дар природы – литературное призвание?
– Писательство – это ведь не увлечение, Илья Петрович. Это профессия, которая даётся с рождения. И не каждый может быть ею одарён.
– И как же писатели понимают, что они могут «начать и закончить»?
– Однажды они пробуют себя, поначалу это происходит ещё в школе, на уроках русского или литературы. Они берут в руки перо или ручку, пусть то даже карандаш, и начинают писать. У кого-то нервы звенят от нескольких предложений. И фантазия тут же кончается. А кто-то сразу думает: «Ага, а теперь я немного заверну сюжет. Вот сюда». И пишут гораздо больше. Один раз попробуешь – и уже ясно. Сможешь ты жить без письма или нет. Писать – это ведь как наркотик. И каждый писатель – наркоман. Он не может спокойно дышать, пока об этом не напишет. И у каждого свой наркотик и своя доза. Нет похожих стилей. И никогда не будет.
– То есть, опять же, книга – это как подпись? – заинтересованно спросил Илья Петрович.
– Нет-нет, книга – это паспорт. А уже стиль написания – это как личная подпись. И её уже подделать не так и просто.
Юноша расплылся в довольной улыбке.
– Вот скажите, читали ли Вы когда-нибудь то, что печатаете?
– Конечно же, читал!
– Ну и как, нравится?
– Нравится.
– То-то же! – писатель удобнее уселся на стуле и вдохновлено продолжил: – В каждый рассказ писатель вкладывает частичку себя. И это не тот случай, где за каплю чернил платят жизнью. А тот, где капли чернил платят за жизнь. В истории осталось много великих поэтов и писателей, но гораздо больше в неё не вошли.
– Это почему же? Кто не хочет быть известным?
– Да каждый писатель не хочет, когда понимает, чего ему это стоит. Чем опытнее он, тем больше себя вкладывает в каждое слово и букву. А представляете, издавать книгу, где ты, хоть и не прямым текстом, но написал все свои чувства? Это как голым выйти на сцену. Пусть другим и нравится, но для писателя это не так уж и приятно. Словно душу читают. Этакий, как открытая книга!
– А сами-то Вы, Николай Осипович, известны? Не слышал я о Вас. И книга у Вас… странная. Как она называется?
– Посмотрите, там всё написано.
– Но тут нет названия!
– Чуть ниже инициалов. Гляньте.
– Тут только «Безымянная»…
– Верно.
– Но ведь это не название. Как же?..
– А вот смотрите, – юноша даже подтянул спину, – все вещи, имеющие имена, они как бы прибиты к сущности нашего существования. Подумайте сами, у каждого имени есть своя личность. А все безымянные вещи... они какие-то нереальные. Их не существует, но они всё же есть. Они не вылетают из памяти, как огромные названия наподобие «Как научиться вбивать гвоздь в стену из бетонного блока», а остаются там надолго.
– Вы хотите сказать, что назвали так книгу только из-за этого свойства?
– Да. Таким образом, её никто даже присвоить себе не сможет. «Я прочитал безымянную книгу», – но не бред ли, Илья Петрович? Поэтому люди будут в тайне, в глубинах своего сердца держать сам смысл книги, а не её название. И по обложке уже судить они не могут.
– А разве книга может быть не присвоена? Ведь она всё равно принадлежит своему писателю.
– Ан нет, книга, мой дорогой, – это отдельная история жизни, а то и вовсе отдельная жизнь. Она никому не принадлежит. Она может только любить своего автора. Но есть и книги, которые оказывают недоброжелательный эффект на читателя. Такие книги пытаются забыть своих писателей, ведь им одиноко. Люди их не любят, люди их боятся. А что может быть печальнее?
– Как интересно, – удивлённо прошептал Илья Петрович, прочищая горло. – А как на Ваш взгляд, чего добивается писатель от своей работы, если не известности?
– Он хочет, чтобы каждый читатель не был читателем.
– А кем же тогда?
– Он хочет, чтобы каждый читатель его был зрителем. Настоящим зрителем. Потому опытный писатель не навязывает своего возраста для персонажей, внешности или чего-то ещё из физических свойств. Всё это, плавно раскрывая характер, зритель додумывает сам.
– Как будто смотря фильм?
– Лучше. Он помогает каждому своему зрителю почувствовать себя в роли режиссёра. И чем легче написано произведение, тем приятнее его читать.
– И снова вернёмся к старому. Почему книга – это всё-таки паспорт? Ведь она не показывает ни возраста, ничего.
– Потому что, прочитав её, можно понять, сколько лет автору, какого он пола и внешности.
– Но как же… иногда и сочинение маленького ребёнка можно принять за работу подростка.
– Вы опять ничего не поняли, Илья Петрович. Возраст, пол и внешность не физические. А такие, какими хочет обладать писатель. Где-то в глубине. Я ведь уже говорил, что каждый вкладывает частичку себя.
– Поучительно…
Вновь повисла тишина, и юноша, глянув на часы, приподнялся.
– Мне уже пора. Скоро прибудет мой поезд.
– Вы ещё вернётесь?
– Конечно! Писатель не умеет уходить навсегда. Рано или поздно он возвращается, в книгах или в памяти.
– Вот, Ваша книга.
– Нет-нет! Оставьте её себе. Она Вам пригодится.
Юноша отошёл к двери, на миг задержавшись и обернувшись.
– И ещё, Илья Петрович. Книги пишутся не для того, чтобы зарабатывать деньги. А для того, чтобы делать людей счастливыми. Всего доброго! Когда-нибудь я вернусь снова. И мы поговорим о каких-нибудь мелочах. Прощайте.
Илья Петрович, наблюдая, как закрылась дверь, задумчиво открыл книгу, перелистнул страницу на «Пролог» и начал читать:
«Твоя жизнь начинается не с крика боли, а с крика радости, что ты появился на свет. И каждое твоё чтение новой книги начинается с нового рождения. И каждая твоя книга – прожитый тобою опыт. А я, как один из писателей, помогу тебе родиться на свет».
Свидетельство о публикации №215020601801