Тайны войны. После Нюрнберга, часть3

06.02.2015г.
Высокая степень доверия к Муссолини, как к союзнику и единомышленнику – второй стратегический просчет Гитлера. Видимо, впечатление, произведенное «первофашистом» Европы,  было столь велико, что фюрер не отказывался от попыток выручить Муссолини даже тогда, когда на территории Италии уже вовсю хозяйничали войска союзников. 7.09.1943 года Италия капитулировала и Гитлера «жестоко потряс конец фашизма, этого старшего брата национал-социализма». В свое время новоиспеченный  канцлер Германии пропустил мимо ушей реплику Гинденбурга: «Муссолини может сделать всё, кроме одного: не могут итальянцы не быть итальянцами».   Но это оказалось далеко не единственным, чего не смог выполнить Муссолини. Известно, что Германия оказала большую помощь Франко в установлении диктатуры в Испании, но это совсем не означало, что генералиссимус в любой момент был готов подставить правительству немецким фашистам плечо. Осенью 1940 года Германия активно подталкивала Испанию к вступлению в войну с англичанами, имея ввиду установление контроля за Гибралтаром и создание авиабазы на одном из Канарских островов. Министр иностранных дел Испании  Серрано Суньер, имея широкие полномочия от Франко, провел переговоры и сформулировал  протокол так, что это позволило избежать войскам Франко участие в войне. Между тем Гитлер в этом вопросе возлагал особые надежды на Муссолини, который имел куда более тесные связи с франкистами, чем фюрер. Дело не выгорело и английский флот контролировал коммуникации Средиземного моря до конца войны. Была еще крайне неудачная высадка войск итальянцев  в октябре 1940 года. Германскому генштабу пришлось принимать экстренные меры и вмешаться в балканский конфликт. Задача была решена успешно весной 1941 года, чему способствовало  предательство болгарского правительства и свободное продвижение войск через Румынию и Венгрию. Это был последний крупный успех вермахта на европейских полях. Он же стал причиной того, что проведение плана Барбаросса откладывалось на шесть недель» - с 1.04.1941 года   на 15.05.1941 года. 
Напомню, что план, окончательно разработанный под руководством генерала Ф. Паулюса, был утверждён 18 декабря 1940 года директивой Верховного главнокомандующего вермахта № 21.
Решение о нападении на советский союз созрело  в достаточно короткий срок, хотя сопровождалось частыми переменами настроений.  23.11.1939 г. Гитлер отмечает, что стремление России к Персидскому заливу  и к Балканам перекрещивается с линиями германской политики. Первые признаки раздражения проявляются в беседе с Риббентропом в августе 1940г., после вхождения войск СССР в Бессарабию: «Я не позволю русским распускаться. Мой пакт с ними был заключен в предвидении долгой войны; но так как война оказалась короткой, я в нем не нуждаюсь». В начале сентября Кейтель, Иодль и Варлимонт были вызваны на  совещание: «Он просил нас подумать о войне с Россией. Но пока приказал нам держать это в абсолютном секрете.  Было запрещено писать что-либо по этому поводу». 
Кейтель: «Фотографии показывали большое сосредоточение войск на нашей границе (после раздела Польши). Экономические миссии занимались разведкой. Это выводило фюрера из себя».
Кроме того, Гитлера мучают подозрения, «что между Англией и СССР существует тайное соглашение. Он не мог иначе объяснить ожесточенное сопротивление англичан». Не осталось без внимания и назначение  британским послом в Москву в июле 1940 года Стэффорда Крипса – политического деятеля, имевшего шансы договориться с Кремлем о взаимодействии. 
Первые месяцы 1941 года Гитлер не может определиться и сделать выбор. Риббентропу он говорит  8 января: «Одновременная интервенция была бы слишком тяжела для нас. Поэтому надо уничтожить угрозу ещё в зародыше». Это понятно – Риббентроп не сторонник вторжения, дела его ведомства идут неплохо. А вот Кейтелю доводится совсем иное: «Наша сухопутная армия стоит без дела.  После поражения Франции у нас нет противника в Европе и очевидно, что мы не можем её держать бесконечно в состоянии мобилизации без употребления». «Это благоприятный случай покончить с большевизмом». Похоже, именно эта мысль и стала idea fix. Окончательное решение было объявлено на военном совете 3 февраля 1941 г. в Берлине: «Я хочу, чтобы операция Барбаросса была самой большой неожиданностью в истории.  Она должна во всех отношениях превзойти всё предыдущее». 
Я хочу отметить, что автор практически настаивает на безоговорочном характере озвучиваемых фюрером решений. Молниеносная и успешная война в Европе, блокада Англии и успех с высадкой на Крит породил не только веру Гитлера в собственных стратегических способностях, но и заглушил голоса его скептиков, особенно среди высшего генералитета. Словом, фюрер Германии поймал кураж и уже не нуждался в каком-либо сдерживании. Между тем донесения практически всех ведомств, указывают на отсутствие не только готовности, но и каких-либо  причин для развязывания войны со стороны СССР. В частности 4 июня посол Германии в СССР информирует МИД : Россия будет воевать только в случае нападения на неё». 15 июня: «Сталин готов на крайние уступки». Но это уже не имело никакого значения: 14 июня Гитлер, собрав у себя высший генералитет, произнес полуторачасовую речь. «Война неизбежна и поэтому мы должны избрать войну превентивную и наступательную, чтобы не дать возможности Советскому Союзу начать её в тот момент, когда он будет лучше подготовлен, а мы будем заняты в других секторах». Таким образом, 22.06.1941 года без предварительного обострения в политике, без пограничных инцидентов, без обмена нотами, без ультиматума, без военного предлога вермахт вторгся в пределы СССР.
И вот здесь я позволю себе один вывод из прочитанного, затрагивающий весьма злободневную трактовку начала войны – никакого превентивного удара в ответ  возможное вторжение советских войск не существовало. Это добротная, хорошо сработанная, но всего-навсего версия Суворова и тех авторов, которые придерживаются и развивают её в настоящее время. Добротная – но версия!
На самом деле это была прямая агрессия одной стороны против другой и инициатором её был канцлер Германии и главнокомандующий её вооруженными  силами Адольф Гитлер. При значительной поддержке всего населения страны.


Рецензии