Не оконченное путешествие. Рассказ-фантасмагория

Всю весну  одолевали недуги. Врачи, как могли, лечили меня, брали анализы, кормили дорогими лекарствами, одна упаковка которых стоила больше чем вся моя годовая медицинская страховка, а потом, разводя руки, говорили:
  - Интоксикация организма, ничего нельзя сделать, ты сам подписался на это.
    Я действительно согласился апробировать на себе новый препарат, взамен на бесплатное лечение, а в договоре, как в предсмертной записке было сказано, что в случае моей смерти прошу никого не винить. Но вот прошло четыре года, а я всё ещё жив. Было всякое. Трудно привыкнуть к тому, как уходят твои новые товарищи, с которыми ещё вчера по-дружески беседовал в больничной палате за чашкой чая. Я уже  знал по именам всех сопричастных мне медиков от профессоров до  нянечек,  которые  помогали мне выжить. И мы победили, но надолго ли.
    На работе уже смирились с моими постоянными отлучками. Но я не строил иллюзий. Как только перестану приносить прибыль своим хозяевам, меня тут же попросят на улицу. Все попытки государства создать Общество Социальной Справедливости окончательно провалились. Великая Империя предала своих подданных. Заявленные цели всё больше расходились с действительностью. Империя не выдержала напряжения и разорвалась, как перетянутая струна в руках неопытного настройщика. Хрупкий мир раскололся и захлебнулся волнами ненависти и насилия. Кровь и слёзы залили многострадальную страну. Однако, вопреки всему, люди продолжали жить и работать, сумев приспособиться за годы несчастий и унижений.
    Вечером, после дождя я вышел в сад. Солнце уже село, было тихо. Облака на вечерней заре светились, образовав причудливые фигуры, напоминающие фантастический город. Я увидел туман, стелющийся над речкой. Услышал стрекот кузнечиков, трели соловья и понял, что, наконец-то, наступило настоящее лето.
    С утра меня вызвал к себе начальник:
  - Необходимо срочно ехать в Северный Город, - «обрадовал» он.
  - Предприятие-поставщик не справляется, но контракты и заказы нужно выполнять. Забирай у них всё, что можно. Придётся доделывать самим. Северные льды отступили, и  Поднебесная уже готова вести свои торговые караваны на Запад. Им необходима защита. Нужно спешить.
    Впервые, я услышал о Северном Городе, когда совсем молодым, много лет назад, после окончания учёбы, попал в громадный кабинет здания Министерства Труда. Не молодая уже женщина, Распределитель работ, больше похожая на домохозяйку, чем на большого чиновника, предложила мне начать свою трудовую деятельность именно там:
  - Отправляйся, не пожалеешь, новый город, новый завод, всё, что нужно для начала карьеры. - А я смотрел на неё и вспоминал слова Великого Вождя:
   «Мы создадим такую систему, в которой даже кухарка сможет управлять государством».
     Приходилось признаться, что хоть в этом-то он действительно оказался прав. Северный Город не входил в мои планы, и я отказался. Это потом я спрашивал себя:  «А поехал ли, если б знал, что и ты отправляешься туда», -  и не находил ответа.
    С нашей последней встречи прошёл год, и не было уверенности, захочешь ли ты, встретится со мной, ведь за год многое могло измениться. Времени на раздумье не было. Я позвонил и услышал:
- Да, приезжай, конечно.
    Я быстро собрался и на следующий же день выехал в дорогу. Сначала заехал в медицинский Центр и выслушал очередной вердикт, который, на сей раз, приятно удивил и обнадёжил. Поздравил своих опекунов с профессиональным праздником.
  - Вы уезжаете?- спросил врач. - В Северный город? Мы остановили репликацию, но маркер антигена неустойчив. Если кольцевая спираль замкнётся, придётся начинать всё заново. Вот визитка с нашими телефонами на всякий случай, да посетите седьмой кабинет, профессор просил оставить материал для исследования.
    Я согласно кивнул, сделал вид, что всё понял и вышел. Для них я был лишь подопытный кролик, или тема очередной  диссертации, не более того. Снова позвонил тебе, что выезжаю. Твой голос показался мне не столь уж оптимистичный, как накануне, но точка возврата была уже пройдена, и я выехал. Что это была за езда. Духота и влажность не давали дышать,  кондиционер не работал, несколько раз я менял мокрую рубашку, да, вдобавок, появилось чувство, что это совсем не я еду, а кто-то  другой управляет мной. Я же, только кручу баранку да слежу за дорогой. Напрасно я пытался убедить себя, что еду лишь по заданию,  прекрасно понимая, что это не так. Где-то, по середине пути, стали одолевать сомнения. Позвонил ей, сети не было. Я задумался: «Кто я ей? Отвергнутый мальчик из далёкого прошлого. Вот только выполню свою работу и вернусь. Всё останется, как есть, к чему усложнять жизнь». Но тот, второй, уже всё решил за меня и я смирился.
    Включил радио. Новости были тревожные. На Западе продолжаются  боевые столкновения. Северный альянс собирает своих сторонников. Южный остров снова перешёл под контроль Федерации. Переключился на музыку. Молодая певица по-новому пела старые песни: «Это было недавно, это было давно».
    Ровная и прямая дорога разрезала заброшенные поля, густо поросшие высоким борщевиком, полынью и крапивой. Сквозь них уже проглядывалась молодая берёзовая и сосновая поросль. Земля отдыхала. Природа не выдержала  насилия над собой и разрушила Великой Империю. Люди ушли из этих мест. Встречных машин не было, временами попадались пустые селения. Издалека кажется, что село обитаемо, крепкие дома, сады, огороды. Подъехав же ближе, обнаруживаешь разбитые стёкла да бурьян, и ни души. В одном только месте, около полуразрушенного сарая двое, видимо отец и сын, пытались завести старый трактор.
   "Тогда для кого и когда была построена эта дорога",- подумал я, мчась по ней, как по автостраде? Мне вспомнилась похожая картина из детства. Только что окончился период Второго Рабства и мы всей семьёй на старенькой машине поехали в первое путешествие. Тогда нам тоже встречались наспех покинутые деревни. Люди не верили, что освободились навсегда и, прихватив всё, что могли унести, уходили целыми семьями. Кто в города, кто на стройки. Империя строилась, и рабочие руки нужны были везде.
    К вечеру, измученный и голодный я приехал. Дорога была мне знакома, и я остановился против её дома. Позвонил. Голос показался ещё растеряннее, чем прежде.
  - Мне выходить,- тревожно спросила она, и я как можно бодрее ответил:
  - Конечно.- Я не узнаю никогда, что ты думала, пока я ехал, я никогда уже не узнаю, что ты думаешь и хочешь, но сейчас это меня не волновало, важно, что я здесь. Есть не хотелось, слова, которые хотел сказать при встрече, вдруг все пропали. На языке вертелись только какие-то банальные  фразы, а произносить их не хотелось. Я вымылся, и ты уложила меня спать.  Хотя и сильно устал, но сон долго не шёл. Приняв хорошую дозу снотворного,  провалился в бездну и… очутился на берегу знакомой речки. Обычно, она тихая и спокойная, но сейчас быстрые и мутные воды, совершая крутой поворот, с силой обрушивались на крутой берег, раз за разом, всё ближе подбираясь к моему дому. Огромные куски рыхлой чёрной земли  под натиском  воды с глухим шумом падают в водоворот и уносятся дальше бурным потоком. Мой мир гибнет у меня на глазах, а я не в силах помешать этому. Страх и отчаяние охватывает меня.  Тут, ко мне подходит странного вида человек, одетый в потрёпанную одежду. Впереди себя он толкает старую тележку, наполненную мусором. Одного взгляда на него достаточно, чтобы понять - это Он.
  - Господи, помоги мне, останови разрушение, -  взмолился я.
  - Нет, - отвечал он.- Только ты сам можешь помочь себе.  Поток, грозящий смыть твой дом - это твои мысли, и твои желания. Помни об этом, а теперь прощай, у меня много дел. - И он исчез. 
    Очнулся я от сильного толчка, в шкафу зазвенела посуда. «Что это? Землетрясение или подземный взрыв?» Посмотрел по сторонам и увидел себя, спящим на разложенном диване. Было светло. В этом Северном городе в июне белые ночи. «Так, где же я? Там, у гибнущего дома, или здесь, в тихой, гостеприимной квартире?»
    Когда снова проснулся, было уже утро.  Ныла  спина, сказалась всё-таки, длинная дорога. Ты как-то обмолвилась, что умеешь снимать боль. Вот было бы к стати. Я попросил тебя об этом и ты охотно, как мне показалось, согласилась. Я лежал,  пытаясь расслабится, а по телу от твоих тёплых рук разливалось густое блаженство, Я готов был лежать бесконечно. Однако, хорошего не бывает много, всё кончается. Боль утихла и я почувствовал себя лучше.
    Мы позавтракали и договорились ехать в Каменный город. Когда рухнул Железный Занавес, туристы с разных мест потянулись посмотреть на уникальное природное творение.  Я знал, ты любишь это место, даже как- то пошутил: «может и нам там квартирку подыскать?»
    Но сначала надо было выполнить то, зачем, собственно, я и приехал сюда. Позвонил партнёрам, и сообщил, что сейчас подъеду.
  - Что ты, зачем, мы сами тебя встретим и проводим,- заявили в трубке.
    Ну что же, тем лучше для меня. Я ожидал, что за мной придёт служебная машина, но подъехало такси с молодым, на вид, человеком.
  - Александр,- представился он, и мы поехали. Место, куда меня привезли, шокировало. Мы въехали на территорию полуразрушенного военного завода и прошли грязными, не освещёнными коридорами. Особенно потрясло одно помещение. Очевидно, раньше это был сборочный цех. Рядами стояли монтажные столы, на них в рабочем беспорядке лежал инструмент, кассеты с деталями, полусобранные приборы. Кажется, что сейчас зажжется свет, помещение наполнится оживлёнными голосами и работа закипит. Но нет, всё было покрыто толстым слоем многолетней пыли. Сначала я подумал, что это грабители заманили меня сюда, пока в углу, у окна, под прозрачной плёнкой, не увидел матовый блеск знакомых предметов. Скоро всё стало ясно. Никакого предприятия давно не существует, его растащили по частям новоявленные предприниматели. Только небольшая кучка энтузиастов, загнанных в эти нечеловеческие условия, продолжали начатое дело. Всё богатство было у них в головах, а этого не отнимешь. Погрузив незаконченное оборудование и пожелав дружному, но бедному коллективу успехов, я покинул «гостеприимных» хозяев. Кто знает, может им ещё повезёт, а меня ждал Каменный Город.
    Когда выезжали, накрапывал мелкий дождь, и чем дальше мы ехали, а путь был не близкий, дождь становился всё сильнее и сильнее. Но погода не пугала меня, я твёрдо знал, сегодня наш день и ничто его не испортит. Дождь разошёлся не на шутку. Дворники едва справлялись со своей работой, и тут на дороге мы увидели женщину. Вся мокрая, она отчаянно пыталась остановить проезжающие машины, но они проносились мимо, обдавая её потоками воды.
  - Давай остановимся,-  предложила она, и мы остановились.
    Это была верующая женщина, я частенько встречаю таких, она бесконечно была уверена, что нас ей послал бог за какие-то заслуги. У меня своя вера. Мне, например, невыносимо смотреть на тех, кто ещё вчера исступленно славил Великого Вождя, уничтожал тысячелетние храмы, а сегодня лицемерно склоняется перед крестом. Жизнь изменилась, эпоха Большого Кризиса кончилась, и хамелеоны должны приспосабливаться, чтобы выжить. Как бы то не было, всё равно приятно чувствовать себя проводниками высших сил. Значит мы не так уж и плохи, раз они именно нас выбрали для своих добрых дел. Доставив женщину до её места, мы поехали дальше. Дождь постепенно стал стихать и совсем прекратился, как только мы подъехали к Каменному Городу. Странное дело, по дороге нам не встретилась ни одна машина, зато там царил смех и веселье. Автобусы, легковые машины, мотоциклы, вся площадка под строгой табличкой: «Стоянка транспорта категорически запрещена, возможен обрыв электропроводов» была забита до отказа. Проигнорировали её и мы. Я абсолютно был уверен, что сегодня то старая ЛЭП, проложенная ещё задолго до  Новой  Реконструкции не лопнет от перенапряжения. Каким то чудом она одна уцелела в этой глуши, когда вокруг стояли одни голые мачты.
    Прыгая с кочки на кочку, мы пересекли болото и очутились в Каменном городе. Мы бродили по его проспектам, и переулкам, стояли на площадях, заглядывали под  каменные крыши домов, опускались в узкие колодцы, любовались причудливыми формами деревьев, неизвестно как  прижившихся на голых камнях. Город жил своей жизнью. Кругом были люди. Вот влюблённая парочка нашла себе тихий уголок и самозабвенно целуется, думая, что они одни. Непоседливое чадо карабкается на каменную черепаху, а родители с тревогой наблюдают, готовые прийти на помощь. Молодые люди развели костёр и бренчат на гитаре свои незамысловатые песни. С высоты своего многовекового существования Город снисходительно наблюдал за этой суетой. Он имел на то право. Ведь он уже жил, когда не было ещё на свете этих непоседливых существ. И будет жить дальше, если те же  безобидные сейчас существа, вооружившись мощью своего разума и алчности, не захотят сравнять его с землёй, вытрясти из него спрятанные богатства, как это происходит сейчас с Большой Горой, которую яростно и безнадёжно пожирают Железные исполины. К сожалению, люди так и не поняли, что, уничтожая природу, они уничтожают и себя, ибо они и есть часть этой природы. Я понимаю, что нельзя пока иначе, понимаю, но не могу смириться.
    Можно бесконечно бродить по Каменному городу, тысячу раз пройти по одному месту, и каждый раз будет казаться, что ты тут впервые.
    Снова закапал дождь, это  дали понять, что пора домой. Мы наспех пообедали, собрались и тронулись обратно. Сейчас наш путь лежал через небольшой горняцкий город. Некогда, во времена Великой Империи это было богатое и процветающее место. Туда ехали в поисках счастья и больших денег. Но всё изменилось. Империи больше нет, богатства иссякли и люди покинули его, оставив после себя огромные пирамиды пустых отвалов. Я подумал, что когда всё исчезнет, только эти пирамиды, похожие на Египетские, через тысячи лет будут напоминать о существовавшей некогда цивилизации. Мы въехали в город, и перед нами открылось жуткое зрелище. Внешне, город напоминал тот, из которого мы только что выехали. Те же каменные  улицы и проспекты. Каменные дома зияли пустыми провалами дверей и окон. Но там была жизнь, а здесь царствовала смерть. Разбитые витрины и поваленные уличные фонари, повсюду виднелись открытые колодцы без тяжёлых чугунных крышек. Поразило ещё одно сходство, это полное отсутствие всякого металла, вечного спутника цивилизации. Впереди виднелось большое и высокое здание с пустыми, широкими проёмами. Очевидно, раньше здесь размещалась администрация. Высоко, под самой крышей здания издалека были  видны барельеф Великого Вождя и надпись крупными буквами: « МЫ ПРИДЁМ К ПОБЕДЕ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ТРУДА». Было пусто и тихо. Я вспомнил кадры из Чёрного города, покинутого ещё во времена Новой Реконструкции. Там была надежда, там была жизнь.  Уродливая в своём проявлении, искажённая ядерным взрывом, агрессивная, буйная, но жизнь. Природа стремилась как можно скорее залечить раны неразумного своего дитя, и в какой то мере ей бы это удалось, не грянь Большой Кризис. Здесь не было даже намёка на какую то надежду. Вдруг, в одной из полуразрушенных пятиэтажек, мы увидели окна с целыми стёклами, а на балконе под моросящим дождём висели белые детские  пелёнки. Висели как символ капитуляции перед нищетой, обреченностью, безысходностью и бесправием.
    Мне стало стыдно. Стыдно за новоявленных олигархов, с ненасытной алчностью расхищающих наши богатства, стыдно за продажных чиновников, раздирающих на части остатки разрушенной страны,  стыдно за свою устроенность в этой жизни. Молча, мы покинули брошенный город.
    Однако жизнь продолжалась. Дождь  успокоился, выглянуло солнце, осветив красивую горную местность. Природа заблестела, радуя красками и летним теплом. Ты что-то рассказывала, я чувствовал тебя рядом, и мне было хорошо. Мы подъехали к  тайной цели моего путешествия. По обе стороны дороги высоко в небо уходили две блестящие, белые стелы, на многие тысячи километров с севера на юг широкой чёрной полосой разделяющие огромный Материк. Их воздвигли во времена Новой Реконструкции, как символ объединения и будущих побед. Это было время надежд и свершений. На небе зажигались искусственные солнца, перекрывались моря, поворачивались великие реки. Строились новые города. Люди, как биологический вид, усиленно размножались. Но всё рухнуло с приходом Большого Кризиса, алчность и стяжательство взяли верх над верой в добро и справедливость, Материк, и всю великую некогда Империю невидимым ножом искромсала Тёмная сила. Тогда и появилась эта широкая, чёрная и бесконечная полоса. Не только Материк разделяли стелы, они разделяли две цивилизации, твою и мою.  Я хотел, чтобы ты встала на своей стороне. Я - на своей. Мы сожмём руки над чёрной полосой ненавистной границы, чтобы так и остаться, навсегда застыв в памяти  твоего фотоаппарата, Отчаянная  и беспомощная  моя попытка соединить несоединимое сорвалась. Я встретил такой жёсткий отказ, какого не ожидал. Никакие уговоры не помогали, и я отступил. Никогда не узнаю, что заставило тебя отказаться  от этой моей затеи, какие ассоциации возникли у тебя после моего предложения. Ведь ты жила в этом расколотом мире. Сотни раз пересекала границу. Это был твой мир, а не мой. В конце концов, каждый человек имеет право на тайны, а кто я такой, чтобы вторгаться в твой мир, довольствуйся тем, что тебе разрешили.
     Всю остальную дорогу мы ехали молча, каждый думал о своём. Потом мы сидели у тебя на диване, ты читала мне книгу и рассказывала о недавнем путешествии по Горной реке. Незаметно для себя, я придвинулся ближе и обнял твою мягкую, теплую руку. Ты не отстранилась. Я почувствовал, как твоя живительная энергия по невидимым каналам устремилась в меня. Ты спокойно и нежно отдавала её, как мать, которая не в силах оторвать от своей груди ребёнка, пока тот окончательно не насытится. Я и чувствовал себя таким ребёнком пред тобой, только большим. А, может, это был тот другой, чьей волей я оказался здесь.
    Горячая волна поднялась из глубины и заволокла сознание. Резко и вибрирующе зазвенел телефон. Я встал,  изо всех сил пытаясь скрыть своё состояние. Звонила жена.
  - Будешь второго Юго-западный рейсом? Конечно, встречу. Розы в саду? Конечно, политы.
    Я не лукавил. Отчётливо видел, как за тысячу километров отсюда тёплый, летний дождь поливает наш опустевший дом, деревья, цветы на клумбах, дорожки в саду, заросшем густым терновником, я всё это видел, я был там, а опустевшее тело медленно оседало на пол…
    Утром мы прощались. Долго стояли, тесно прижавшись друг к другу, мне не хотелось отпускать тебя из своих рук. Как бы я хотел узнать, что думала ты в тот момент, но мне этого было не дано. Мне было хорошо и спокойно.
  - Ты же не закончил своё путешествие,- сказала она, наконец, отстраняясь от меня. Не вся твоя программа выполнена.
   «Так давай, выполним её до конца»,- хотел сказать я, и, в какой-то момент показалось, что именно этих слов ты и ждёшь, но сдержался. Завеса непроницаемости по-прежнему окутывала тебя. Что ж, я получил всё, что было позволено, а на большее я не рассчитывал.
    Ехать обратно было легко и быстро. Я любовался горными пейзажами, пролетающими за окном, с неизбежными атрибутами наскального жанра. Вдруг, из за крутого поворота с зажженными фарами по встречной полосе, отчаянно сигналя, прямо на меня  вынеслась большая машина, пытаясь обогнать длинный фургон. Я не разбираюсь в машинах, да и было всё равно. Времени на манёвр уже не было. Когда- то, я немного посещал курсы экстремального вождения, но в этой ситуации мои скудные навыки едва ли бы пригодились. Я закрыл глаза и передо мной отчетливо всплыл протокол ДТП с описью вещественных доказательств, собранных около искорёженной груды металла. В списке скрупулезно были перечислены мои вещи, находящиеся сейчас в машине: Приборы неизвестного назначения - 10 шт., Палатка -1шт., Матрац надувной -1 шт.,   Одеяло-1шт., комплект постельного белья-1 шт., а также зубная щётка, полотенце, и т.д. Полный набор командировочного, приспособленного для автономного существования. Ещё я увидел белую лабораторию и чёрных людей, склонившихся над моими приборами. Они, вероятно, пытались определить их назначение. Напрасные усилия. Ребята поработали на совесть. Выяснить их назначение, всё равно, что узнать, о чём думал человек перед смертью. Тем не менее, к такому развитию событий, я готов не был и открыл глаза. Моя машина резко добавила скорость и круто ушла на обочину, буквально протиснувшись между огромным джипом и ограждением дороги, лишь слегка чиркнув по ним боковыми зеркалами. Промелькнуло в окне испуганное лицо молодой женщины. Натужно прогудел мимо тяжело гружёный фургон. Ему вообще не было дела до тех, кто там копошится  у него внизу. Готов поклясться, что не я в тот момент управлял машиной. Медленно  остановился и перевёл дух.
   «Всё. Хватит с меня этих штучек, - сказал я себе, - надо быть внимательней».
    Хотя был ещё день, но солнце спряталось за тяжёлые тучи и потемнело. Я ехал по Восточному обводу, так называлась приподнятая над землёй магистраль, с восточной стороны широкой полосой опоясывающая город моей юности. Именно отсюда, много лет назад, я отправил ей полное откровенного признания и юношеского максимализма послание. Как давно это было, а я до сих пор помню каждую его строчку.
    Не заметил, как съехал с дороги и оказался в шумном месте. Это был не бедный район. Мимо проплывали дорогие машины, в которых сидели женщины в роскошных нарядах, они упивались своей красотой и успешностью. Был выходной день, сверкали рекламные плакаты, всюду была слышна музыка, открылись бары и рестораны, там сидели солидные мужчины в дорогих костюмах, кто с жёнами, кто с любовницами, не разберёшь. Им совсем не было дела, что где-то, в нескольких сотнях километров отсюда, другие, биологически подобные индивиды, такие же граждане, некогда Великой страны, пытаясь выжить, без тепла и света, отчаянно борются за своё существование.
    Чтобы сократить путь, я поехал по берегу Голубой реки. Только сейчас пришла мысль, что река - единственное, что нас соединяет теперь. Дорога шла по самому низу, я ехал, а мне казалось что  плыву, обгоняя быстроходные катера и яхты. Ещё мне подумалось, что, случайно встретившись на границе двух миров, мы никогда уже больше не увидимся снова.
    Через год ты навсегда покинешь Северный город, где горы и тайга до самого океана, где облака цепляются за седые вершины, где в прозрачных ручьях, на радость чёрным старателям, ещё встречаются россыпи золота, а заброшенные штольни до сих пор хранят искристые самоцветы. Город, которому так и не суждено стать городом будущего.
    А что же я? Век подопытных кроликов недолог.
    Из сообщений информационных агентств:
   «Ракетный эсминец Северного альянса, нарушивший Конвенцию пребывания, был атакован двумя истребителями Федерации. Все системы управления на корабле вышли из строя, и он оказался беспомощной мишенью. Один из самолётов 12 раз подряд демонстративно прошёл в непосредственной близости, имитировав атаку. На корабле возникла паника. После ухода истребителей, управление кораблём было восстановлено, и он спешно покинул зону противостояния. В порту, 17 членов экипажа сразу же подали рапорты об отставке, остальным понадобилась психологическая помощь».


Рецензии
Рассказ недурен, вполне читается. Хотя мне не понравилось наличие стилистических и орфографических ошибок, а также явных шероховатостей в композиционном плане. Но, думаю, автор не претендует на соблюдение классических литературных канонов. Он хотел поделиться своим мироощущением, и ему это вполне удалось. Видно, что человек приличный, в отличие от множества современных окололитературных конъюнктурщиков.

Наталья Глухова   15.02.2015 21:07     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.