Зима на озере Нюк

         При­мер­но с на­ча­ла ян­ва­ря зи­ма пе­ре­ста­ла быть доб­рой. Это про­изош­ло, ко­гда я училась в пятом классе и от­ды­хала на зим­них ка­ни­ку­лах в да­ле­кой ка­рель­ской де­ре­вуш­ке у де­да.
         В силь­ные мо­ро­зы в са­ду раз­да­вал­ся гром­кий, точ­но вы­стре­лы, треск де­ревь­ев.
         Под пыш­ным снеж­ным по­кро­вом бес­край­ней рав­ни­ной про­сти­ра­лось озе­ро Нюк. Бе­лая пе­ле­на скры­ва­ла бе­ре­го­вой оль­ша­ник и лоз­няк.
         Снег за­сы­пал с вер­хом низ­кие де­ре­вен­ские хле­ва, так что при­хо­ди­лось про­ка­пы­вать к ним глу­бо­кие хо­ды, по­хо­жие на тун­не­ли. Из­да­ли бы­ло очень труд­но до­га­дать­ся, что над озе­ром, в раз­вил­ке ре­ки, при­кор­ну­ла де­рев­ня. Толь­ко в по­лу­ден­ную по­ру кое-где вид­не­лись струй­ки ды­ма, буд­то бы под­ни­маю­щие­ся пря­мо из сне­га, и это был един­ст­вен­ный при­знак жиз­ни.
         Дым­ков бы­ло ма­ло. Лю­ди бе­рег­ли дро­ва: ни­кто не знал, ко­гда от­сту­пят хо­ло­да, к то­му же ни один смель­чак не ре­шал­ся от­пра­вить­ся в лес. Сне­гу на­ва­ли­ло вы­ше го­ло­вы – не­дол­го по­те­рять до­ро­гу, за­блу­дить­ся в бе­лом ми­ре.
         Слов­но мед­ведь, улег­ший­ся в яме на зим­нюю спяч­ку, уш­ла под снег де­рев­ня, ти­хая, при­молк­шая. Зи­ма дер­жа­ла в сво­их креп­ких объ­ять­ях не толь­ко зем­лю и во­ду, но и са­му жизнь. Мерт­вым сто­ял клуб над озе­ром. Суг­ро­ба­ми за­не­сло тро­пин­ку в на­чаль­ную де­ре­вен­скую шко­лу.             
         Да­же труд­но бы­ло по­ве­рить, что та­кое бу­дет не все­гда. Ка­за­лось, ни­ко­гда не по­бе­дить яр­ко­му солн­цу, не одо­леть те­п­ло­му вет­ру жес­то­ких мо­ро­зов, снеж­ных за­ва­лов.
         Ни де­тей, ни взрос­лых не ве­се­ли­ла зи­ма, как бы­ва­ло рань­ше.


Рецензии