Любознательность или...

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ ИЛИ...?
(быль)
Буквально каждого матроса, пассажира или курсанта, впервые прибывшего на судно, корабль или подводную лодку, чуть ли не с первого шага знакомят под роспись с правилами поведения на них. Одним из этих правил является требование не  входить на ходовой мостик, не  трогать, не включать и не выключать ни одного механизма, который не входит в его заведование.   Тем  не менее, абсолютно непонятная жажда познания или любопытство толкает некоторых из них   к поступкам, которые приводят к происшествиям и даже крупным авариям на флоте. Причём иногда таким  недостатком страдают не только новички, но и люди которые прослужили на флоте не один год.
Лето 1967 года. Командир перегонного экипажа десантных кораблей старший лейтенант Родионов, вместе с боцманом этого же экипажа мичманом Литвинец В.С. прибыл на судостроительный  завод «Коминтерн» в город Херсон. Его задача убедиться, готов ли МДК (Малый десантный корабль) типа «Сайгак»  принять на борт  перегонный экипаж. Старший строитель корабля Феликс Серебро лично заинтересован, чтобы  акт готовности корабля к заселению был подписан, как можно скорее. Поэтому все требования командира выполняются немедленно.
Вот и сейчас Феликс с пачкой документов в одной руке и с бутылкой спирта в другой пытается убедить Антона, который зашёл в его каюту на дебаркадере,  что на корабле полный ажур, и экипаж уже можно вызывать.
-Феликс, убери бутылку! – смеётся старший лейтенант. – У меня этого спирта было столько, что я мог бы в нём ванну принимать, если бы захотел.
-А чем я ещё могу  заинтересовать такого файного* командира? – не унимается Феликс.
- Качеством подготовки корабля  и его жизнеобеспечивающих систем, - спокойно парировал Антон. – У вас до сих пор не готовы цистерны пресной воды, а без этого я никогда не подпишу акта. Вода – это один из источников жизни, и в то же время плохая вода- это один из главных источников болезни экипажа.
-Да, всё уже сделано, - клялся  строитель. – Просто военпред ещё не подписал акт приёмки  питьевых цистерн.
-Вот когда подпишет, тогда и будем говорить,- не сдаётся  Антон. – А пока разрешите откланяться. Это еще при условии, что боцман убедится в том, что жилые помещения готовы.
Командир МДК выходит на палубу дебаркадера. Навстречу ему по трапу поднимется мичман Литвинец.
-Товарищ командир, проверил все каюты и кубрики. Помещения к заселению экипажа готовы, -радостно доложил Виталий Степанович.
-Не считая воды, - охладил его пыл  Антон.
-Да с водой тоже всё нормально,  сам проверял и даже попробовал воду из крана, - заверил Виталий.

Антон уже два года знал этого здорового, жизнерадостного мичмана. Это был прекрасный специалист, опытнейший моряк и грамотный боцман. Каждый командир счёл бы за честь иметь у себя на борту такого мичмана.  Литвинец был боцманом на МДК -20 и когда Антона назначили  командиром перегонного экипажа, он согласился перейти в этот экипаж, чтобы помочь командиру принять корабль от промышленности.

Виталий Степанович был на 10 лет старше Антона и по возрасту, и по опыту службы на флоте, но никогда не кичился этим.
-Товарищ командир, только я с Вами на перегон не пойду. Я должен вот, вот получить квартиру, а если я уйду с Вами, уйдёт и квартира, - заранее предупредил он.
-Хорошо, хорошо. Поживём, увидим, - не стал спорить Антон.- Может быть, Ваша  квартира уже готова, и мы до отхода в Египет  ещё успеем отметить новоселье. А пока пойдём обедать. 
Проверка готовности «Сайгака» не единственная цель прибытия старшего лейтенанта на завод. Антон временно исполняет обязанности командира МДК-20, который находится на плановом ремонте здесь же на Херсонском СРЗ и ошвартован правым бортом к дебаркадеру. 

Его командир, капитан-лейтенант Перминов В.С., убыл в отпуск по семейным обстоятельствам, а Антон должен перегнать МДК-20  в Одессу.
-Товарищ командир, Вы когда снимаетесь со  швартовых? -   раздался голос шкипера дебаркадера Ицкова. – Вы не возражаете, если я ошвартую к вашему борту колёсный пароход?
-Это ещё зачем? Мне через два часа выходить на Одессу, а тут  такая реликвия! – засмеялся Антон.
-Да он ненадолго, всего на полчаса, - заспешил Яков Семёнович. – Команда парохода только забежит на пару минут в наш буфет, и они пойдут дальше.
-Хорошо, швартуйте! Я сейчас вышлю пару матросов принять концы, - ответил Родионов.
-Да никого не надо высылать, я сам приму концы и доложу Вам, - приветливо улыбаясь, сказал Ицков.
 
Шкипер дебаркадера, Яков Семёнович Ицков, был исторической личностью херсонского завода «Коминтерн». Он служил ещё в царской армии и сохранил в себе все признаки старого служаки. Встречаясь с новым офицером, прибывшим на завод, он непременно становился «во фрунт», щёлкал каблуками  и без запинки докладывал: - шкипер дебаркадера, Её Императорского Величества Александрийского гусарского полка, рядовой Ицков.
-Товарищ командир, Ваш обед скоро покроется льдом, идите в кают-кампанию, - раздался голос вестового Вани Крюкова.
-Я уже иду, вот только руки помою. Накрывай на стол! – успокоил его Родионов.

Крутнувшись на одной ножке, вестовой убежал накрывать на стол. Антон помыл руки и пошёл в кают-компанию. Виталий Степанович уже расправился с первым блюдом и  присматривался, с какого бока  приступить к отбивной, занимавшей половину тарелки.
-Сейчас  отдам дань уважения этому прекрасному лангету, выпью компотика и пойду спать,- вожделенно переворачивая отбивную, комментировал Виталий Степанович.
-Нет проблем, - успокоил его Антон. - Выход запланирован на 16-00. Так что распорядок нарушать не будем. Отдыхайте!

В это время  что-то мягко толкнуло МДК, и его корпус  слегка задрожал.  Антон  по привычке выбежал на левый борт. Вдоль борта протягивался колёсный речной теплоход «Дмитрий Фурманов». Его кормовой швартов уже был  закреплён на корме МДК, и огромное колесо  с широкими плицами приближалось к борту  МДК.
-Он же сейчас повредит свой движитель, - забеспокоился Антон.
-Ничего с ним не будет, - заверил его Яков Семёнович. - Там очень опытный капитан. Он знает что делает. 

Действительно, когда до борта МДК оставалось каких-нибудь полметра, плицы зашлёпали по воде , огромное колесо проплыло мимо борта  МДК, и  кормовая часть речного теплохода, как будто бы прилипла к носовой части борта МДК. Дюжий матрос  с теплохода сноровисто подал трап   и  его немногочисленная команда, вместе с солидным мужчиной в капитанской форме, не задерживаясь, высыпала на причал и скрылась за углом  конторы строителей.
 
Антон даже не стал вникать, почему, вопреки морским традициям,  ни капитан, ни члены команды теплохода  не попытались войти в контакт с членами команды МДК, или со шкипером. Он молча пошёл в каюту командира МДК, чтобы хоть полчаса отдохнуть перед выходом в море.  В дверь постучали. Вошёл Ваня Крюков и, улыбаясь, доложил, что бельё на постели командира поменяно.
-Спасибо, Ваня. Я тут ночевать не собираюсь. Дай мне, пожалуйста, одну подушку, я поваляюсь полчасика на диване, - ответил Антон и, устроившись поудобнее, попробовал заснуть.
Крюков вышел из каюты и  почти сразу после этого Родионов услышал  резкий скрип и диван под ним прыгнул вперёд.

Антон спрыгнул с дивана, выскочил из каюты, распахнул бронированную дверь,  ведущую на левый борт и  тут же юркнул назад, чуть не сбив с ног мичмана Литвинец. Не успел он захлопнуть за собой дверь, как раздался мощный удар и на бронированной двери вздулся довольно большой бугорок.
-Товарищ командир, что это было? – удивлённо воскликнул Виталий Степанович.
-А безносая гналась за мной с косой, да не успела. Теперь придётся ей косу отбивать, - пошутил Антон, медленно открывая  дверь.

А  случилось вот что: не успел Антон выйти на палубу, как увидел, что чуть ли не перед самым его носом, надраенный как струна стальной швартов, толщиной  в руку, звенит и  растягивается, готовый в любую секунду лопнуть. Если бы Родионов не успел спрятаться за бронированную дверь, трос наверняка разрубил бы его надвое. 
Как выяснилось позже, не успела команда теплохода сойти на берег, как вахтенный моторист решил покрасоваться на ходовом мостике. Представив себя капитаном дальнего плавания, он подошёл к машинному телеграфу и, надув щёки, сам себе скомандовал «Полный вперёд!» и перевёл  ручки телеграфа.

Поскольку дизель работал на холостом ходу, а управление двигателем  с ходового мостика не выключено, колёса теплохода начали добросовестно отрабатывать полученную команду. Пока незадачливый «капитан» сообразил поставить ручки телеграфа на «стоп», швартовый трос лопнул.
 
 
*Дебаркадер – плавучая речная  пристань, зачастую используется как плавучая  гостиница
*Плицы – часть гребного устройства колёсных телоходов               
 *Файный – прекрасный (одесский  жаргон)
 


Рецензии
Да Петр я тоже был свидетелем, когда трос лопнул. А дело было так, вытягивали два гусеничных трактора металлический паром из реки на берег на зимовку, а он тяжелый да еще и с водой внутри (конденсат за лето накопился) и вот на пароме стоял мужик и командовал трактористами. Я тогда еще малец, наблюдал, чуть поодаль с берега. И вот трос лопнул, скрутился пружиной схватил того мужика за ноги приподнял и шмякнул о пол парома. Я думал мужик погиб, но слава Богу он остался жив.

Анатолий Копин   11.01.2016 19:03     Заявить о нарушении
Повезло мужику!А Вам спасибо за рецензию! С уважением, Пётр.

Петр Чванов   12.01.2016 22:07   Заявить о нарушении