Времена года. Осень

Наступил сентябрь. Пришлось съезжать с дачи в город, потому что у детей наступили занятия в школе. Но каждый свободный день Люся с Виктором проводили на даче, где осенью дел было невпроворот. Уборка урожая, вскапывание всего огорода, чтобы весной в земле скопилось больше влаги и многие другие дела.
     А Осень уже потихоньку вступала в свои права. Пожелтело поле за лесополосой, началась жатва.
Стебли, как струны ветер ласкает, тихие звуки перебирает, высохло поле, отяжелело, сразу поникло и пожелтело. Что оно шепчет грустно и кротко, может, о жизни, слишком короткой…
     Каждый раз осенью возникало у Люси светлое чувство с примесью грусти. Было жаль того, что время летит так стремительно, и что такое счастливое лето осталось позади. Именно осенью приходили мысли о скоротечности жизни и её неповторимости:
Осень, грустная нота, обнажённая суть, в ней высокое что-то, в ней тревожно чуть-чуть. Осень каждому в жизни ощутить суждено, где пронзительно-остро, запоздало умно. Где кончаются сказки, где нет розовых снов, где контрастные краски и нет полутонов. Но о чём-то охота повздыхать, помечтать. Просветлённые дали! Красота, благодать…
Но пока ещё было только начало.Кроны деревьев и кусты, кое-где окрашенные яркими красками, казались более густыми и пышными. Ещё не приморозило плоды шиповника, и они были твёрдыми, а калина ещё сильно горчила. Красную смородину  никогда не собирали, и куст стоял кокетливо разнаряженный кистями бордовых ягод.
 Первые багряные светятся листы, в знобких росах утренних яркие цветы.  Скоро вспыхнут золотом пыльные кусты, и проступят признаки скрытой красоты. Осень принимается ткать свои ковры, нет в природе красочной и милей поры. Ярко и пронзительно звёздочки горят, высоко и горестно журавли кричат…
     Часто думала, как хорошо, что есть такая возможность оторваться от города, покопаться в земле, от которой, казалось, передаётся энергетика и сила. Любила притулиться к шершавому стволу берёзы, прислушаться к шуму её листвы.
Чтоб отдохнуть душою, сладить с самой собою, мне окунуться надо в мир тишины, покоя. Мне оказаться надо там, где царит прохлада, там, где расселась банька  старая у ограды.  Там, где берёзы зябнут под одеялом драным, где тополя под ветром мощным звучат органом. Скоро там грустно станет, сад мой осенний вянет…
     Потом начинали потихоньку опадать листья, по временам сеялся мелкий дождик. Но он был не обложной, тучи рассеивались, и опять наступала тишина и покой.
Мелкого дождика капли прохладные моют опавшие листья нарядные. Тихие заросли, прежде шумливые, рвут тишину лишь вороны крикливые.  Небо остывшее, тучи размазаны, летом последние сказки рассказаны…
     И вдруг снова становилось тепло.  Бабье лето!
…только вдруг  внезапно и нежданно озарится небо утром рано, засверкает ярким чистым светом, будто возвратится снова лето. Это ненадолго, быстротечно, но закружат бабочки беспечно, осы вновь гнездо своё покинут и паук развесит паутину.А цветник с поникшими стеблями полыхнёт последними цветами. Бабье лето, как парад прощальный, как аккорд последний, триумфальный.
     После этого становилось холодно. Шли нудные, продолжительные дожди. Ветер безжалостно срывал листву, а когда ветра не было, листва плавно кружилась и мягко падала вблизи своего родного дерева.
Ещё вчера пурпурные сияли небеса, ещё светились золотом деревья-паруса,  вечерний ветер ласково оглаживал листы, а ночью звёзды ясные сияли с высоты. Но вот, как псы бродячие сбежались облака, явили миру грязные, лохматые бока, хвосты свои развесили буквально до земли, безрадостно-холодными дождями потекли…
     И когда на дачном участке совсем становилось пусто, внезапно вспыхивала полянка с удивительными лилово-розовыми цветами.
Когда холодные туманы весь дол затянут, и листья падать перестанут, коврами станут, когда цветы уже завянут, шмели устанут, а в поднебесье след растает последней стаи, когда холодный дождь идёт, тогда «безвременник» цветёт. Не опуская головы, дождём умытый, он расцветает без листвы, совсем открытый. Лилово-розовый цветок, какой он нежный, как он не вовремя расцвёл, как безмятежно. Бывает так: подходит срок печальный, грозный, в душе распустится цветок, но…слишком поздно.
       Но вот все работы сделаны. Обкопаны кустарники, сожжены сухие листья, укрыты от морозов розы и клематисы.  Собирали весь инвентарь, выключали электроэнергию,  закрывали всё на замки и уходили на электричку.
       В последний раз оглядывались на домик, переоборудованный из списанного вагона с надстройкой мансарды и веранды. Который трясло, когда мимо проезжал тяжело гружённый состав, и казалось, что домик пытается ринуться  за ним вдогонку.
       С чувством удовлетворения смотрели на вскопанные ровненькие грядки.
Чёрные, сырые вскопанные грядки, травы на дорожках разметали прядки. Небо цвет меняет, с каждым днём бледнеет, скоро уже, скоро всё заледенеет. А в вершинах ветер сочиняет снова музыку предчувствий грозных и суровых…


Рецензии